Организатором международного форума «Цифровая транспортация – 2025» выступает ассоциация «Цифровой транспорт и логистика». Мероприятие проходит уже в третий раз и традиционно собирает представителей власти, руководителей компаний и отраслевых экспертов.
На выставке в рамках форума вице-премьеру представили практические образцы цифровых продуктов и сервисов, используемых на транспорте: беспилотные автомобили и российское программное обеспечение для безопасной работы авиакомпаний и железнодорожного транспорта, объектов транспортной инфраструктуры.
Выступая перед участниками форума, вице-премьер Виталий Савельев подробно остановился на основных направлениях в работе Правительства в цифровой сфере.
В рамках федерального проекта «Беспилотные логистические коридоры» разработана «дорожная карта» развития высокоавтоматизированных транспортных средств до 2028 года. Сегодня на трассах и полигонах уже 90 беспилотных грузовиков. За два с половиной года пробег беспилотных грузовиков составил более 8,5 млн км. Главной задачей остаётся выход на пятый уровень автономности и формирование полноценного рынка наземных перевозок беспилотными грузовиками. Минтранс разрабатывает проект федерального закона, регулирующего использование высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования. По плану он вступит в силу в III квартале 2027 года.
Продолжает развиваться рынок беспилотных авиационных систем. В июле этого года установлен класс воздушного пространства Н. Это упрощает использование БАС на высоте до 150 м и в рамках установленных маршрутов на высоте до 3050 м. Россия сегодня в числе стран – лидеров по формированию нормативно-правовой базы для использования БАС. США, Китай также идут по пути выделения отдельного воздушного пространства.
Одна из задач – первыми в мире создать универсальную систему идентификации беспилотных транспортных средств. Такая платформа будет создана на базе системы «ЭРА-ГЛОНАСС», её промышленная эксплуатация начнётся 1 марта 2026 года. Уже протестировано подключение к системе авиабеспилотников в 25 регионах страны, автономных грузовиков на трассе М-11 и ЦКАД, безэкипажных катеров на Сахалине и в Мурманской области. Система идентификации обеспечит прозрачность использования беспилотников на земле, воде и воздухе.
Успешно развиваются цифровые решения для логистики. В 2022 году запустили ГИС «Электронные перевозочные документы», а с 1 сентября 2026 года они станут обязательными к применению. Это значительно упростит взаимодействие между участниками перевозки и сократит общие временные издержки.
Продолжается активная работа по замещению зарубежного программного обеспечения. Для этого в Минтрансе работают 4 индустриальных центра компетенций по основным направлениям транспорта: морской и речной транспорт, авиация, железнодорожный транспорт и логистика, аэропорты. В рамках центров реализуются 23 проекта, из них 12 уже реализовано. Результаты работы центров будут масштабированы на организации транспортного комплекса.
«Развитие цифрового потенциала транспортной отрасли отвечает решению стратегических задач поддержания высокого уровня национальной безопасности и формирования технологического суверенитета. Отечественный транспортный комплекс занимает лидирующие позиции в мире по глубине внедрения цифровых технологий и сервисов. Правительство Российской Федерации держит на особом контроле вопрос цифровой зрелости транспортного комплекса и активно содействует дальнейшему развитию его цифрового потенциала», – отметил Виталий Савельев.