В рамках рабочего визита в Душанбе Заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко провёл встречу с представителями российского бизнеса, который развивается на таджикском ИТ-рынке. Основной темой стало развитие экспорта российских ИТ-решений в страны СНГ, включая Таджикистан. Встреча прошла на площадке торгового представительства Российской Федерации в Республике Таджикистан.
Во встрече с вице-премьером участвовали российские компании сферы ИТ и связи, локализованные в Таджикистане, которые уже несколько лет успешно экспортируют свои решения. Они рассказали об особенностях работы на местном ИТ-рынке, о ключевых результатах и вызовах, с которыми столкнулись, а также предложили дальнейшие направления развития российских компаний в республике.
По словам «цифрового атташе» Российской Федерации в Таджикистане Максима Максимова, наиболее перспективным направлением цифрового сотрудничества являются инфраструктурные проекты по развитию связи и центров обработки данных. Также в Таджикистане наблюдается рост популярности мобильных приложений и QR-платежей, в связи с чем всё больший экспортный потенциал набирают российские решения в сфере финансовых технологий, особенно разработки с применением искусственного интеллекта для персонализации клиентского опыта и улучшения качества обслуживания. В числе перспективных направлений ИТ-экспорта в Таджикистан «цифровой атташе» отметил сервисы для госуправления и перевода госуслуг в электронный вид. Также растёт заинтересованность таджикских властей в российских продуктах в области кибербезопасности.
«Успешный опыт работы российского ИТ-бизнеса на международном рынке подтверждает высокий экспортный потенциал отечественных решений. Отмечу, что качество и конкурентоспособность разработок настолько высоки, что они не только пользуются спросом у частных зарубежных компаний, но и уже внедряются в государственных учреждениях. Это можно заметить и на примере Таджикистана: там российские разработки лежат в основе государственных сервисов для образовательной сферы и геоаналитической системы “Умный город„. Российскому ИТ-бизнесу есть что предложить зарубежным партнёрам. Правительство видит потенциал отечественных решений и выводит в приоритет налаживание регулярного и эффективного ИТ-экспорта», – отметил Дмитрий Григоренко.
Российские ИТ-компании уже работают на таджикском рынке, и, по данным торгпредства, запрос на сотрудничество растёт. Так, например, в стране пользуются активным спросом разработки ООО «Код безопасности» для предотвращения киберугроз. Продукты компании уже внедрены в ключевых учреждениях республики, в том числе в крупных государственных банках.
Масштабные совместные проекты с таджикскими партнёрами реализует и компания «МегаФон Таджикистан». В настоящее время она занимает лидирующую позицию на местном рынке по количеству абонентов. Компания занимается развитием инфраструктуры связи в стране: обновляет базовые станции, проводит волоконно-оптические линии связи, запускает современную технологию звука VoLTE.
Решением инфраструктурных задач в Таджикистане занимается и группа компаний «ЭРА», основанная российскими предпринимателями. Её основным проектом в республике стало создание электронной карты города Душанбе – первого из семи этапов масштабного проекта Dushanbe Smart City, который планируют завершить к 2029 году. Он предполагает интеграцию новейших цифровых технологий в городскую инфраструктуру для обеспечения госучреждений Душанбе доступом к городским данным в реальном времени. Российские разработчики уже завершили работы по проектированию цифровой системы, разработке программной оболочки и оцифровке данных первых городских учреждений и ведомств. Следующие этапы включат в себя интеграцию системы с остальными платформами государственного и частного сектора, а также проведение регулярных облётов территории города геодезическими беспилотниками.
Успехи по развитию в Таджикистане демонстрирует маркетплейс Wildberries, который за несколько лет работы занял лидирующие позиции на рынке цифровых платформ. Компания наладила полный цикл трансграничных поставок, логистику, а также сформировала сеть пунктов выдачи в основных городах республики. До конца года к системе подключат производителей Таджикистана: они смогут экспортировать свои товары во все страны присутствия маркетплейса.