Заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Козак провёл совещание 31 октября 2018 года. По итогам приняты следующие решения и даны поручения (протокол от 31 октября 2018 года №ДК-П9-206пр):
I. О текущей ситуации на рынке нефтепродуктов
1. Принять к сведению доклад Минэнерго России по данному вопросу.
2. С учётом состоявшегося обсуждения принять к сведению обязательства ПАО «НК Роснефть», ПАО «Газпром», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «НК ‟РуссНефтьˮ», ПАО «Газпром нефть», АО «Новый Поток», АО «Нефтегазхолдинг», ПАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТАИФ-НК», ПАО «Татнефть» обеспечить в период с 1 ноября 2018 года по 31 марта 2019 года:
2.1. реализацию нефтепродуктов (оптовая, мелкооптовая, розничная торговля) в субъектах Российской Федерации, в которые осуществлялись поставки нефтепродуктов, произведённых на собственных мощностях или по толлинговой схеме в 2017 году, и реализацию нефтепродуктов на биржевых торгах в суммарных объёмах по всем каналам реализации, превышающих не менее чем на 3% объёмы реализации таких нефтепродуктов в соответствующем месяце 2017 года (за исключением Хабаровского НПЗ, на который не распространяется требование о 3%-ном превышении объёмов реализации нефтепродуктов в 2017 году);
2.2. сдерживание цен реализации нефтепродуктов на предприятиях нефтепродуктообеспечения (мелкооптовые цены) при мелкооптовой реализации нефтепродуктов на уровне, не превышающем индикативные значения, указанные в приложении к настоящему протоколу, с обеспечением достаточного предложения для удовлетворения спроса независимых участников товарного рынка в соответствующих субъектах Российской Федерации (мелкооптовой реализацией нефтепродуктов для целей настоящего протокола является продажа нефтепродуктов с мест хранения, производства и перевалки, осуществляемая посредством отгрузки в автомобильный транспорт либо передачи в резервуаре для использования в целях осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием);
2.3. непревышение темпов роста розничных цен на реализуемые нефтепродукты с 1 января 2019 года – более чем на 1,7% (с учётом увеличения ставки НДС), с 1 февраля 2019 года – более прогнозного среднегодового уровня инфляции в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год (исходя из равномерного изменения цен в течение календарного года), имея в виду, что налоговый вычет, предусмотренный пунктом 27 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации («демпфирующий элемент обратного акциза»), компенсирует повышение ставок акцизов и обеспечит сдерживание оптовых цен на нефтепродукты.
3. Минэнерго России, ФАС России:
3.1. до 1 ноября 2018 года доработать с учётом пункта 2 настоящего раздела и представить в Правительство Российской Федерации проект соглашения между Минэнерго России, ФАС России и хозяйствующими субъектами-производителями нефтепродуктов о принятии мер по стабилизации и развитию внутреннего рынка нефтепродуктов (далее – соглашения), а также проект постановления Правительства Российской Федерации о заключении указанных соглашений;
3.2. до 7 ноября 2018 года совместно с ПАО «НК Роснефть», ПАО «Газпром», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «НК ‟РуссНефтьˮ», ПАО «Газпром нефть», АО «Новый Поток», АО «Нефтегазхолдинг», ПАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТАИФ-НК» и ПАО «Татнефть» обеспечить подписание (парафирование с учётом корпоративных процедур) соглашений, указанных в пункте 3.1 настоящего раздела;
3.3. в случае уклонения каких-либо хозяйствующих субъектов от подписания (парафирования) соглашений и (или) нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 2 настоящего раздела, до 9 ноября 2018 года внести в Правительство Российской Федерации предложения о применении системных мер по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов;
3.4. приостановить подготовку приказа о внесении изменений в совместный приказ ФАС России и Минэнерго России от 12 января 2015 года №3/15/3 «Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу приказа ФАС России и Минэнерго России от 30 апреля 2013 года №313/13/225» до окончания срока действия обязательств, предусмотренных пунктом 2 настоящего раздела;
3.5. обеспечить ежедневный мониторинг выполнения обязательств, предусмотренных пунктом 2 настоящего раздела и (или) заключёнными соглашениями. Обо всех случаях выявления нарушения указанных обязательств и принятых мерах по их устранению незамедлительно докладывать в Правительство Российской Федерации, а также информировать все хозяйствующие субъекты, указанные в пункте 2 настоящего раздела. В случае невыполнения каким-либо хозяйствующим субъектом требований об устранении допущенных нарушений не позднее, чем в 3-дневный срок, внести в Правительство Российской Федерации предложения о применении системных мер по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов.
4. ФНС России при проведении налогового контроля учитывать порядок ценообразования и обязательства хозяйствующих субъектов, предусмотренные пунктом 2 настоящего раздела и (или) заключёнными соглашениями, исключив соответствующие доначисления налога на прибыль.
5. ФАС России при проведении антимонопольного контроля исключить применение мер ответственности к хозяйствующим субъектам, предусмотренных антимонопольным законодательством, в связи с выполнением обязательств, предусмотренных пунктом 2 настоящего раздела и (или) заключёнными соглашениями.
6. Минэкономразвития России, Минэнерго России в случае необходимости до 12 ноября 2018 года внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проекты директив компаниям с государственным участием в целях исполнения мероприятий, указанных в настоящем разделе.
II. О перспективных мерах, направленных на стабилизацию и развитие розничного рынка нефтепродуктов
1. Принять к сведению информацию ФАС России о действующей тарифной политике естественных монополий, принятых тарифных решениях на товары (услуги) субъектов естественных монополий и отсутствии планов по их изменению на период до конца 2019 года.
2. ФНС России, ФАС России обеспечить проведение внеплановых проверок деятельности «независимых» сетей автозаправочных станций, обратив особое внимание на организации, превышающие индикативный уровень цен, предусмотренный приложением к настоящему протоколу, более чем на 4%.
3. ФАС России совместно с Банком России и АО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» до 12 ноября 2018 года представить в Правительство Российской Федерации согласованные предложения о внесении изменений в правила биржевой торговли нефтепродуктами, предусмотрев дополнительные механизмы обеспечения публичности и прозрачности проведения торговых процедур, а также предквалификацию участников торгов с допуском к участию в торгах на период до 31 марта 2019 года только сетей автозаправочных станций и конечных промышленных и сельскохозяйственных мелкооптовых потребителей в целях исключения спекулятивных сделок на внутреннем рынке нефтепродуктов.
4. Минфину России, Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России:
4.1. совместно с Минтрансом России до 1 марта 2019 года дополнительно проработать предложения по введению механизма плавающих ставок акцизов на моторное топливо с обратной зависимостью от изменения котировок на нефть в целях обеспечения ценовой стабильности внутреннего рынка на долгосрочную перспективу;
4.2. совместно с Минприроды России обеспечить безусловное исполнение планов-графиков подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федеральных законов «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (от 26 октября 2018 года № 8770п-П9), «О внесении изменений в статьи 3.1 и 35 Закона Российской Федерации ‟О таможенном тарифеˮ» (от 26 октября 2018 года №8752п-П9), «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (от 26 октября 2018 года №8761п-П9) и «О внесении изменений в статью 3.1 Закона Российской Федерации ‟О таможенном тарифеˮ» (от 26 октября 2018 года №8754п-П9) с целью обеспечения синхронизации повышения ставок акцизов на нефтепродукты и предоставления «демпфирующих акцизов»;
4.3. совместно с ФНС России дополнительно проработать вопрос о возможности администрирования сбора акциза на нефтепродукты на автозаправочных станциях;
4.4. дополнительно проработать вопрос об источниках финансирования увеличения «демпфирующего элемента обратного акциза», предусмотренного поручением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2018 года №ДМ-П9-51пр (раздел II, пункт 5.2).
5. Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России, Минфину России в рамках исполнения поручения Правительства от 24 октября 2018 года №ДК-П9-197пр (раздел I, пункт 2.1) до 12 ноября 2018 года дополнительно проработать вопрос об альтернативных введению заградительных пошлин механизмах насыщения внутреннего рынка нефтепродуктов, включая увязку права на экспорт нефти и нефтепродуктов с обязательствами нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний по обеспечению необходимых объемов поставок на внутренний рынок, в том числе по поставке добываемого сырья на переработку на российских нефтеперерабатывающих заводах с последующей продажей произведённых светлых нефтепродуктов в объёме не менее 17,5% от добываемой нефти на внутреннем рынке, а также запрет на экспорт нефти и нефтепродуктов для компаний, не являющихся их производителями (первыми собственниками).