Работа Правительства в цифрах и фактах. Правительство предложило меры для повышения эффективности целевой модели организации пригородного железнодорожного сообщения, зафиксированной в Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.
Правительство представило доклад во исполнение поручения Президента России от 6 марта 2015 года №Пр-398 (подпункт «г» пункта 1) по вопросу о формировании эффективной модели функционирования пассажирского железнодорожного транспорта в пригородном сообщении.
Распоряжением Правительства от 19 мая 2014 года №857-р утверждена Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и план мероприятий по её реализации. Целевая модель организации пригородного железнодорожного сообщения предусматривает:
со стороны федерального центра:
создание рамочных условий функционирования отрасли (включая требования к региональным планам транспортного обслуживания населения, методику определения экономически обоснованного уровня тарифов на пригородные перевозки, механизмы взаимодействия и разрешения спорных ситуаций между участниками рынка);
согласование параметров регионального заказа на пригородные железнодорожные перевозки (в части прогнозных объёмов пассажирооборота и транспортной работы);
разработку требований к минимальному уровню обслуживания и стандарту качества, обязательному для всех перевозчиков;
определение тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
регулирование отношений перевозчика и пассажира при оплате проезда в целях предупреждения безбилетного проезда;
финансирование затрат на инфраструктуру железнодорожного транспорта в конкретных регионах деятельности пригородной пассажирской компании при осуществлении перевозки пассажиров в пригородном сообщении по регулируемым субъектом Федерации тарифам, установленным ниже экономически обоснованного уровня, только при условии зафиксированных в региональном бюджете обязательств субъекта Федерации по полной компенсации выпадающих доходов перевозчика, связанных с установлением тарифов на перевозку пассажиров ниже экономически обоснованного уровня;
полную компенсацию перевозчикам стоимости проезда граждан, имеющих право на льготный проезд в пригородном железнодорожном транспорте в соответствии с федеральными нормативными актами;
со стороны субъектов Федерации:
разработку и согласование с федеральным центром долгосрочной комплексной стратегии транспортного обслуживания населения;
определение параметров регионального заказа на пригородные железнодорожные перевозки и размещение заказа;
согласование перевозчику размера экономически обоснованных затрат и установление экономически обоснованного уровня тарифа;
установление тарифов на перевозки в рамках регионального заказа (в виде предельной величины стоимости разовой поездки);
определение целевых показателей по изменению размера компенсации в течение действия контракта;
обязательную компенсацию перевозчику потерь доходов, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов в рамках перевозок, выполняемых в соответствии с долгосрочным транспортным заказом субъекта Федерации.
Для повышения эффективности данной модели в текущих условиях целесообразно:
установить коэффициент 0,01 к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородных поездах, а также базовый размер субсидии ОАО «РЖД» на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении, в объёме 33 млрд рублей с последующим постепенным увеличением коэффициента и соответствующим уменьшением размера субсидии;
в целях повышения прозрачности тарифного регулирования пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и эффективности деятельности пригородных пассажирских компаний организовать работу по наделению пригородных пассажирских компаний имуществом, необходимым для осуществления деятельности;
дополнительно нормативно закрепить за федеральным центром следующие функции:
формирование методологической базы по определению размеров платы за услуги ОАО «РЖД» по аренде, управлению и эксплуатации, а также ремонту подвижного состава и экономически обоснованного уровня тарифов на пригородные пассажирские перевозки;
урегулирование споров между пригородными пассажирскими компаниями и органами регулирования субъектов Федерации в случае отсутствия согласованной позиции по уровню экономически обоснованного тарифа на период регулирования;
мониторинг и контроль исполнения тарифными органами субъектов Федерации своих функций, в том числе по подтверждению экономически обоснованного уровня тарифов и по установлению тарифа для населения.
Указанные мероприятия позволят повысить эффективность использования субсидий, предоставляемых из федерального бюджета в целях доступности пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, и увеличить степень контроля за ценообразованием в пригородном пассажирском комплексе без перераспределения финансовой ответственности в рамках бюджетной системы, а также повысят мотивацию субъектов Федерации к реализации эффективной модели функционирования железнодорожного транспорта в пригородном сообщении, исходя из реальных потребностей и оптимизации параметров транспортного обслуживания населения регионов.
Также отмечается, что в Государственную Думу внесён законопроект об установлении льготной ставки налога на добавленную стоимость в размере 0% на услуги по перевозке пассажиров пригородным железнодорожным транспортом на срок до 31 декабря 2016 года. Правительство считает целесообразным рассмотреть вопрос об установлении указанной ставки налога на добавленную стоимость без ограничения срока.