Заместитель Председателя Правительства – полномочный представитель Президента в ДФО Юрий Трутнев провёл совещание по вопросу технологического и промышленного развития Хабаровского края и познакомился с проектом по изготовлению беспилотных летательных аппаратов компании «Аэро-Хит».
«Хабаровский край – один из лидеров развития среди дальневосточных регионов. Здесь с государственной поддержкой реализуется 156 инвестиционных проектов с общим объёмом инвестиций более 2,7 трлн рублей. Край занимает второе место на Дальнем Востоке по объёму привлечённых инвестиций и первое место среди регионов ДФО по уровню промышленного индекса. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопрос, связанный с технологическим развитием. Мы с Дмитрием Викторовичем Демешиным уже побывали на одном из предприятий – производстве компании “Аэро-Хит„, на котором, в общем, о технологическом развитии можно говорить уверенно. Очевидно, это не единственная точка развития региона. Среди лидирующих предприятий края – Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина, Амурский судостроительный завод и другие. Уверен в том, что существующих темпов и существующих предприятий для обеспечения технологического развития нашей страны недостаточно. Нужно их повысить», – открыл совещание Юрий Трутнев.
О технологическом развитии региона доложил губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин. «Промышленная специализация Хабаровского края очевидна (свыше 21% валового регионального продукта). Основными отраслями специализации в крае являются авиа- и судостроение, металлургическое производство, энергетическое производство, производство нефтепродуктов, строительная индустрия. Индекс промышленного производства за январь – сентябрь показал устойчивость развития, рост составил 18,5%. Он обеспечен за счёт запуска новых инвестиционных проектов, а также устойчивой работы обрабатывающей промышленности (105,2%)», – отметил он.
В Хабаровском крае развёрнута Хартия промышленного технологического суверенитета и импортозамещения. Она включает формирование кооперационных связей малых технологических компаний вокруг крупных промышленных предприятий региона, поддержку импортозамещающих проектов, цифровую трансформацию отраслей промышленности, развитие кадрового потенциала. За год к хартии присоединилось 386 организаций края. Между предприятиями малого и крупного бизнеса заключено 274 контракта.
Развёрнута работа по формированию кластерной системы промышленного развития. Приоритетными кластерами на первом этапе определены авиапромышленный, судостроительный, горный, агропромышленный, промышленно-строительный, высоких технологий, туристический. Перспективными – вертолётный, металлургии и металлообработки, лесопромышленный. Безусловным приоритетом являются основные специализации края: авиа- и судостроение. Региональные власти совместно с ОАК формируют авиастроительный кластер. Планируется локализация комплектующих под SJ-100 и создание производственных площадок, где будет объединено производство люков, дверей и двигателей ПД-8.
На основе инжиниринга и реверс-инжиниринга растут кооперационные цепочки малого и крупного бизнеса. К кооперации в авиастроении привлечены краевые технологические компании: «Проммаш», «ПАКС-Восток», «СКИФ-М ДВ», «Композит-ДВ», «Яковлев» и другие.
В перспективе совместно с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики и АО «Вертолётная сервисная компания» прорабатывается создание в Хабаровске вертолётного кластера. В рамках Восточного экономического форума подписано соглашение по созданию Сервисного центра компетенций со специализацией на ремонте, обслуживании и выпуске комплектующих изделий вертолётов на базе АО «Дальневосточный авиационный сервисный центр» как первого этапа вертолётного кластера.
Обсуждалось развитие судостроения. Эта традиционная специализация промышленности Хабаровского края базируется на двух предприятиях – Амурском и Хабаровском судостроительных заводах. На совещании рассматривалась возможность расширения номенклатуры гражданских заказов для Амурского судостроительного завода, в том числе строительство многофункциональных аварийно-спасательных судов с усиленным ледовым классом. На базе Хабаровского судостроительного завода формируется судостроительный кластер в формате индустриального парка. Есть предварительные договорённости с потенциальными резидентами.
«Мы формируем судостроительный кластер, на котором рассчитываем выпускать суда как для потребности края, так и всего Дальнего Востока. Это и грузовые суда, это и буксировщики, это и пассажирские суда, в том числе на подводных крыльях», – уточнил губернатор Хабаровского края.
Как сообщил Дмитрий Демешин, по поручению Юрия Трутнева разработана программа развития судоходства в Амурском бассейне. Программа была обсуждена на региональном Морском совете и представлена на круглом столе в Совете Федерации.
Прозвучали предложения по формированию в Хабаровском крае автомобильного кластера. Ранее было поддержано финансирование «ВЭБ.РФ» проекта по созданию Дальневосточного автобусного кластера. На первом этапе планируется запуск сборочного производства на площадке «Вектор» (ТОР «Хабаровск»). Для проекта выделено помещение площадью 24 тыс. кв. м для создания производства по сборке городских, туристических и перронных автобусов марки «Амурбас». На втором этапе будет открыто производство компонентной базы на площадке «Ракитное».
Были представлены перспективные направления, среди них – предложения по формированию металлургического кластера на базе единственного на Дальнем Востоке металлургического комплекса «Амурсталь», созданию кластера высоких технологий, развитие нефтегазохимии.
«Мы должны как можно быстрее двигаться вперёд. Мы обязаны не отставать от технологий окружающего мира. Да, есть отдельные направления технологического развития, в которых Россия не просто не отстаёт, а опережает других. Но и оставаться на месте мы не можем», – подвёл итоги совещания Юрий Трутнев.
В тот же день вице-премьер посетил предприятие компании «Аэро-Хит» по серийному производству малых БПЛА ударного и разведывательного типа «Велес» на ТОР «Хабаровск». Продукция предприятия в рамках специальной военной операции поставляется Минобороны России. С 2023 года в зону специальной военной операции компания передала более 50 тыс. военных модульных FPV-дронов.
Дроны, производимые резидентом ТОР, совершенствуются в соответствии с потребностями бойцов на СВО. Так, для последней версии БПЛА сотрудники компании оснастили дроны волоконно-оптической связью для высокоскоростной передачи данных в системах дистанционного управления и наблюдения, искусственным интеллектом с системами донаведения «Сорока» и «Стратим», позволяющими точно поражать цели даже в условиях активного противодействия, тепловизионными и ночными камерами для работы в тёмное время суток, а также модульными конструкциями, которые адаптируются под задачи разведки, удара или сопровождения штурмовых групп. Новая модель «Велес-17» с грузоподъёмностью до 10 кг и дальностью полёта 25 км уже проходит тестирование в зоне СВО.
Помимо производства компанией организована сеть центров технической поддержки и сервисного обслуживания для послепродажного обслуживания и модернизации производимой продукции, открыта собственная лаборатория разработки БПЛА.