Повестка: о проекте стратегии развития IT-отрасли до 2025 года; о состоянии конкуренции на рынке нефтепродуктов и ещё 14 вопросов.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение президента Российской академии наук Владимира Фортова
Сообщение заместителя Председателя Правительства Аркадия Дворковича
Сообщение Министра образования и науки Дмитрия Ливанова
Брифинг Министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки
Стенограмма начала заседания:
Д.Медведев: Добрый день! Ну что, с Дальнего Востока и из Китая все добрались?
Уважаемые коллеги, начнём вот с чего: 21 октября произошёл, как известно, террористический акт в Волгограде. Он унёс жизни шести человек, десятки человек ранены, в том числе дети. Хотел бы принести свои глубокие соболезнования родным и близким тех, чья жизнь оборвалась в результате этого чудовищного преступления.
Сегодня мы с вами рассмотрим проект распоряжения Правительства об оказании помощи пострадавшим и семьям погибших в Волгограде. Предлагается выделить из Резервного фонда необходимые бюджетные средства, порядка 23 млн рублей, для выплаты единовременных пособий. Конечно, наша общая задача, и государства, и граждан, – не допустить новых трагедий. Правоохранительные органы должны всеми силами бороться с бандитским подпольем, потому что террористы, к сожалению, пытались и пытаются дестабилизировать ситуацию в стране. Им, конечно, это не удастся, им не добиться этого, и они получат законное возмездие.
Сегодня на заседании мы рассмотрим проект Стратегии развития информационных технологий на период с 2014 по 2020 год и на перспективу до 2025 года. И я напомню: это продолжение нашей системной работы в рамках утверждённой «дорожной карты», она посвящена развитию отрасли информационных технологий.
Список участников
-
Список участников заседания Правительства Российской Федерации, 25 октября 2013 года
Эта отрасль – одна из ключевых, очень важных с точки зрения развития всей экономики. Во многом на самом деле мы связываем с ней и будущее страны в целом, то, насколько конкурентной будет экономика страны в ближайшей перспективе. Новые технологии должны обеспечивать не только информационную безопасность, не только эффективность государственного управления, но и в конечном счёте качество образования, медицины, социальных услуг – в общем то, что в наибольшей степени важно для наших людей.
Сегодня сектор информационных технологий – один из наиболее динамично развивающихся. Рост российского рынка за 10 лет обогнал среднемировой. Это неплохой показатель, это означает, что нашим людям эти новые технологии по душе, а, стало быть, у нас есть перспектива для развития не только этих технологий, но и науки, образования и всего того, что связано с этой новой сферой экономики. У нас очень большие ресурсы для дальнейшего увеличения IT-сектора, может быть, на 10 и более процентов в год.
Д.Медведев: «Сегодня мы рассмотрим проект распоряжения Правительства об оказании помощи пострадавшим и семьям погибших в Волгограде. Предлагается выделить из Резервного фонда необходимые бюджетные средства, порядка 23 млн рублей, для выплаты единовременных пособий».
Рост IT-сектора в целом опережает рост валового внутреннего продукта. Наверное, так и должно быть. Россия – одна из немногих стран мира, я напомню, которая имеет не только свой IT-сектор в целом, но даже свой национальный интернет-поисковик. Большинство стран используют глобальные продукты, а мы пользуемся в значительной мере своими, что, кстати, важно не по какими-то там соображениям престижа, а, скорее, является просто индикатором развития отрасли. При этом, к сожалению, в мировом объёме наша доля IT-услуг пока несущественна. Рост обеспечен внутренним спросом, который в значительной мере формировался государством. Я считаю, что это тоже было важно именно в первый период развития отрасли, потому что государство должно было стать драйвером развития IT-индустрии. До сих пор государство является самым крупным заказчиком IT-оборудования и технологий, но это в интересах самого государства, создаёт систему электронного документооборота, подталкивает госорганы к созданию современных баз данных, созданию сервисов. Мы продолжаем компьютеризацию школ, университетов, науки в целом, развиваем сеть электронных услуг.
Принятые решения
Сегодня в числе приоритетов стратегии – формирование непрерывной цепочки IT-образования (от школ до вузов и послевузовского образования, научных структур), подготовка квалифицированных кадров со знанием необходимых языков, поддержка научных исследований, создание новых рабочих мест. Но очевидно, что мы уже находимся в той стадии развития IT-индустрии, когда, собственно, одних государственных усилий недостаточно. Нужно, конечно, чтобы и бизнес был заинтересован в развитии рынка IT-услуг, нужно научиться продавать наши IT-продукты, в том числе за рубежом (наиболее известные бренды пользуются популярностью, но их немного), и, конечно, стимулировать спрос на эти услуги. Тогда те задачи, которые мы перед собой поставили в Стратегии развития до 2020 года, будут выполнены.
Сегодня о Стратегии доложит Министр связи и массовых коммуникаций.
Мы также рассмотрим сегодня ряд других вопросов, касающихся развития энергетики и создания современного рынка нефтепродуктов в стране. Я отмечу, что рынок этих нефтепродуктов в значительной мере сбалансирован, но тем не менее здесь всё равно есть ещё, чем мы все должны заняться. Сложившаяся структура обеспечивает потребности отечественной экономики. У нас растёт добыча, растёт переработка, растёт экспорт, в целом растёт производство, но мы должны сконцентрироваться на модернизации отрасли. Речь идёт о реконструкции и строительстве установок по переработке нефти, о повышении того, что принято называть глубиной переработки, и, конечно, об увеличении в необходимых случаях объёмов производства.
Существенное влияние должна на все эти процессы оказать конкуренция. Послушаем сегодня, что предлагается, тем более что у нас начал формироваться реальный товарный рынок. Тем не менее в сфере конкуренции проблем много. Часть из них новая, часть досталась нам в наследство ещё c прежних времён. Это, конечно, и расположение самих НПЗ, которые были построены, исходя из несколько иных приоритетов, с учётом планового характера экономики – конкуренции тогда, конечно, никакой не было. Это оказало влияние на характер рынка. Существует проблема – высокая стоимость проектов самой нефтянки, это очевидно, и сложности в регулировании самих процессов ценообразования нефтепродуктов. В общем, все это подлежит отдельному обсуждению.
Сегодня мы рассмотрим один из документов, связанный с совершенствованием деятельности таможенной службы, но я говорю об этом не только из-за важности этого документа, а для того чтобы поздравить таможенников с их профессиональным праздником.
У нас какая-то добрая традиция: когда вы отмечаете праздник, Андрей Юрьевич (А.Бельянинов – руководитель Федеральной таможенной службы), у нас проходит заседание Правительства. Теперь вы на него приходите в форме – это тоже добрый знак. Поздравляем сердечно, передайте всем сотрудникам службы от нас наилучшие пожелания.
Спасибо.
Приступим. Сначала тема, касающаяся IT. Николай Анатольевич Никифоров, прошу вас.
Н.Никифоров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию Стратегию развития IT-отрасли России на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года. Она разработана совместно с федеральными органами исполнительной власти. Я хотел бы поблагодарить всех коллег за конструктивное сотрудничество. Участвовала и Российская академия наук, IT-сообщество. Отдельно хотел бы отметить, наверное, и самые активные ассоциации разработчиков программного обеспечения – это «Русофт», Ассоциация разработчиков программных продуктов, АП КИТ; институты развития – РВК, фонд «Сколково»; крупнейшие отечественные IT-компании – «1C», «ЛАНИТ», Parallels, Elecard, «Яндекс». Активное участие приняли университеты, прежде всего Санкт-Петербургский, Уральский федеральный университет.
Н.Никифоров: «Общий объём экспорта – более 4 млрд долларов США. Высокие показатели экспорта самым положительным образом характеризуют нашу IT-отрасль. Это значит, продукты конкурентоспособны в условиях глобальной экономики, а там конкуренция, как мы понимаем, очень высока».
В ближайшие 5–10 лет развитие IT определит качество жизни граждан, облик многих отраслей экономики, уровень информационной безопасности страны. В стратегии мы проводим чёткую грань между понятиями IT-отрасли и IT-рынка. Мы разделяем производство, то есть саму IT-отрасль, и потребление – IT-рынок. Сейчас бо́льшая часть потребностей России в IT-продукции удовлетворяется за счёт импорта. По оборудованию это почти 100%, по программным продуктам – более 75%. Единственный практически полностью российский сектор – это IT-услуги: здесь доля отечественного бизнеса приближается к 100%. Иными словами, мы закупаем оборудование и программное обеспечение за границей, а интегрируем, внедряем его здесь сами. Общий объём внутрироссийского IT-рынка составляет 620 млрд рублей в 2012 году. Члены Правительства в мобильных устройствах, в планшетах могут посмотреть слайды (это слайд №4). Доля отечественных производителей программного обеспечения на нём не высока – это около 30 млрд, или менее 4%. Ещё примерно 20% приходится на IT-услуги российских компаний – это 120 млрд рублей. Наряду с продажами на внутренний рынок производимая в стране IT-продукция в большом объёме уходит на экспорт, и это, конечно же, положительный знак. Общий объём экспорта – более 4 млрд долларов США. Высокие показатели экспорта самым положительным образом характеризуют нашу IT-отрасль. Это значит, продукты конкурентоспособны в условиях глобальной экономики, а там конкуренция, как мы понимаем, очень высока.
Настоящая Стратегия направлена на развитие именно IT-отрасли, то есть на увеличение в стране объёмов производства IT-продуктов, которые будут потенциально востребованы на глобальном рынке. Реализация IT-стратегии также неотрывно связана с работой министерства по другим направлениям. Прежде всего хочу отметить важность масштабной реализации программы подключения жителей России к широкополосному доступу в сеть Интернет.
В IT-отрасли сегодня трудится около 300 тыс. специалистов, плюс около 700 тыс. человек работают на предприятиях, которые также связаны с IT-деятельностью. По числу рабочих мест, показателям выработки и экспорта IT-отрасль уже сравнима с целым рядом других ключевых отраслей России. Самые успешные компании действуют в секторе тиражных продуктов и услуг. Они лидируют на своих сегментах. На слайде №3 вы также можете увидеть бренды этих компаний. К примеру, на российском рынке хорошо известна компания «1С», на мировом рынке хорошо известны компании ABBYY, «Касперский» и другие. Впрочем, пока в общем объёме глобального производства IT-продукции мы малозаметны. Вклад России составляет менее 1%, и нужно признаться честно, что в топ-100 мировых IT-компаний сегодня нет ни одной российской. По мировым меркам даже самый крупный отечественный IT-бизнес является средним по размеру в мировом масштабе. В то же время, учитывая уровень технологий и готовых наработок по перспективным направлениям, это можно изменить.
Н.Никифоров: «В IT-отрасли сегодня трудится около 300 тыс. специалистов, плюс около 700 тыс. человек работают на предприятиях, которые также связаны с IT-деятельностью. По числу рабочих мест, показателям выработки и экспорта IT-отрасль уже сравнима с целым рядом других ключевых отраслей России».
Темпы дальнейшего развития IT-отрасли будут определяться способностью государства решить ряд проблем. Первая – это кадровый голод. Примерно на 70% IT-бизнес по своим затратам, по своей сути состоит из заработной платы, из людей. Существующая система образования выпускает не всегда тех, кто непосредственно может приступить к работе в IT-компаниях. В ближайшие 5 лет мы ожидаем выпуск примерно 150 тыс. вместо необходимых 350 тыс. специалистов. Недостаточное количество исследований и разработок: пока вся отрасль, действительно, живёт на накопленном советском научном заделе, но он скоро закончится. Несовершенство законодательной базы, низкий уровень координации деятельности органов власти при поддержке IT-отрасли. Что будет сделано?
Первое – развитие человеческого капитала IT-отрасли. Это увеличение приёма на IT-специальности. Правительство рассчитывает на участие регионов в развитии среднего профессионального и школьного образования. Государство планирует оказывать поддержку IT-компаниям, которые активно участвуют в переподготовке кадров. Будет оказана адресная поддержка наиболее способным школьникам и студентам в сфере информационных технологий. В течение 2013–2014 годов будут разработаны профстандарты по IT-специальностям. Сразу после этого будут актуализированы образовательные стандарты по IT-образованию. Создание комфортных условий для жизни IT-специалистов: очевидно, что здесь мы можем конкурировать только хорошими условиями жизни. Это могут быть адресные льготные программы для IT-специалистов при поддержке IT-компаний, при софинансировании, это снижение порога по зарплате для IT-специалистов, которые приезжают работать в Россию из других стран. Мы здесь предлагаем упрощённый режим оформления для высокопроизводительных иностранных IT-специалистов с зарплатой более 83 тыс. рублей в месяц, или более 1 млн рублей в год, который сегодня действует для учёных, преподавателей, резидентов особых экономических зон.
Второе – это формирование научной базы по перспективным исследованиям в области IT. Совместно с Минобрнауки у нас проведён конкурс, сейчас рассматривается целых 130 заявок от разных из регионов России на гранты по созданию центров прорывных исследований в области IT. Будут координированы гражданские и военные исследования для перетекания технологий при закрытых перспективных разработках. Очевидно, что роль информационных технологий там также высока.
Третье направление – это поддержка малого бизнеса в области IT. Это снижение порога численности IT-компаний, которые могут претендовать на льготу по социальным отчислениям (14% вместо 30, с 30 человек до 7). Нам важно поддержать малые компании, IT-стартапы. Это завершение программы по развитию технопарков, которые создают комфортные условия для малого бизнеса, создают экосистему, в которой хочется создавать новые продукты и двигаться вперёд: только по программе Минкомсвязи это 20 тыс. рабочих мест к 2015 году. Это развитие венчурного инвестирования при поддержке существующих государственных фондов и институтов развития.
Четвёртое направление – развитие IT-экспорта.
Пятое – расширение использования IT в отечественной экономике (об этом Вы, Дмитрий Анатольевич, также сказали в своём вступительном слове). Это и импортозамещение в ОПК, в других отраслях экономики, это мотивация крупных заказчиков к тому, чтобы они перешли к модели аутсорсинга, отдали от себя процессы на рынок, в IT-компании.
Шестое, ещё раз повторю, – это обеспечение инфраструктурной поддержки всех этих мер, и прежде всего мы здесь делаем ставку на развитие широкополосного доступа. Если будет этот рынок, если будет доступ, то и всё остальное будет развиваться.
Мы исходим из двух сценариев (на 7-м слайде их можно посмотреть). При базовом сценарии темпы роста IT-отрасли будут недостаточно высокими. К 2020 году IT-отрасль достигнет объёмов в 410 млрд рублей. При форсированном сценарии, который предполагает реализацию всех предложенных мер при поддержке коллег из других федеральных органов власти, будет обеспечен более чем двукратный рост, с 270 до 620 млрд рублей. Рост произойдёт за счёт увеличения объёмов отечественного тиражного программного обеспечения и роста объёмов экспорта. По форсированному сценарию будут достигнуты другие важные для государства и граждан показатели. Будет организовано всего уже более 700 тыс. рабочих мест высокопроизводительных – это задача, которая в том числе предусмотрена соответствующим указом Президента о создании высокопроизводительных мест в Российской Федерации. Объём венчурного инвестирования вырастет до 50 млрд рублей, более половины IT-продукции будет продаваться за рубеж, будет обеспечена глобальная конкурентоспособность российских компаний.
С учётом согласованной позиции федеральных органов исполнительной власти, институтов развития предлагаем данную стратегию утвердить распоряжением Правительства и поручить ответственным исполнителям обеспечить реализацию этой стратегии в полном объёме.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо, Николай Анатольевич. Послушаем, что считают эксперты. Пожалуйста, исполнительный директор кластера информационных технологий фонда «Сколково» Игорь Вадимович Богачёв.
И.Богачёв: Спасибо большое. Уважаемые коллеги! Стратегия, которая была представлена только что Николаем Анатольевичем, разрабатывалась с самой ранней стадии совместно с экспертным сообществом. Были восприняты все критические замечания, и, соответственно, сегодня данный документ полностью поддерживается экспертами IT-отрасли. Важно подчеркнуть, что в данной IT-стратегии первый раз отражён список приоритетных технологических направлений развития IT, что принципиально важно для отрасли как для самостоятельного сегмента экономики. Кроме того, стоит сказать, что стратегия сформулирована в перспективе до 2025 года. Это значит, что воплощать её в жизнь будут в том числе и те люди, которым сегодня от 12 до 20 лет, поэтому действительно огромное значение уделяется кадрам, росту числа айтишников в стране, качеству их образования, потому что кадры в IT-отрасли – это единственный и главный актив, который двигает отрасль вперёд.
Вместе с тем есть ряд предложений, высказанных экспертами, которые мне бы хотелось отметить, которые были уже сегодня отмечены Николаем Анатольевичем (Н.Никифоровым). Дело в том, что институты развития прилагают огромные усилия по сближению позиций между крупными корпорациями – потенциальными потребителями инновационной IT-продукции – и малыми инновационными предприятиями, которые зарождаются сегодня в стране. Так вот, на сегодняшний день мы, к сожалению, не можем похвастаться историей успеха в отношении российских госкорпораций, при том что многие наши молодые инновационные компании, их продукты востребованы за рубежом и активно используются международными компаниями. Хочу сказать, что в стратегии данная проблема упомянута, но решение пока не найдено. В качестве предложения… Мы предлагаем проработать вопрос, как же именно активизировать связку между госкорпорациями и малыми инновационными IT-компаниями на рынке Российской Федерации. Возможно, стоит это делать через программы инновационного развития.
И.Богачёв: «Стратегия сформулирована в перспективе до 2025 года. Это значит, что воплощать её в жизнь будут в том числе и те люди, которым сегодня от 12 до 20 лет, поэтому действительно огромное значение уделяется кадрам, росту числа айтишников в стране, качеству их образования, потому что кадры в IT-отрасли – это единственный и главный актив, который двигает отрасль вперёд».
Также важно отметить, что сегодня регулярно обсуждается вопрос о безопасности электронных данных наших сограждан. Активный рост IT-отрасли повлечёт за собой необходимость строительства инфраструктуры для хранения этих данных, и вопрос, который мы себе задаём: где будут размещать новые «облачные» сервисы и связанные с ними данные российские IT-компании?
В настоящее время дефицита площадей центров обработки данных в стране не существует, однако уже сейчас многие российские компании размещают свои «облачные» сервисы за рубежом, в Европе и США. Связано это, банально, с более привлекательными ценами, которые там они получают. Проблема, которую мы видим, заключается в сложности подключения российских центров обработки данных к необходимым электрическим мощностям на территории Российской Федерации. Внимание Правительства к данному вопросу и возможные конкретные меры помощи в создании инфраструктуры приведут к тому, что российские компании смогут оставлять наши данные на территории Российской Федерации. Соответственно, мы таким образом повлияем в том числе и на национальную информационную безопасность.
И последнее, но на самом деле самое важное: основной двигатель развития IT-отрасли сегодня – это ежегодный многократно растущий объём данных, которые генерятся и бизнесом, и государством. Государство является, безусловно, ключевым производителем и консолидатором данных в любой стране. Так вот, обеспечение открытого доступа к государственным массивам данных для IT-компаний повлечёт за собой серьёзный толчок в области производства аналитического программного обеспечения внутри страны, что, на наш взгляд, является принципиально важным моментом, и многие страны уже этот процесс прошли.
Высказанные предложения могут найти отражение в мерах по реализации стратегий. Экспертные сообщества и профессионалы IT-рынка готовы, естественно, поучаствовать в мерах её реализации.
Я закончил. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо. Пожалуйста, Владимир Евгеньевич.
В.Фортов: Уважаемые Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Я хочу обратить внимание на один сектор, который, по-моему, может быть для нас привлекательным, особенно на фоне той гигантской жёсткой конкуренции, которая в IT наблюдается.
Очень многие страны, как вы знаете, IT-технологии считают своим основным драйвером на ближайшее время, наш же вклад в это современное дело находится на уровне 0,6%. Тем не менее мне кажется, что есть такая область, которая называется супервычисления, то есть математическое моделирование процессов на супер-ЭВМ. Казалось бы, что здесь мы можем предложить? Мы всегда отставали по производству супермашин со времён ещё М-20 и БЭСМ-6. Дальше логика развития вычислительной техники шла по пути построения так называемых векторно-конвейерных машин, которые оказывались страшно дорогими. Для нас плохо ещё то, что они очень легко подпадали под эмбарго, они были запрещены в поставку к нам, и мы занялись тогда копированием айбиэмовской серии, машинного ряда (многие помнят их). Эти машины оказались тупиковым направлением в смысле перспектив.
Так вот, сегодня изменилась логика построения супер-ЭВМ. Она связана с новой архитектурой, так называемой массово-параллельной логикой, когда компьютеры работают так, как работает наш головной мозг, то есть большое количество относительно дешёвых и относительно малопроизводительных машин, но когда они собираются в одну систему, речь идёт об архитектуре с 10–15 млн элементов, так называемых графических процессоров.
Такая структура для нас, по-моему, открывает большие преимущества с точки зрения того, что на эту элементную базу нельзя наложить эмбарго, потому что этот элементный батл выпускается в колоссальных объёмах для других целей (для игр, приставок разных и так далее), как нельзя наложить эмбарго на расчёску – это массовое производство, массовое потребление. Кроме снижения цены это ещё даёт возможность нам пойти по этому пути. Если мы нигде не входим в топ-500, как сейчас было сказано, то в области машин, которые созданы у нас… Скажем, машина, созданная в Московском государственном университете, «Ломоносов», входит в тридцатку топ-500. Машина, которая есть у нас в суперкомпьютерном центре Академии наук, тоже петафлопсного класса машина, собранная по этой логике как раз. Рекорд сегодня принадлежит не кому-нибудь, а китайцам: у них есть машина, которая называется Milky Way, 52 петафлопа, – это рекорд. Через три-четыре года машины выйдут на экзафлопсный уровень. Так вот, мы сегодня, я хочу это подчеркнуть, имеем шансы не только по софту, но и по харду. Но оказывается, что мы и по софту имеем неплохие перспективы. Почему? Потому что когда вы работаете на распределённой архитектуре, когда у вас большое количество (большое – это до 100 узлов), вам очень важно написать такой алгоритм, который бы загружал все процессы равномерно. Если в алгоритме есть логическая операция if-than и все процессоры ждут, пока один примет такое решение, это плохой алгоритм, вы не выиграете никогда на производительности суммарной. А вот если алгоритм может быть распараллелен, так что он загружает все машины одновременно, тогда вы получаете вот эти самые грандиозные возможности.
У нас в Академии наук есть институт прикладной математики имени Келдыша, есть суперкомпьютерный центр, как я говорил, где наши ребята используют самые современные методы программирования и прикладной математики, пишут на эти программы коды. Эти коды общие, они годятся и для медицины, и для химии, и для аэродинамики, и для военного дела, и для безопасности, и для климатологии, и так далее. Есть такая теорема: хард + софт = константа. Мне кажется, если у вас плохой хард, то вы за счёт софта можете выиграть, обычно на порядок. Так вот, сегодня мы отстаём от Запада по пиковой производительности машин ровно в 10 раз, поэтому программы (а все это делается для того, чтобы решить задачи, ни для чего другого), которые решают они и решаем мы, одного типа, иногда даже мы их обгоняем. Я не говорю сейчас об оборонной тематике – там цифры ещё более в нашу сторону. Я хотел бы, чтобы на это обратили внимание и попытались использовать то, что есть у нас в руках. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо. Я не могу не поддержать то, что вы сказали, хотя бы потому, что ещё несколько лет назад, когда мы начинали заниматься основными направлениями модернизации нашей экономики, говорили как о нашем преимуществе возможности именно математического моделирования на базе суперкомпьютеров, которыми мы тоже занимаемся. У нас есть и свои успехи, и свои проблемы, и очевидно, что если мы сможем соединить эту программу по развитию IT-отрасли с теми предложениями, которые делались в отношении развития супер-ЭВМ в нашей стране… А я напомню, кстати, что, по сути, такие достаточно примитивные супер-ЭВМ (не знаю, насколько хорошо использовать этот термин) уже продаются, их можно купить, я имею в виду для использования в быту, и, конечно, в дальнейшем эти технологии будут идти рядом. И то, что мы сейчас имеем несколько машин, в том числе названные Владимиром Евгеньевичем (В.Фортовым), есть и некоторые другие, которые работают на петафлопном уровне, – это хорошо, но нам нужно двигаться туда же, куда движется всё человечество. Та самая производительность, измеряемая уже в экзофлопсах, – это следующий уровень. Я надеюсь, что вместе с Академией наук министерство двинется и по этому пути. А идея правильная абсолютно.
Пожалуйста, Аркадий Владимирович.
А.Дворкович: Спасибо. Уважаемые коллеги, мы рассматривали проект стратегии на специальном совещании и договорились о том, что те меры, которые вытекают из стратегии, должны быть внесены в новую версию «дорожной карты».
Д.Медведев: Это есть в протоколе, собственно, в качестве решения.
А.Дворкович: Да, есть в протоколе. Просьба – поддержать это решение, поскольку конкретика должна быть именно в этом документе. Что касается суперкомпьютерных вычислений и соответствующих программных продуктов, поддерживающих такие вычисления, в том числе и параллельные вычисления, – это является одним из приоритетов, обозначенных в предлагаемой сегодня стратегии, но те нюансы, о которых сказал Владимир Евгеньевич, безусловно, важны при реализации этого плана.
Д.Медведев: Я, кстати, хотел ещё бы напомнить о том, что во всём мире такие компьютеры являются неким общим достоянием. Нам нужно сделать всё, в том числе и Академии наук, и нашим министерствам, и нашим пользователям, чтобы использовать соответствующие машины, чтобы они не простаивали, чтобы принимали участие в различных задачах, включая и возможности с распределённым доступом.
А.Дворкович: Я хотел как раз об этом сказать. У нас есть два таких самых мощных комплекса, в Сарове и в МГУ прежде всего, есть и другие. Эти два используются уже достаточно серьёзно. Есть вопросы по дальнейшему финансированию, расширению мощностей этих центров и работ. Мы сейчас в Правительстве ведём работу по согласованию этих источников, но этот вопрос ещё предстоит решить.
Д.Ливанов: «Повышение уровня преподавания математики, информатики в средней школе, увеличение бюджетного приёма в российских вузах по соответствующим направлениям, в целом стимулирование вузов к расширению своего присутствия в этой отрасли, актуализация образовательных программ и стандартов на всех уровнях образования (от СПО до аспирантуры) и приведение их в соответствие с требованиями индустрии и, наконец, развитие масштабной системы переобучения и переподготовки взрослых в интересах отрасли – вот далеко не полный перечень тех мер, которые мы вместе с Министерством информационных технологий будем принимать, для того чтобы реализовать эту стратегию».
Д.Медведев: На это действительно нужно обязательно обратить внимание. Это как раз ровно то (я здесь не могу с этим не согласиться), где у нас есть задел в отличие от других мест, где ситуация с российским хардом, о котором говорил Владимир Евгеньевич, провальная. Здесь ситуация другая.
Пожалуйста.
Д.Ливанов: Мы поддерживаем проект стратегии и согласны с тем, что обеспечение отрасли информационных технологий кадрами является одной из самых важных задач. Повышение уровня преподавания математики, информатики в средней школе, увеличение бюджетного приёма в российских вузах по соответствующим направлениям, в целом стимулирование вузов к расширению своего присутствия в этой отрасли, актуализация образовательных программ и стандартов на всех уровнях образования (от СПО до аспирантуры) и приведение их в соответствие с требованиями индустрии и, наконец, развитие масштабной системы переобучения и переподготовки взрослых в интересах отрасли – вот далеко не полный перечень тех мер, которые мы вместе с Министерством информационных технологий будем принимать, для того чтобы реализовать эту стратегию.
Д.Медведев: Хорошо, занимайтесь. Есть ещё соображения? Нет? Хорошо. Тогда у меня есть предложение поддержать проект решения, внести изменения в «дорожную карту» и двигаться. Будем надеяться, что у нас удастся не только обычный, но и форсированный сценарий, но, конечно, всё это будет зависеть от многих условий. Спасибо.
<…>
* * *
По завершении заседания Правительства Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка провёл брифинг для журналистов
А.Галушка: Прошло заседание Правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока. В ходе заседания и по итогам был принят ряд принципиально важных решений, которые определяют стратегию развития этого региона и систему институтов, систему управления, которая адекватна задачам опережающего, ускоренного развития Дальнего Востока России. Прежде всего речь идёт об осознании той вещи, что ориентироваться Дальнему Востоку в своём развитии нужно на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Рынок самого Дальнего Востока крошечный, очень небольшой. Рынок европейской части России велик, но далёк от Дальнего Востока, экономически нерационально там развивать те или иные инвестиционные проекты и производство, рационально их сразу размещать в европейской части России. При этом рынок Азиатско-Тихоокеанского региона не просто огромен – это самый большой рынок мира, это на сегодняшний день более двух третьих ВВП всей Земли.
Главное, что нужно сделать, для того чтобы практически реализовать эффективную, современную интеграцию Дальнего Востока в Азиатско-Тихоокеанский регион, – это выиграть конкуренцию условий. В этом регионе России условия для инвестирования и ведения бизнеса должны быть не хуже, а лучше иных регионов АТР.
Минвостокразвития представил свои практические предложения по тому, как это может быть сделано. Они основаны на очень глубоком, серьёзном анализе, который проводился в течение полутора месяцев с привлечением лучших экспертов, как российских, так и международных. Наши предложения были вчера тоже одобрены и поддержаны, в том числе они предполагают передачу ряда полномочий Министерству развития Дальнего Востока, для того чтобы министерство могло быть полноценно ответственным лицом за развитие этого очень важного региона России.
Вопрос: Каких полномочий?
А.Галушка: Речь идёт о полномочиях по привлечению инвестиций, сопровождению инвестиционных проектов. Речь идёт о полномочиях в сфере территориального планирования, участия в управлении особыми экономическими зонами и создания особых экономических зон, индустриальных парков, технопарков, агропарков на территории Дальнего Востока.
Вопрос: Сегодня на заседании Правительства последний вопрос был о компенсациях Волгограду. Вы не скажете, приняли их?
А.Галушка: Да, приняли, конечно. Спасибо.