Обсуждалась работа Казначейства по повышению эффективности государственных расходов, в том числе с использованием цифровых инструментов. В частности, речь шла о внедрении системы казначейских платежей, организации моментальных выплат во взаимодействии с Национальной системой платёжных карт, цифровом контроле за закупками. Руководитель Казначейства проинформировал Председателя Правительства о подготовке к запуску сервиса закупок для МСП, а также ходе реализации программы поддержки регионов с использованием казначейских кредитов. Также обсуждалась контрольно-надзорная деятельность ведомства в сфере гособоронзаказа.
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального казначейства Романом Артюхиным
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Роман Евгеньевич!
Вы возглавляете службу, которая выполняет очень важную государственную функцию – это контроль и обеспечение всех государственных расходов на всех уровнях. Это региональные власти, федеральные органы исполнительной власти и многое другое. Фактически все расходы бюджета проходят через Федеральное казначейство. Президент отмечал, что средства на реализацию мероприятий национальных проектов, государственных программ – всё то, что составляет расходную часть бюджета, – должны выделяться ритмично и чётко.
И конечно, должны воплощаться конкретные проекты – это детские сады, школы, больницы, социальные объекты. Здесь тоже в том числе ответственность вашей организации. Речь идёт в первую очередь о своевременном доведении всех средств до получателей.
Расскажите подробнее, как идёт ваша работа, какие цифровые инструменты использует Федеральное казначейство.
Р.Артюхин: Уважаемый Михаил Владимирович!
В этом году у нас ход исполнения федерального бюджета характеризуется особой равномерностью, что позволяет спрогнозировать высокий уровень исполнения бюджета к концу года. Такой серьёзный результат достигнут благодаря внедрённым информационным решениям. Они обеспечивают чёткое кассовое планирование, принятие и исполнение бюджетных обязательств в строгом соответствии с контрольными точками, установленными Правительством России. И конечно, осуществляется непрерывный мониторинг со стороны Минфина и Правительства.
Цифровое казначейство – это совокупность реализуемых полномочий с использованием крупнейших государственных информационных систем: «Электронного бюджета» и единой системы в сфере закупок.
Мы совместно с Банком России создали систему казначейских платежей и единый казначейский счёт. Все денежные потоки бюджетной системы, как Вы отметили, проходят исключительно через казначейские счета. Наш объём – примерно 12% в платёжной системе Банка России.
Результаты. Благодаря управлению ликвидностью единого счёта Казначейство стало третьим администратором доходов. В этом году зачислено уже 983 млрд рублей при плане 1 трлн 116 млрд рублей. Конечно, параметры, установленные Минфином России, будут выполнены.
Для регионов Казначейство России обеспечивает дополнительные доходы от размещения средств. Они ощущают пользу от наших технологий. Доходы бюджета, перечисленные в субъекты, – 277 млрд рублей. Плановый показатель –примерно 325 млрд рублей, которые мы до конца года перечислим субъектам. Для них это дополнительные ресурсы для решения первоочередных задач.
Организовано взаимодействие с Национальной системой платёжных карт, где моментально осуществляются выплаты по заработным платам и социальным выплатам. В этом году, с 1 июля 2025 года, у нас существует большой проект с Министерством обороны, Банком России по перечислению денежного довольствия военнослужащим, выплат участникам СВО через эту систему платёжных карт. Выплаты проходят мгновенно.
Все наши процессы осуществляются в рамках казначейского обслуживания управления закупками – от доведения лимитов до санкционирования расходов. Задача, которую мы решаем все эти годы, – прослеживаемость движения средств между бюджетами с чётким пониманием, какой конечный результат достигается на всех этапах.
Что сделано? Обеспечен цифровой контроль по множеству параметров. Все закупки соответствуют сметам, то есть бюджетным ассигнованиям. И, что очень важно, все контракты соответствуют конкурентным процедурам. Результат: обеспечен учёт дебиторской задолженности. Мы видим по каждому контракту, по каждому этапу объём дебиторской задолженности и дальше выявляем риски неисполнения контракта.
Такая система – можно сказать, казначейская экосистема – создана благодаря тому, что мы последовательно внедряли цифровые структурированные документы: цифровой акт и цифровые контракты. И в прошлом, и в этом году у нас 2 млн цифровых контрактов в год и 15 млн актов выполненных работ в цифровом виде.
Следующая задача, поставленная Правительством России, – с 1 июля 2026 года обеспечить цифровизацию малых закупок. Это позволит сотням тысяч малых предприятий воспользоваться сервисами Казначейства – что очень важно, во взаимодействии с электронными магазинами. Таким образом, рынок сбыта должен быть увеличен для нашего малого и среднего предпринимательства.
Важно, что мы выполняем задачи Правительства по импортозамещению. Наши функциональные системы работают на основе разработок российских специалистов, российского программного обеспечения. Мы завершили миграцию федеральных клиентов и в ближайшие несколько лет обеспечим миграцию наших иных клиентов: это региональные, муниципальные учреждения, которым открыты лицевые счета. Это всё сопровождается ревизией бизнес-процессов, их оптимизацией, созданием новых сервисов.
В этом году также прошли первые платежи в цифровом рубле. С 1 января 2026 года платежи в бюджеты бюджетной системы в доходной части мы также готовы вместе с Банком России принимать в цифровом рубле. Таким образом, цифровые решения обеспечивают исполнение всех обязательств государства стабильно, бесперебойно, в установленные сроки.
М.Мишустин: Очень важно уделять особое внимание повышению эффективности управления государственными финансами, чтобы каждый бюджетный рубль был под контролем ведомств. У Казначейства здесь особая роль. И множество инструментов, которыми можно пользоваться. Конечно, необходимо расширять практику применения цифровых сервисов, о которых Вы сказали, чтобы они были удобными и понятными для пользователей. И чтобы средства быстрее доходили до граждан, до бизнеса. Поскольку, как Вы правильно сказали, ритмичность государственных расходов и возможности планирования дают отличное подспорье и уверенность в выполнении тех задач, которые перед нами стоят, прежде всего в реализации государственных программ и национальных проектов.
Ещё одно ключевое направление деятельности Федерального казначейства – это предоставление регионам казначейских кредитов на реализацию крупных инфраструктурных проектов. В первую очередь это приобретение общественного транспорта, модернизация коммунальных, инженерных сетей, глобальная модернизация жилищно-коммунального хозяйства, а также развитие городов, посёлков, создание удобных, комфортных условий для жизни людей. Важнейшая функция. Как идёт эта программа, как реализуются эти меры поддержки?
Р.Артюхин: Благодаря эффективной системе управления ликвидностью действительно появился новый ресурс на федеральном уровне – это казначейские кредиты. В настоящее время объём кредитов, предоставленных регионам, составляет 439 млрд рублей. Во‑первых, это специальные казначейские кредиты, которые получили 79 субъектов Российской Федерации. И по проектам, выбранным Правительством России, сейчас реализуется 424 инвестиционных проекта. Общая сумма по ним составляет 189 млрд рублей.
Второй инструмент, возникший в этом году, – это казначейские инфраструктурные кредиты, которые предоставляются на осуществление проектов, улучшающих качество жизни. Это проекты в сфере инфраструктуры, ЖКХ, транспорта. Эти проекты также отбираются Правительством Российской Федерации. В настоящее время кредиты получили 37 регионов на сумму 61,2 млрд рублей.
Наша задача не только предоставить кредиты, но и, конечно, обеспечить их целевое использование и прослеживаемость движения средств. Со всеми регионами мы наладили активное взаимодействие, проводим заседания штабов, подводим итоги. Если видим какие‑то риски, помогаем регионам с ними справиться.
Результатом также является то, что по инфраструктурным бюджетным кредитам мы подтверждаем проведённые инвестиционные расходы, на сумму которых можно дальше снижать сумму кредитов. Проделав такую большую работу с регионами, мы подтвердили инвестиционные расходы по ранее предоставленным кредитам на 172 млрд рублей. Это 56 регионов.
Ну и нельзя не сказать, что также мы предоставляем бюджетные кредиты на пополнение остатка в качестве инструмента поддержки ликвидности. В рамках текущего года 53 региона получили такие кредиты – 188 млрд рублей. Из них 4 региона получили 10 млрд рублей на осуществление северного завоза.
М.Мишустин: Важно, чтобы все процедуры получения казначейских кредитов на реализацию инфраструктурных проектов были понятными, чёткими. Чтобы регионы точно понимали, каким образом всё оформить вовремя. И конечно, чтобы оперативно направлять эти средства на развитие территорий и на реализацию этих проектов.
Ещё одно важное направление. Мы на прошлой встрече с Вами говорили об аудиторских функциях Казначейства, поскольку Казначейству перешла функция контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации. А это контроль за целым рядом функций, проведение тщательного анализа в бюджетной сфере, мониторинга финансовых операций государственных компаний, корпораций, публичных обществ. Чтобы все выделяемые ресурсы ими использовались продуктивно. Президент также неоднократно подчёркивал, что необходимо уделять самое серьёзное внимание вопросам обеспечения экономической безопасности. Нужно усилить контроль за реализацией гособоронзаказа, исключить необоснованный рост его стоимости. Здесь нужны очень серьёзные, продуманные, эффективные методики ценообразования и вообще контроль за этим. Что делает Казначейство в этой области?
Р.Артюхин: Действительно, Казначейство России является своего рода внутренним аудитором Правительства России. И контроль в финансово-бюджетной сфере – это серьёзный блок работы Казначейства.
На что мы сориентированы? Конечно, идёт общая реформа контрольно-надзорной деятельности. И, например, за это время, пока мы эту функцию осуществляем, у нас сократилось в четыре раза количество выездных проверок. Но при этом, как мы видим, повысилось качество и охват проверяемых ресурсов.
Благодаря чему достигается такой результат? Конечно, это риск-ориентированный подход, экспертно-аналитическая деятельность. Эффект от этого – прежде всего снижение потребности при выделении средств. По поручению Министра финансов России в последние два года мы делаем акцент на превентивной форме контроля, которая позволяет увидеть риски завышения расходов ещё до их осуществления. Буквально при запросе потребностей. Только за счёт анализа финансово-экономических обоснований при запросе бюджетных ассигнований снижены затраты на сумму 200 млрд рублей.
В этом году вступили в силу новые нормы закона о государственном оборонном заказе. И заработала казначейская система автоматизированного мониторинга цен в сфере гособоронзаказа. Мы собрали вместе с Минобороны, ФНС России, Федеральной антимонопольной службой достоверную, обновляемую в режиме реального времени всю информацию по дебиторской задолженности по каждому государственному контракту. И очень важно, что в этой системе как раз заложены возможности определения вероятных рисков завышения цен.
Как только мы это сделали, это позволило нам переходить уже к результативным проверкам. Мы по итогам проверок вместе с предприятиями уже сократили потребность в отдельных заключённых государственных контрактах за счёт снижения себестоимости продукции. Важно, что этих результатов мы достигли вместе с исполнителями государственного оборонного заказа. Более того, часть неотработанных авансов уже возвращена в доход федерального бюджета. И теперь вместе с предприятиями мы определяем дополнительные направления экономии средств гособоронзаказа.
Уважаемый Михаил Владимирович, Казначейство России по Вашему поручению и дальше будет уделять самое пристальное внимание проверкам средств гособоронзаказа.
М.Мишустин: Роман Евгеньевич, надо очень жёстко контролировать в первую очередь ценообразование в государственном оборонном заказе. И чтобы все контракты выполнялись в точно установленное время. Это очень важное направление в работе Казначейства. Вы сказали о том, что вместе с ФАС и ФНС вы анализируете в том числе дебиторскую задолженность. Здесь есть ещё над чем работать, поскольку ценообразование в деталях должно быть на контроле у государственных органов. И при масштабировании, при увеличении заказа, количества приобретаемых товаров цена должна как минимум снижаться. Просьба держать это на личном контроле и подробно докладывать в Правительство.