
Дмитрий Чернышенко прокомментировал работу вузов по продвижению русского языка за рубежом. Реализованные проекты охватили свыше 30 стран, включая государства Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и Азии
Дмитрий Чернышенко прокомментировал работу вузов по продвижению русского языка за рубежом. Реализованные проекты охватили свыше 30 стран, включая государства Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и Азии
Подведомственные Министерству просвещения России вузы в 2024 году выполнили 26 научно-исследовательских работ (НИР) по продвижению русского языка и российского образования за рубежом. В рамках них были разработаны новые методики обучения, пособия, программы переподготовки и дополнительного образования, курсы повышения квалификации, образовательные интернет-платформы с аудио- и видеоуроками, диагностические материалы, научно-методические и учебные пособия, обучающие карточки для школьников. Реализованные проекты охватили свыше 30 стран, включая государства Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и Азии.
«Наш Президент Владимир Путин неоднократно подчёркивал важность продвижения русского языка и российской культуры за рубежом. Привлечь большее число граждан других государств к их изучению помогает работа российских университетов и специализированных центров открытого образования. Они создаются по поручению главы государства и сегодня действуют уже в 62 странах мира, включая Китай, Индию, Вьетнам, Кубу, Венесуэлу и другие», – сообщил Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко.
Важными направлениями в научно-исследовательской работе педвузов стали разработка методических материалов для изучения русского языка, повышение квалификации педагогов – обучение иностранных преподавателей современным методикам, проведение совместных исследований.
«Научно-исследовательская работа педагогических вузов позволяет расширить присутствие русского языка в мире и популяризировать российское образование. В дружественных странах Евразии, а также во многих государствах Латинской Америки и Африки мы видим большой интерес к его изучению и создаём условия для его освоения, открывая центры образования на русском языке и обучения русскому языку, реализуя различные гуманитарные проекты, в том числе “Российский учитель за рубежом„. Уверен, что дальнейшая научно-исследовательская деятельность педвузов придаст импульс развитию русского языка за рубежом и будет способствовать укреплению партнёрства и дружеских отношений между странами», – отметил Министр просвещения Сергей Кравцов.
Например, научный коллектив Московского педагогического государственного университета (МПГУ) создал модель продвижения русского языка в Ливанской Республике и Исламской Республике Иран, включающую программы для школ и курсы повышения квалификации.
«Мы создали модульный контент методических рекомендаций, которые могут стать, с одной стороны, рабочим материалом для учителей русского в Ливане и Иране, а с другой – основой для написания этнически ориентированных учебников и учебных пособий для изучающих русский язык в школах», – отметил профессор кафедры методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ Анатолий Устинов.
В Благовещенском государственном педагогическом университете реализовали научно-исследовательскую работу, направленную на продвижение русского языка в Корейской Народно-Демократической Республике (КНДР). Учёные выявили лучшие практики международного сотрудничества КНДР в сфере образования, создали методическое обоснование и разработали рекомендации, которые будут способствовать продвижению российского образования в этой стране.
Учёные Воронежского государственного педагогического университета апробировали модель мотивации обучающихся в Демократической Республике Конго и Республике Конго к изучению русского языка и разработали научные основы создания современного учебника, отвечающего задачам формирования у обучающихся такой мотивации. Коллектив разработал раздел ресурсного обеспечения учебника, включающий образовательный интернет-ресурс с банками аудио- и видеоуроков, методические рекомендации, тренажёры и сборники аутентичных диалогов для работы с африканской аудиторией, а 12 программ дополнительного образования (от А1 до В2) стали основой для апробации модели мотивации конголезских учащихся к изучению русского языка.
В Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н.Ульянова разработали программу повышения квалификации для учителей Федеративной Демократической Республики Эфиопия, направленную на развитие функциональной грамотности учащихся в цифровой образовательной среде.
Коллектив Шадринского государственного педагогического университета изучил культурно-цивилизационные особенности развития и систему образования Республики Сейшельские Острова и предложил способы продвижения русского языка и русской культуры в этой стране.
Липецкий государственный педагогический университет им. П.П.Семёнова-Тян-Шанского в 2024 году выполнил два масштабных научно-исследовательских проекта, направленных на продвижение русского языка и русской культуры, в том числе в Республике Камерун.
Учёные Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета разработали дополнительную общеобразовательную программу «Русский язык как иностранный в диалоге культур» и методические рекомендации по обучению русскому языку (уровень А0). Научные материалы апробировали на базе Центра открытого образования на русском языке в Международном университете менеджмента города Виндхук (Намибия). Также учёными созданы сборники сценариев культурно-образовательных событий.