Председатель Правительства выступил на пленарном заседании «Россия – миру. Укрепляя доверие, развивая глобальные связи».
XIII Международный экспортный форум «Сделано в России» проводится ежегодно с 2012 года (за исключением 2018 года). Статус форума закреплён постановлением Правительства от 8 мая 2019 года №572 «Об учреждении Всероссийской премии в области международной кооперации и экспорта “Экспортёр года„ и проведении Международного экспортного форума “Сделано в России„».
Михаил Мишустин принял участие в работе Международного экспортного форума «Сделано в России»
Форум является площадкой для диалога представителей бизнеса, научного сообщества и органов власти, на которой обсуждаются ключевые вопросы развития отечественного производства и продвижения российского экспорта. Организатор форума – Российский экспортный центр (группа «ВЭБ.РФ»).
Деловые мероприятия форума охватят ключевые аспекты внешнеэкономической деятельности – от поиска новых рынков и развития логистики до продвижения национального бренда и внедрения цифровых технологий. Особое внимание будет уделено международной кооперации. В рамках форума пройдут бизнес-диалоги, в ходе которых эксперты и бизнес обсудят перспективы торговли, инвестиционного партнёрства и кооперации в ключевых отраслях на перспективных для российских компаний внешних рынках. Это важное событие для предпринимателей, стремящихся масштабировать бизнес, выйти на экспорт и найти надёжных партнёров.
Центральным событием форума станет пленарная дискуссия «Россия – миру: укрепляя доверие, развивая глобальные связи», в ходе которой представители власти и институтов развития, лидеры крупного и малого бизнеса обсудят будущее российского экспорта в условиях глобальных изменений.
Традиционно на форуме пройдёт церемония награждения лауреатов всероссийской премии «Экспортёр года».
Выступление Михаила Мишустина на пленарном заседании:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Рад приветствовать всех гостей и участников Международного экспортного форума «Сделано в России». Он стал уже традиционной площадкой для обмена мнениями, делового сотрудничества и поиска новых решений, в которых заинтересованы в первую очередь предприниматели. И в том числе – наши зарубежные партнёры.
Важно, что география участников расширяется с каждым годом. Сейчас здесь собрались представители уже около 100 государств, что говорит об очень высоком интересе к сотрудничеству с нашей страной.
Мы открыты для честного диалога и взаимовыгодной торговли. Безусловно, у нас есть что предложить нашим международным партнёрам. И в рамках этого мероприятия в Национальном центре «Россия» организована масштабная экспозиция целого ряда передовых разработок, инновационной продукции ведущих отечественных компаний.
Президент подчёркивал, что главная цель экспорта в том, чтобы он служил катализатором обновления отраслей экономики, стимулировал рост эффективности предприятий, позволял создавать современные, хорошо оплачиваемые рабочие места именно у нас в России.
И такие приоритеты находятся в фокусе внимания федерального центра, региональных властей, наших институтов развития.
Несмотря на внешнее
давление со стороны недружественных стран, несырьевой неэнергетический экспорт
в первом полугодии текущего года, по данным Министерства экономического
развития, обеспечил более 12% внутреннего валового продукта.
При этом доля национальной валюты в расчётах за товары и услуги, по данным Центрального банка, уже превысила 50%, что дополнительно укрепляет экономику, стимулирует рост инвестиций и предпринимательской активности.
Важно, что в условиях продолжающихся санкционных ограничений в отношении нашей страны спрос на продукцию, сделанную в России, сохраняется.
Идёт переориентация на более перспективные рынки Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств, объединения БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества. Усиливается взаимодействие с государствами Азии, Африки, Латинской Америки.
Экспорт в этих направлениях последние четыре года устойчиво растёт. Если в 2021 году он составлял лишь 44% в общем объёме, то в 2024-м уже превысил 85%. Практически двукратное увеличение. И в текущем году такая тенденция продолжается.
Для этого активно формируем новую логистику. В том числе развиваем международные транспортные коридоры – в южном и восточном направлениях.
Отдельно стоит обратить внимание на то, что российские товары покупают не только наши партнёры, но и недружественные страны. Они приобретают энергоносители и удобрения, ядерное топливо, металлы, рыбу, морепродукты и многое другое. И за первое полугодие потратили на такие закупки более 25,5 млрд долларов.
Значительную долю внешней торговли составляет наукоёмкая продукция, инновационные решения.
Например, поставки за рубеж машиностроительной продукции ежегодно превышают 2 трлн рублей. По итогам семи месяцев этого года объёмы её экспорта выросли более чем на треть. В частности, речь идёт о решениях для электроэнергетики, для секторов добычи и транспортировки нефти и газа, железнодорожного транспорта.
Хорошо известны в мире наши биотехнологии, вакцины, лекарства, органические продукты. Что, безусловно, способствует развитию конкурентоспособных производств в регионах, усиливает межотраслевую кооперацию. И в целом вносит весомый вклад в укрепление технологического лидерства нашей страны.
Серьёзные достижения в данной сфере – это во многом результат принимаемых сбалансированных решений.
Ключевая задача – за шесть лет увеличить объём несырьевого неэнергетического экспорта на 66% к уровню 2023 года.
Для этого с текущего года запущен обновлённый национальный проект «Международная кооперация и экспорт». Это комплексный документ, который предусматривает сквозную поддержку российских компаний.
В его рамках запланированы мероприятия по наращиванию объёмов аграрной продукции, вывозимой за рубеж, а также меры по расширению линейки поставок промышленных товаров. И что важно, предусмотрели помощь с организацией послепродажного обслуживания высокотехнологичной продукции, которая поставляется на внешние рынки.
Отдельное внимание – регионам, где непосредственно на местах надо создавать максимально благоприятную среду для деловой активности.
У нас есть некоторые подходы и решения, которые уже доказали свою эффективность для предпринимателей, такие как региональный экспортный стандарт. Он сейчас применяется в 85 субъектах, а с 2027 года будет использоваться по всей стране. Этот набор инструментов позволяет определить приоритетные отрасли, продукция которых может быть востребована для внешней торговли. Дать предприятиям возможность доступа на электронные торговые площадки, сопровождения сделок и продвижения товаров.
Чтобы обеспечить условия для вовлечения бизнеса, особенно малого и среднего, вы знаете, действуют центры поддержки экспорта. Там производители могут получить всю информацию, в том числе о мерах, которые предоставляются государством.
И такая работа –значимая часть достижения национальной цели по формированию устойчивой и динамичной экономики.
Ещё одним важным инструментом стал национальный бренд «Сделано в России».
Основная задача – чтобы продукция под этой маркой была хорошо узнаваемой, известной в мире и у зарубежных покупателей ассоциировалась с высоким качеством.
Для этого активно развиваем зарубежную инфраструктуру. Сегодня она включает десятки магазинов, которые работают в том числе онлайн, демонстрационные павильоны, которые действуют сейчас уже в шести странах – это Китай, Объединённые Арабские Эмираты, Вьетнам, Египет, Турция, Саудовская Аравия.
Второй год проводятся фестивали-ярмарки. И за это время порядка 500 экспортёров заключили контракты более чем на 14 млрд рублей.
А за последние шесть лет в рамках этой инициативы оказали содействие более чем 5 тысячам российских компаний. И уже сегодня общий объём заключённых контрактов превысил 120 млрд рублей.
Тем самым заложена основа для дальнейшего роста интереса к отечественным товарам на глобальных рынках.
Важно также, что партнёры получают возможность лично убедиться в высоких потребительских свойствах российской продукции. И это серьёзный шаг для выстраивания взаимодействия, для возникновения интереса, в том числе и к нашей культуре, спорту, общению.
Всё то, что показывает готовность государства к сотрудничеству и способствует формированию прочных и взаимовыгодных внешнеторговых, производственных цепочек.
И конечно, нужно одновременно принимать меры и для усиления национального бренда «Сделано в России» внутри страны, где он и рождается. Многие предприниматели осознанно объединяются под эгидой таких целей и ценностей. Создаются кооперации, производственные цепочки, в рамках которых компании повышают характеристики своей продукции.
Ведущие российские марки могут и должны быть символом качества и надёжности. Только так удастся завоевать признание у граждан.
Именно такой комплексный подход обеспечивает устойчивый рост конкурентоспособности наших продуктов как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Дорогие друзья!
Крайне важно видеть реальную картину, понимать, какие меры поддержки нужны, как ими пользуются. Как работают соответствующие инструменты и инфраструктура, которые уже стали неотъемлемой частью современного бизнеса.
И такие площадки, как этот форум, обеспечивают обратную связь по всем ключевым решениям. Ваши мнения, активность в дискуссиях и конкретные предложения, которые прозвучат здесь, очень востребованы. Без сомнения, они будут учтены при планировании и реализации программ развития отечественных производств и в целом при уточнении основных подходов к наращиванию нашего экспортного потенциала.
Уверен, что каждый из вас – искренний сторонник созидательных процессов, совместного движения вперёд на благо общего процветания и благополучия людей.
Хочу ещё раз, пользуясь случаем, от всей души пожелать вам конструктивной, плодотворной работы.