Внедрены все федеральные и региональные жизненные ситуации, запланированные к запуску в 2025 году. Теперь на портале Госуслуг, а также региональных порталах и сайтах работает 70 федеральных жизненных ситуаций и 425 региональных. В числе самых востребованных федеральных сервисов уходящего года – «Поступление в вуз», «Получение налогового вычета» и «Защита от мошенников в сети». Цифровизация государственных услуг и сервисов проводится в рамках национального проекта «Экономика данных», который курирует Заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко.
Жизненные ситуации – это новый этап развития системы госуслуг. Один сервис объединяет в среднем порядка 17 государственных услуг, связанных единой темой, и помогает получить их комплексно, в режиме «одного окна». Такой подход к объединению госуслуг помогает сократить время на решение задачи человека, а также избавляет его от излишнего сбора документов и посещения ведомств. Информация, которая уже есть в государственной системе, загружается автоматически при получении услуг, входящих в один пакет.
«Сегодня решить свой вопрос с помощью жизненной ситуации на портале госуслуг можно в несколько кликов. То, что раньше занимало часы, дни, а порой даже месяцы, люди теперь оформляют, не выходя из дома. Экономить время помогают жизненные ситуации. Это сервисы, которые позволяют получить услуги, связанные единой темой, комплексно, в одном месте, без сбора лишних документов. Мы запустили все 70 федеральных и 425 региональных жизненных ситуаций, запланированных к внедрению. Тематика сервисов очень широкая, в числе новых – “Рождение ребёнка„, “Налоговый вычет„, “Открытие ИТ-компании„ и даже “Мой питомец„», – сказал Дмитрий Григоренко.
Самая востребованная федеральная жизненная ситуация в 2025 году – «Поступление в вуз», ей воспользовались 9 955 626 человек. Второй по востребованности – сервис «Получение налогового вычета», им воспользовались 4 406 971 человек. К функциям сервиса «Защита от мошенников в сети» обратились 3 267 950 человек, 1 957 441 пользователь получил услуги в рамках жизненной ситуации «Выход на пенсию». Сервисом «Многодетная семья» воспользовались 980 620 человек.
Переход от разрозненных сервисов к жизненным ситуациям является одним из результатов комплексной трансформации всей системы оказания госуслуг. Помимо этого, трансформация включает запуск проактивных сервисов и услуг, которые можно получить онлайн сразу в момент обращения, а также внедрение строгих стандартов качества и персональную ответственность сотрудников ведомств за каждую услугу.
В 2026 году продолжится развитие запущенных жизненных ситуаций, внедрение новых государственных сервисов проактивного формата, а также строгий контроль качества оказания всех государственных услуг.