Из стенограммы:
Вопрос: Что имелось в виду в выступлении господина Мишустина, когда он сказал, что надо усилить контроль за стоимостью товаров, поступающих на внутренний рынок ЕАЭС.
А.Оверчук: Это вопрос, который последовательно обсуждается на целом ряде последних заседаний Евразийского межправительственного совета и в том числе на Совете Евразийской экономической комиссии. Он связан с совершенствованием таможенного администрирования. Как вы знаете, у нас общий таможенный контур, общая таможенная граница в союзе. И мы работаем над унификацией требований к определению таможенной стоимости, а также над тем, чтобы улучшить обмен информацией между таможенными органами, комиссией союза.
И вчера на заседании в узком составе был заслушан отчёт министра коллегии, который отвечает за таможенные вопросы, о проделанной работе.
Вопрос: Сегодня состоялись также переговоры с Первым вице-президентом Ирана господином Арефом. Вы могли бы рассказать, какие темы обсуждались?
А.Оверчук: Наши традиционные темы.
Как вы знаете, у нас вступило в силу Соглашение о свободной торговле с Исламской Республикой Иран. Это очень важный документ, поскольку фактически он открывает возможности торговать с нулевыми ставками более чем по 90% позиций. Соответственно, и Евразийский экономический союз, и Исламская Республика Иран взаимно заинтересованы в том, чтобы это соглашение давало отдачу. Поэтому обсуждались вопросы, как нам теперь настроить реализацию этого соглашения. Понятно, что для этого потребуется время, но в принципе уже сегодня мы видим рост взаимной торговли с Ираном.
Второй вопрос касается транспорта и логистики. Обсуждали нюансы строительства железной дороги на участке Решт – Астара, о том, как идёт выкуп земель там. Фактически мы уже приступили к работам. Идут технические изыскания на земельных участках, которые выкупаются Правительством Ирана. Это такие рабочие моменты.
Также обменялись мнениями относительно геополитической ситуации в регионе Южного Кавказа.
Вопрос: Вот этот «маршрут Трампа», как его сейчас называют, как будет сказываться на развитии коридора «Север – Юг»? И какова сейчас здесь позиция России?
А.Оверчук: Во‑первых, мы рассматриваем этот вопрос в такой плоскости: Армения является нашим стратегическим союзником, и если Армения считает, что что‑то для них хорошо, то мы, конечно же, здесь Армению поддерживаем. Если они считают, что подписание соответствующей декларации в Вашингтоне обеспечивает им большие гарантии безопасности, это хорошо, потому что мы поддерживаем мирные процессы на Южном Кавказе. Это целиком и полностью отвечает нашим интересам. Конечно же, в рамках тех договорённостей, которые, очевидно, могли быть достигнуты, возникают некоторые нюансы, которые нам предстоит уточнить вместе с армянской и азербайджанской сторонами.
На следующей неделе я лечу в Ереван. Поездка планировалась заранее. О ней договаривались во время встречи на Алтае. Она связана с тем, что в нормативно-правовом регулировании Республики Армения появился нормативный правовой акт, постановление Правительства Армении, которое, на наш взгляд, противоречит праву Евразийского экономического союза. Мы с Мгером Гербертовичем (Григоряном) договорились, что встретимся вместе с экспертами и детально обсудим все наши озабоченности. Поэтому прежде всего будем обсуждать этот вопрос.
Позднее произошла встреча в Вашингтоне, подписание декларации. Поэтому, возможно, будет также встреча с Николом Воваевичем Пашиняном, где мы обсудим определённые нюансы, которые связаны прежде всего с разблокированием коммуникаций в регионе Южного Кавказа.
Вы знаете, что существует трёхсторонняя рабочая группа на уровне вице-премьеров Азербайджана, Армении и Российской Федерации, которая работает над реализацией девятого пункта трёхсторонней декларации лидеров Российской Федерации, Азербайджана, Армении, который связан с деблокированием. Эта рабочая группа обсуждала детально все нюансы разблокирования. Поэтому нам важно знать, насколько стороны продвинулись в решении тех проблем, которые обсуждались в рамках трёхсторонней рабочей группы.
Ряд нюансов затрагивают интересы Российской Федерации на Южном Кавказе, прежде всего с точки зрения развития железнодорожного сообщения.
Как вы знаете, система железных дорог Армении находится в концессии ОАО «Российские железные дороги». Поэтому нам будет важно услышать, были ли найдены решения по тем нюансам, о которых все, кто занимается вопросами разблокирования, хорошо осведомлены. Если такие решения были найдены, то, конечно, вопрос восстановления железных дорог, а речь идёт не только о Мегринском участке, но и о так называемом северном участке, который идёт через Тавуш на Газах, речь идёт о разблокировании Гюмри – Карс – это, собственно, выход на Турцию… Если эти вопросы все были решены, то нам необходимо будет уже переводить это в плоскость технико-экономических обоснований и расчётов. Смотреть на экономику этих проектов и, собственно, заниматься разблокированием. Но опять‑таки это потребует уже трёхсторонних усилий в рамках взаимодействия, которое у нас было и есть с Арменией, с Азербайджаном.
В конце следующей недели также запланирована у меня встреча с азербайджанской стороной. Думаю, мы тоже там эти вопросы будем рассматривать. Так что движение идёт.
Вопрос: А в трёхстороннем формате планируется?
А.Оверчук: Будем обсуждать. Потому что если мы говорим о восстановлении железных дорог и об улучшении транспортной связанности в регионе, то лучше здесь говорить в трёхстороннем формате.
Вопрос: Китай и Россия подписали соглашение о сопряжении инициативы «Один пояс – один путь» и ЕАЭС. Как Вы оцениваете результат этого соглашения?
А.Оверчук: Эта работа ведётся Евразийской экономической комиссией. И непосредственно за неё отвечает министр Евразийской экономической комиссии Андрей Александрович Слепнёв. Лучше ему задать этот вопрос. Я знаю, что они работают, знаю, что у них есть контакты. Конечно, основное внимание там уделяется именно цифровизации, взаимодействию в том числе между железными дорогами Китайской Народной Республики, Российской Федерации, Казахстана. То есть это такая комплексная работа, которая сейчас ведётся.