Председатель Правительства осмотрел выставку и встретился с победителями и призёрами национальных чемпионатов профессионального мастерства, конкурса «Мастер года», студентами и директорами ведущих кластеров федерального проекта «Профессионалитет».
Система среднего профессионального образования (СПО) – это крупнейшая образовательная инфраструктура страны, включающая 3,2 тыс. профессиональных образовательных организаций и 376 организаций высшего образования, реализующих программы СПО.

Михаил Мишустин осмотрел выставку «85 лет системе СПО: сила в мастерстве!». С заместителем Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Викторией Абрамченко, Министром просвещения Сергеем Кравцовым

Михаил Мишустин осмотрел выставку «85 лет системе СПО: сила в мастерстве!». С заместителем Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Викторией Абрамченко, Министром просвещения Сергеем Кравцовым

Михаил Мишустин осмотрел выставку «85 лет системе СПО: сила в мастерстве!». С Министром просвещения Сергеем Кравцовым

Михаил Мишустин осмотрел выставку «85 лет системе СПО: сила в мастерстве!». С Министром просвещения Сергеем Кравцовым и заместителем Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Викторией Абрамченко

Михаил Мишустин осмотрел выставку «85 лет системе СПО: сила в мастерстве!». С Министром просвещения Сергеем Кравцовым

Михаил Мишустин принял участие в телемосте с победителем и призерами Всероссийского конкурса среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года». С Министром просвещения Сергеем Кравцовым и заместителем Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Викторией Абрамченко

Встреча Михаила Мишустина с победителями и призёрами чемпионатов профессионального мастерства, конкурса «Мастер года», студентами и директорами кластеров «Профессионалитета»

Встреча Михаила Мишустина с победителями и призёрами чемпионатов профессионального мастерства, конкурса «Мастер года», студентами и директорами кластеров «Профессионалитета»

Встреча с победителями и призёрами чемпионатов профессионального мастерства, конкурса «Мастер года», студентами и директорами кластеров «Профессионалитета». Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Виктория Абрамченко

Встреча Михаила Мишустина с победителями и призёрами чемпионатов профессионального мастерства, конкурса «Мастер года», студентами и директорами кластеров «Профессионалитета»

Встреча Михаила Мишустина с победителями и призёрами чемпионатов профессионального мастерства, конкурса «Мастер года», студентами и директорами кластеров «Профессионалитета»
Михаил Мишустин осмотрел выставку «85 лет системе СПО: сила в мастерстве!». С заместителем Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Викторией Абрамченко, Министром просвещения Сергеем Кравцовым
В 2025 году СПО отмечает своё 85-летие (2 октября 1940 года был принят Указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», появились первые школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища для подготовки рабочих).
С 2022 года 2 октября согласно Указу Президента от 25 июля 2022 года №496 официально объявлено Днём среднего профессионального образования.
СПО играет стратегическую роль в развитии страны, формируя кадровый потенциал для сферы промышленности, технологий и социальной инфраструктуры. В системе задействованы 199 474 педагогических работника, среди которых 147 303 преподавателя и 18 779 мастеров производственного обучения.
В 2025/2026 учебном году на программы СПО принято 1,2 миллиона студентов. Обучение по программам СПО выбирают 62,5% выпускников девятого класса школы. Общая численность студентов, обучающихся по всем формам обучения, составила на начало учебного года более 3,85 миллиона человек.
В 2025 году выпуск специалистов по программам СПО составил около 1004,5 тыс. человек, а уровень занятости выпускников колледжей сегодня достигает 80,5%, что указывает на высокую эффективность подготовки кадров с учётом требований работодателей.
В целях помощи школьникам 6–11-х классов с выбором будущей профессии с 1 сентября 2023 года в каждой школе внедрена единая модель профориентации, которой охвачено более 8,5 миллиона обучающихся, задействовано 13,4 тыс. предприятий-работодателей.
Важным изменением в системе СПО является реализация с 2022 года федерального проекта «Профессионалитет», предусматривающего формирование кластеров СПО, а также проведение комплекса мер по модернизации системы в интересах развития экономики и промышленности.
В 2025 году в 86 регионах функционируют 506 кластеров по 24 отраслям экономики, в которых принимают участие более 2,4 тыс. организаций-работодателей.
С целью привлечения в систему СПО носителей производственных практик в рамках федерального проекта «Профессионалитет» проводится обучение по программам дополнительного профессионального образования работников, приходящих с производства, призёров и победителей чемпионатов профессионального мастерства. Такое обучение прошли уже более 2,2 тысячи слушателей.
Значимым механизмом развития для системы СПО является чемпионатное движение по профессиональному мастерству, которое включает в себя:
— чемпионат высоких технологий;
— чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы»;
— чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
Новое направление – чемпионат по профессиональному мастерству среди участников специальной военной операции «Абилимпикс» – комплекс мероприятий, проводимый на федеральном уровне и включающий в себя соревновательные мероприятия по компетенциям, а также профессиональным навыкам, деловые, культурные и другие мероприятия среди участников СВО, являющихся инвалидами.
В 2025 году мероприятиями чемпионатов по профессиональному мастерству охвачено более 1 миллиона человек, из которых более 330 тысяч – студенты колледжей и школьники от 14 лет. Чемпионатное движение поддерживают более 7,5 тыс. предприятий-работодателей.
Всероссийский конкурс среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года» проводится с 2021 года с целью поощрения педагогических работников, повышения престижа педагогических профессий, популяризации передовых идей в области образования и подготовки кадров, а также изучения и внедрения лучших педагогических практик.
В 2025 году участие в конкурсе приняли 9831 педагогический работник, в финальном этапе – 89 педагогов из всех субъектов Федерации.
Финал конкурса
проходит с 29 сентября по 2 октября в Курске – на родине победителя 2024 года, директора
курского Колледжа информационных технологий Дмитрия Медведева.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, дорогие друзья!
Прежде всего, пользуясь случаем, хочу поздравить вас, ваших коллег, всех студентов, преподавателей с юбилеем системы среднего профессионального образования. Три года назад Президент предложил отмечать День СПО. Надеюсь, он уже стал для вас доброй традицией.
Система СПО готовит специалистов, без которых невозможно развитие ни одной отрасли экономики, промышленности. Только что в ходе выставки мы видели, какой непростой путь за 85 лет прошла система профессионального образования. Я уже сказал сегодня, приветствуя ребят на конкурсе «Мастер года», что, конечно, не бывает никаких средних систем образования. Это, мне кажется, рудименты прошлого, 1990-х годов. Сегодня как раз часть выставки была посвящена тому периоду.
Блестящее образование получают сейчас выпускники колледжей – профессиональное, нужное стране. Образование, которое позволяет развиваться молодым людям, создавать щит страны – промышленный, экономический, помогать в достижении национальных целей развития, которые перед нами ставит Президент.
Сегодня у нас в стране действует более 3,2 тыс. колледжей, в которых учатся около 4 миллионов молодых людей. Профессию в них можно получить по любой из 500 специальностей во всех ключевых отраслях экономики. Сегодня, кстати, на стенде были представлены профессии, которые в своё время в Советском Союзе давались в системе СПО. Это совершенно разные профессии разных отраслей экономики. Сегодня можно также получить самые разные профессии – от современных специальностей в области информационных технологий, разработки программного обеспечения и ядерной энергетики до медицины, образования, сферы туризма и многих других.
Активно модернизируется материально-техническая база колледжей. Обновляется содержание программ. Наши коллеги из Государственной Думы – Виктория Валериевна (Абрамченко), я помню, при принятии бюджета активно помогала в том, чтобы мы добавили соответствующие средства на развитие материальной базы СПО.
И конечно, надо сказать о тех, кто учит в колледжах, о наших преподавателях. Они регулярно совершенствуют своё мастерство, повышают квалификацию на ведущих предприятиях страны, в организациях, специально созданных, как, например, в Калуге или Нижнем Новгороде, технопарках. Педагоги дают студентам самые актуальные знания, чтобы они могли, выйдя на производство, быстро включиться в процесс. И нам очень важно эту кластеризацию продолжать, чтобы те предприятия, которые сегодня, скажем так, на передовой – в производстве, в создании услуг, могли очень чётко устанавливать требования к тому, кого хотят получить на свои рабочие места.
Независимые эксперты высоко оценивают готовность выпускников колледжей к профессиональной деятельности. Мы это специально изучали. Большинство из них – более 80%, мы видим, очень хорошо трудоустраиваются. Это очень значимый результат, потому что совсем недавно было не так.
Во многом благодаря демонстрационному экзамену, в ходе которого молодые люди показывают не только как они освоили теорию, но и конкретные практические навыки, приобретённые во время учёбы. По поручению главы государства это стало основной формой итоговой аттестации.
Особое внимание хотел бы обратить на реализацию хорошо знакомого всем вам «Профессионалитета», который предполагает создание общеобразовательных кластеров совместно с организациями-работодателями. В текущем году он законодательно закреплён в качестве формы образовательной деятельности с обязательным участием компаний.
Этот проект стартовал с 70 таких объединений. И всего за три года их число увеличилось кратно – до 506. Действует он теперь практически по всей стране, и вовлечены в него около 2,5 тыс. предприятий – лидеров в своих отраслях. Мы обязательно продолжим эту кластеризацию дальше. А к 2030 году количество кластеров по нашим планам должно увеличиться ещё почти вдвое, и к партнёрству подключатся порядка 4 тыс. предприятий. Это позволит решить поставленную главой государства задачу – подготовить в ближайшие пять лет 2 миллиона квалифицированных специалистов.
На такие цели в новом бюджете, который сейчас представлен в Государственную Думу, на три года предусмотрено 105 млрд рублей.
Все эти сотрудники составят сообщество профессионалов. Это особая среда, которая активно формируется. Сегодня мы также видели, как активно ежегодно проходят соревнования, где студенты и преподаватели показывают знание своего дела, свои навыки. Речь идёт в первую очередь о чемпионате высоких технологий, «Профессионалы». В текущем году в них приняло участие более миллиона человек.
Ещё – «Абилимпикс», вам тоже хорошо известный. Движение с уже десятилетней историей, которое помогает получить профессию людям с ограничениями по здоровью. У нас в стране свыше 3 тыс. партнёров, которые создают рабочие места для инвалидов.
Из моего личного опыта – ребята с ограничениями по здоровью зачастую эффективнее, более профессионально работают, чем многие другие специалисты. В частности, мы очень активно этим занимались в Федеральной налоговой службе.
Конкурс «Мастер года» объединил порядка 10 тысяч преподавателей и мастеров производственного обучения со всей страны. И сегодня в Курске будут определены лучшие из них. Мы только что пообщались с финалистами.
Очень важны такие мероприятия. Они помогают синхронизировать обучение в колледжах с потребностями экономики. Сегодня среднее профессиональное образование играет значимую роль для социального и экономического развития страны. Объединяет ресурсы государства, работодателей и образовательных организаций, чтобы сформировать систему подготовки кадров – современную, инновационную. СПО открывает новые возможности для молодёжи, укрепляет кадровый потенциал регионов и создаёт основу для технологического лидерства России.
Уважаемые директора колледжей и техникумов, мастера и преподаватели, большое спасибо вам за вашу работу. Вы многое делаете для нашей молодёжи. Благодаря вашим знаниям и опыту ребята получают востребованную профессию. Вы формируете базу для их профессионального развития, карьерного роста.
Дорогие студенты, это здорово, что вы, несмотря на юный возраст, уже сделали такой важный в жизни шаг. Выбрали сферу, в которой будете трудиться. И не сомневаюсь, что вы преуспеете.
Ещё раз всех с праздником. Давайте теперь пообщаемся. Я бы хотел услышать ваши идеи, предложения, пожелания, может быть, будут вопросы.
А.Явгастин (призер Всероссийского конкурса педагогов системы СПО «Мастер года» в 2024 году, преподаватель гуманитарно-технического техникума Оренбурга): Добрый день, Михаил Владимирович! Меня зовут Явгастин Артур. Я работаю в гуманитарно-техническом техникуме города Оренбурга. Сейчас получаю высшее образование по инженерному направлению. За пять лет преподавания я стал призёром конкурса «Мастер года» 2024 года. Являюсь экспертом чемпионатов «Профессионалы» и «Абилимпикс», экспертом демонстрационного экзамена, а также регионального конкурса среди предприятий «Профессионалы Оренбуржья». Преподаю профильные дисциплины, возглавляю УПК.
Благодаря тесному взаимодействию с работодателями мы постоянно актуализируем рабочие и учебные программы. Поэтому наши студенты получают наиболее актуальные и востребованные компетенции и умения. Это всё отражается на их условиях труда, на их зарплате.
Естественно, это отражается и на конкурсе, который с каждым годом увеличивается. Например, у нас в колледже на одно место претендовало уже пять человек. Где‑то, я слышал, эта цифра достигала и 18.
В связи с этим возникает вопрос: как повысить эффективность приёмной кампании, чтобы в первую очередь поступали абитуриенты максимально мотивированные или по целевым договорам? То есть те молодые люди, которые впоследствии будут гарантированно трудоустроены и которые хотят получить именно ту профессию, которую они выбрали.
М.Мишустин: Да, Артур, я абсолютно с Вами согласен. Мотивация – важнейший драйвер учёбы, особенно там, где высокий конкурс. Вы меня сейчас удивили. 18 человек на место – это уже очень серьёзно. А на какие, интересно, специальности был такой конкурс, не помните?
А.Явгастин: В моём техникуме максимальный конкурс идёт по машиностроению, по робототехнике и авиации, конечно же.
М.Мишустин: Артур, Вы меня так порадовали. Это здорово.
На самом деле вопрос, связанный с поддержкой целевиков, уже решён Президентом. Он подписал соответствующий закон, который вступает в силу 1 сентября следующего года, где преимущественное право зачисления в систему СПО будет предоставляться тем, кто подписал договор на целевую работу.
А предприятие в этом смысле – тоже серьёзные экзаменаторы. Они, конечно же, лучших выбирают. Они за отличниками, за профессионалами в СПО охотятся уже. Это хорошо, это надо поощрять.
Это на 100% будет мотивировать, ребята могут находить для себя сразу предприятия. И было бы хорошо ещё подумать, поговорить с профессионалами, каким образом мотивированных ребят как‑то отметить через те же конкурсы, олимпиады. Здесь профессионалы, учителя лучше в этом разбираются. Мы это, конечно, всегда поддержим.
О.Антипина (директор Первоуральского металлургического колледжа): Михаил Владимирович, добрый день! Меня зовут Антипина Ольга Феликсовна, я возглавляю Первоуральский металлургический колледж в Свердловской области. Рада Вам представить программу будущей «белой» металлургии.
Так случилось, что родиной профессионалитета стал город Первоуральск, поскольку вот уже 14 лет мы работаем в парадигме дуального образования, ориентируясь на заказ наших работодателей.
Наши лучшие практики – это наставничество и целевая подготовка. За эти годы нам удалось создать 38 современных лабораторий, десять из них – в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Наша самая главная находка, которой мы гордимся, – это цифровой двойник производственного процесса работодателя. Надо сказать, что лаборатории сегодня вызывают восхищение у многих наших гостей. Мы уделяем большое внимание и процессам воспитательной работы. А буквально на днях мы стали победителями Всероссийского конкурса молодёжных медиапроектов в специальной номинации, посвящённой 85-летию системы СПО.
Важно, что к нашей деятельности высок интерес не только со стороны отечественных, но и международных партнёров.
В связи с этим у меня к Вам вопрос. В высшем образовании существует международное соглашение, такого опыта в СПО пока нет.
Возможно ли организовать заключение межправительственных соглашений для колледжей и техникумов? Это помогло бы нам развивать международное сотрудничество.
М.Мишустин: Вы знаете, Ольга Феликсовна, это отличная идея. Она достаточно проста, но не так много о ней говорят. На самом деле, уверен, что во многих странах, странах ближнего зарубежья, в наших дружественных странах… Я буквально на днях вернулся из Минска, где главы правительств других стран много говорили как раз о системе образования. И конечно же, обмен лучшими практиками и в том числе возможности заключения специальных соглашений, для того чтобы эти программы развивать, очень важны.
Такое поручение будет дано, я и Сергея Сергеевича (Кравцова) попрошу продумать это. Я думаю, и Госдума могла бы быть здесь полезна. Наш диалог с парламентом очень активно идёт.
Спасибо за отличную идею. Мы обязательно её будем развивать.
О.Антипина: Благодарю.
Ю.Моисеев: Здравствуйте, Михаил Владимирович, меня зовут Моисеев Юрий Игоревич, я директор Волгоградского политехнического колледжа имени Владимира Ивановича Вернадского.
Мы вступили в программу «Профессионалитет» в 2023 году, и нам повезло – мы очень хорошо развились за эти последние три года.
На базе колледжа сегодня существует учебно-производственный комплекс. Нам опять же повезло – мы находимся на месторождении минеральной воды. Добываем её с глубины 125 м и на реальном конвейере разливаем её по бутылкам.
На этом производстве работают студенты. И здесь очень важно, что они приобретают профессиональные навыки, лаборанты химического анализа тренируются на этом производстве каждый день. И надпрофессиональные навыки тоже там тренируются – это бережливое производство, охрана труда. И наши студенты выходят из колледжа уже с записью в трудовой книжке, с реальным опытом работы.
Но мы не остановились на месте, мы расширяемся. У нас есть звено ИТ, которое делает виртуальные тренажёры для химического производства. И это такая реальная востребованная работа.
Благодаря поддержке нашего Волгоградского региона и нашего губернатора Андрея Ивановича Бочарова мы очень хорошо развиваемся, а наш стратегический партнёр, химическое предприятие «Каустик», заказывает у нас реальные продукты учебно-производственного комплекса и поддерживает нас не только деньгами – порядка 250 млн рублей вложено в колледж за последние два года. Наш колледж в их сердце, они реальные шефы нашего производства.
В этой связи мы хотели бы поблагодарить Вас за то, что на законодательном уровне нам представилась возможность создавать такие производства. И считаем, что надо поддерживать такие производства, поэтому и просим поддержки. Мы будем воспитывать на этом производстве и в наших колледжах настоящих трудовых патриотов России.
М.Мишустин: Спасибо большое, Юрий Игоревич. Без сомнения, УПК, учебно-производственные комплексы, – это основная часть программы «Профессионалитет». И такая кластеризация, или соединение предприятий с системами образования, – залог эффективности полученного образования в системе СПО. Поэтому, без сомнения, будем и поддерживать, и продвигать все правильные практические наработки и их реализовывать.
Очень рад тому, что у молодёжи это в сердцах, в умах, получило большой отклик. Все эти инициативы глава государства ещё несколько лет назад высказывал. Вы знаете, что в национальных целях развития содержится очень серьёзная задача, которая стоит перед страной и которую просто невозможно решить без соответствующего уровня образования в этой сфере. И УПК, учебно-производственные комплексы, – это основа получения практических навыков, того, чего ждут предприятия от выпускников.
О.Халепо (директор Новгородского строительного колледжа): Добрый день, Михаил Владимирович, я, Халепо Ольга Анатольевна, директор Новгородского строительного колледжа. Колледж сегодня – это не просто образовательная организация, это центр развития инженерных талантов. Мы полностью заменили материально-техническую базу, создали новые мастерские, лаборатории, открыли учебно-производственные участки. И благодаря вашей поддержке в 2023 году мы отремонтировали два общежития, которые находятся на территории колледжа. Как результат этой работы: конкурс для поступления в наш колледж 18 человек на место.
М.Мишустин: Ольга Анатольевна, как раз с Артуром (Явгастиным) говорили. Обрадуйте, пожалуйста, на какие специальности 18 человек?
О.Халепо: Это два строительных направления – «Прикладная геодезия» и «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
С 2024 года мы в проекте «Профессионалитет». С нами в партнёрстве 21 организация из числа предприятий строительной отрасли. Вместе с партнёрами мы открываем отраслевые кафедры на их базе для быстрой подготовки, внедряем бережливые технологии не только в учебный процесс, но и на предприятия наших партнёров.
Вместе с ними мы расширяем и углубляем программы подготовки, внедряем инновации. И уже есть результат. С нами партнёры готовы менять образовательные стандарты, профессиональные стандарты. И на те места, где раньше требовалось высшее образование, принимают наших студентов со средним профессиональным образованием. Даже не будущих выпускников, а тех, кто ещё учится.
Строительная отрасль развивается стремительно. Сейчас требуются выпускники, которые владеют цифровыми технологиями, могут работать на сложном оборудовании. Для меня, как для директора колледжа и отраслевика, эта задача является приоритетной в подготовке таких кадров.
Уважаемый Михаил Владимирович, в этой связи я предлагаю запустить экспериментальный проект по адаптации модели с присвоением двух квалификаций – среднего профессионального образования и высшего образования.
Как это работает. На основе двух образовательных стандартов готовится единая образовательная программа. И студент на младших курсах осваивает практическую подготовку, работает на сложном оборудовании, внедряет цифровые технологии. А на старшем курсе ведёт исследовательскую и проектную деятельность. Завершается эта программа защитой реального проекта под запрос отрасли либо конкретного предприятия.
В итоге студент, который прошёл обучение в колледже, получает два диплома – среднего профессионального образования и высшего образования. Становится ещё более конкурентоспособным на рынке труда. А предприятие по типу одного окна получает кадры различной квалификации.
Понятно, что не на всех специальностях данный проект будет реален. Но, к примеру, на специальности «Строительства и эксплуатации зданий и сооружений» мы 100% его исполним. Как Вам такая инициатива?
М.Мишустин: Ольга Анатольевна, она очень интересная. В принципе, вообще интеграция системы СПО и системы высшего образования естественна. Я ещё раз повторю, что слова «высшее образование» здесь неуместны, если мы говорим о профессионалах высочайшего класса, которые вышли после колледжа.
Надо подумать обязательно, как это сделать правильно. Без сомнения, нам нужны будут мнения специалистов, в том числе Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования. И обязательно подумаем, по каким специальностям можно это предполагать. Поскольку Вы абсолютно правы: тот ученик, который получил практические навыки, умеет работать на сложном оборудовании. Оборудование очень сложное сейчас – от станков с числовым программным управлением до лазерной сварки – это всё требует больших знаний. И выполнить требования по этой специальности, чтобы получить высшее образование, – естественно.
Но как это организовать, я думаю, что мы поручим Министерству просвещения подумать. А Вас попрошу через Сергея Сергеевича (Кравцова) представить свои предложения. И обязательно укажите там специальность. Вы сказали о строительстве, но, наверное, и смежные специальности.
Кстати, те же геодезия и картография, о которых Вы сказали. Виктория Валерьевна (Абрамченко) хорошо понимает, что, если специалист геодезист получил базовое образование, дальше он может идти уже к нескольким специальностям, связанным с землеустройством, и специалисты в области массовой оценки, и недвижимости, и многие-многие другие специалисты отсюда могут получаться с добавлением новых знаний.
Спасибо. Мы изучим обязательно Вашу инициативу.
О.Халепо: Спасибо большое.
А.Зенкина (директор Смоленской академии градостроительства и архитектуры): Уважаемый Михаил Владимирович, добрый день!
Меня зовут Анжелика Владимировна Зенкина, я директор Смоленской академии градостроительства и архитектуры.
Наше учебное заведение также стало одним из первых участников федерального проекта «Профессионалитет» в области строительства. И сегодня мы уже можем говорить о его первых результатах. Мы серьёзно обновили образовательные программы. Создали учебные лаборатории, учебные полигоны с самым современным оборудованием. Работодатели по‑другому на нас взглянули. И сегодня они являются активными участниками нашего образовательного процесса по подготовке будущих специалистов.
Здорово, что совместно с федеральным проектом «Профессионалитет» реализуется федеральная программа капитального ремонта колледжей. Благодаря этой программе обновляется не только учебное пространство, но и студенческие общежития. Мы вошли в эту программу, и в настоящее время завершается ремонт общежития на 450 мест. Это такой студенческий дом с современным дизайном, новой техникой, мебелью. Наши студенты – будущие архитекторы сами разработали дизайн-проекты всех комнат, холлов, коридоров. Вся мебель, которая будет установлена в отремонтированных помещениях общежития, также сделана руками наших студентов. У нас действует учебно-производственный комбинат по изготовлению мебели. Всё оборудование, станки для данного комплекса были приобретены за счёт федерального проекта «Профессионалитет».
Вообще оба эти проекта – и «Профессионалитет», и федеральная программа капитального ремонта – очень важны, ведь они дают возможность молодому поколению самореализовываться. Но мне кажется, самое главное, что они дают чувство защищённости и заботы.
Уважаемый Михаил Владимирович! Мы, руководители, педагоги, студенты колледжей Смоленщины благодарны за те перемены, которые реализуются в системе среднего профессионального образования. Но позвольте мне с Вами согласиться: не очень нам подходит название «среднее профессиональное образование».
М.Мишустин: Не надо так называть, мне кажется, надо называть «специальное образование».
А.Зенкина: Достаточно просто «профессиональное».
Мы, конечно, много работаем, и впереди у нас ещё много идей, работы, есть что ремонтировать и модернизировать. И мы очень надеемся, что реализация федерального проекта «Профессионалитет» и федеральной программы капитального ремонта продолжится. И тогда ещё больше ребят будут стремиться получать профессию и станут профессионалами своего дела.
М.Мишустин: Анжелика Владимировна, Вы абсолютно правы. Ещё специальная президентская инициатива была по обновлению инфраструктуры колледжей. Соответствующее поручение мы исполнили.
У нас на ближайшую трёхлетку выделено на эти цели 56 млрд рублей. До 2030 года планируем обновить – и ещё туда средства направить – более 1,4 тыс. разных объектов для колледжей.
Поэтому это масштабнейшая программа, для того чтобы инфраструктура была самая современная, самая технологичная, инновационная, которая в первую очередь будет подходить под современные производства и современную экономику.
А.Зенкина: Это очень здорово.
Продолжение следует.