Обсуждались результаты работы службы и основные задачи на предстоящий период. В том числе речь шла о работе с индикаторами риска, внедрении проактивных механизмов самообследования и оценки добросовестности предприятий, электронных сервисов предоставления госуслуг, в частности, для проверки теоретических знаний машинистов в дистанционном формате с применением технологий ИИ.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемый Виктор Борисович!
Вы совсем недавно возглавили службу, которая отвечает за все виды контроля и надзора в сфере транспорта. Вы отвечаете за деятельность воздушного, водного, железнодорожного, грузового автомобильного транспорта, а также метрополитена, что крайне важно для безопасности пассажиров и недопущения травматизма на транспорте, сохранения грузов и техники.
Вам эта работа хорошо известна. У Вас большой профессиональный опыт в этой сфере. Уверен, что компетентность и Ваши знания помогут Вам в руководстве этой важной системой.
Хочу спросить у Вас о результатах работы службы за последнее время и какие основные задачи перед ней стоят.
В.Гулин: Уважаемый Михаил Владимирович!
Правительством утверждены положения о видах надзора на всех видах транспорта. В них заложены все необходимые инструменты, методы контроля и профилактики, которые мы применяем.
Основная задача Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – это снижение аварийности и травматизма, предупреждение возникающих рисков, происшествий в транспортной отрасли.
Службой в рамках ведомственного проекта совершенствования контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта достигнута основная цель – снижение количества смертельных случаев и случаев травматизма на 45% к 2024 году по сравнению с базовым 2017 годом. Также на 45% по сравнению с базовым годом сократилось количество транспортных происшествий.
В рамках закона о контроле и надзоре сегодня самый эффективный инструмент, мы считаем, – это индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикаторами риска являются соответствие или отклонение от параметров объектов контроля, которые сами по себе не являются нарушениями, но свидетельствуют о наличии каких‑либо факторов риска.
Работа с индикаторами риска позволяет осуществлять мониторинг деятельности контролируемых лиц без взаимодействия. То есть мы не создаём этим дополнительную нагрузку на бизнес.
По результатам оценки состояния безопасности на транспорте и с целью повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности службой на сегодня разработан и принят 41 индикатор риска по всем видам транспорта. При этом за пять месяцев этого года Ространснадзором уже проведено 115 внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, которые были осуществлены на основании срабатывания индикаторов риска, что практически в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Эффективность применения индикаторов риска достаточно высокая. Например, на железнодорожном транспорте она сегодня составляет 100%. Работу по разработке индикаторов риска мы продолжаем. На сегодняшний день в разработке шесть новых индикаторов риска в области авиации, автомобильного транспорта и транспортной безопасности.
Кроме этого, служба широко применяет весь комплекс профилактических мероприятий. Если говорить в цифрах, то Ространснадзором за пять месяцев этого года проведено более 450 тыс. профилактических мероприятий, из них 50 тыс. предостережений, 2 тыс. профилактических визитов, 84 самообследования. Принято 12 мер стимулирования добросовестности, проведено 66 публичных слушаний.
Профилактические мероприятия позволяют поддерживать в должной мере уровень безопасности на транспорте.
М.Мишустин: Очевидно абсолютно, что нужно смещать акцент на добросовестное выполнение всех процедур самим бизнесом. Собственно говоря, это и есть риск-ориентированный подход, о котором мы говорим, когда служба в основном профилактически может дать соответствующую информацию на высоком профессиональном уровне компании или организации для их самостоятельных действий в этой области.
И конечно, нужно и далее расширять практику стимулирования компаний, предприятий к соблюдению обязательных технических и технологических требований. Это действенный механизм улучшения и делового климата.
Здесь очень важна обратная связь с предприятиями, предпринимателями, потому что они сами заинтересованы в получении такой информации. Это уменьшает их страховую премию и даёт возможность вовремя исправиться в случае, если какие‑то из рисков могут осуществиться.
Самое главное, конечно, это сохранение жизни сотрудников. Чего удалось добиться в этом направлении?
В.Гулин: В соответствии с концепцией совершенствования контрольно-надзорной деятельности, утверждённой Правительством, эффективное развитие и популяризация самообследования невозможны без обеспечения необходимого уровня мотивации хозяйствующих субъектов. Это мы понимаем. В этой связи сегодня мы интегрируем механизм самообследования в систему категорирования объектов контроля, что позволяет контролируемым лицам снизить категории риска объектов.
Уже в настоящее время возможно снижение категории риска в отношении объектов контроля. Это предусмотрено как мера стимулирования добросовестности положениями о государственном контроле в области железнодорожного транспорта, торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, в области гражданской авиации.
Таким образом, мы создаём гибкий двусторонний механизм: с одной стороны, проактивный, мотивирующий контролируемых лиц соблюдать обязательные требования и проходить самообследования и оценку добросовестности, с другой – это рискориентированный подход в виде проводимых нами внеплановых проверок по срабатыванию индикаторов риска. То есть здесь уже мы вводим систему управления безопасностью.
Хотелось бы также сказать и об обратной связи от бизнеса в части оказания государственных услуг. Сегодня самым значимым критерием проведённой работы для нас является уровень удовлетворённости заявителя качеством оказания услуг. В настоящее время у Ространснадзора такой уровень составляет 4,8% из 5 возможных.
Сегодня Ространснадзор оказывает 100% государственных услуг через единый портал государственных услуг. А таких услуг у нас 18.
По результатам проведённой оптимизации разрешительной деятельности сроки предоставления государственных услуг Ространснадзором сократились с 45 дней до 5 дней. Отдельные услуги оказываются в течение двух дней. Количество предоставляемых документов снизилось вдвое. А две услуги мы перевели на уведомительный порядок.
Таких результатов удалось достичь с помощью электронных сервисов. Мы развиваем информационное электронное взаимодействие с Минцифрой, Генеральной прокуратурой, Росаккредитацией, Росавтодором, Росавиацией и другими государственными органами и бизнес-структурами. И такое взаимодействие позволяет нам осуществлять контроль в дистанционном формате и наиболее эффективно реализовывать требования законодательства.
И хочется отметить отдельно: в рамках цифровой трансформации ведомства по государственной услуге выдачи свидетельства на право управления железнодорожным подвижным составом Ространснадзором запланирована реализация возможности прохождения проверки теоретических знаний в дистанционном формате с применением технологий искусственного интеллекта.
В настоящее время Минтранс завершил работу по утверждению нового порядка выдачи свидетельств, который вступит в действие с 1 сентября этого года. Введена новая форма свидетельства с добавлением категории «высокоскоростной железнодорожный подвижной состав».
3 сентября этого года службой уже запланировано проведение проверки теоретических знаний для первой группы машинистов на категорию «высокоскоростной железнодорожный подвижной состав». До конца этого года по новой категории пройдут проверку теоретических знаний порядка 200 машинистов.
Данная работа проводится в рамках поручения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина по реализации проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург.
М.Мишустин: Виктор Борисович, важно продолжать совершенствование технологичной и безопасной транспортной системы. Способствовать закреплению в практике, что очень важно, наших отечественных решений, в том числе и в области цифровой трансформации, программного обеспечения.
Вы сказали сейчас о результатах. Они достаточно эффективные. В частности, сокращение сроков с 45 до 5 дней, я уверен, почувствовали многие граждане и компании, которые так или иначе нуждаются в быстром и мотивированном ответе от вашей службы, когда есть какие‑то вопросы, связанные с реализацией государственных функций. И конечно, надо внедрять все необходимые подходы, чтобы обеспечивать наш российский суверенитет в этой области. Успехов Вам.