В ходе встречи обсуждалась, в частности, методика подготовки кадров для компании, а также разработка и внедрение инновационных продуктов – сладких белков и биосинтезированных жиров.
Из стенограммы:
Встреча Михаила Мишустина с председателем совета директоров группы компаний «ЭФКО» Валерием Кустовым
М.Мишустин: Уважаемый Валерий Николаевич!
Ваша компания уже более четверти века на агропромышленном рынке. Вы обеспечиваете продовольственную безопасность, занимаетесь переработкой разного вида культур, масленичных, в частности.
Президент отмечал, что качество российских продуктов питания остаётся очень высоким. И люди, я знаю, рады, когда покупают наше, отечественное, без всяких добавок, модификаций.
Во многом эти успехи были обеспечены системной государственной поддержкой. Расскажите подробнее, как идёт работа, какие у вас планы?
В.Кустов: Нашей компании уже 30 лет. Основной причиной её конкурентоспособности, я считаю, является то, что мы построили и реализовали эффективную модель производства и подготовки кадров. У нас идёт поиск талантов и создаются условия их самореализации – это, наверное, самая главная задача. Это позволяет нам, с одной стороны, увеличивать привычный для нас бизнес масложировой, пищевой, а с другой – заниматься инновациями. Таланты, конечно, требуют интересных проектов.
Если посмотреть на объём инвестиций, то в прошлом году у нас их было 30 млрд рублей. Половина пошла в инновации, половина – в наш классический пищевой бизнес. В этом году у нас план больше 40 млрд. Рост объёмов продаж был 20%. Я уверен, что в этом году будет значительно больше.
М.Мишустин: Я знаю, что в вашей компании работает около 20 тысяч сотрудников по всей стране, и Вы сами сказали, что у вас достаточно серьёзное отношение к кадрам. Взаимодействуете ли вы с программами профессионалитета, которые на сегодняшний день, Вы знаете, мы кластеризуем? Мы как раз объединяем соответствующие учебные заведения с предприятиями, такими как ваше, для того чтобы в первую очередь предприятия – лидеры в своих отраслях ставили задачи, связанные с обучением, с методологией. Какую роль играют профессионалитеты в развитии кадрового потенциала вашей компании?
В.Кустов: Сейчас отрабатываем опытную модель на одном из предприятий. Большое выделили пространство, которое позволяет рабочим совмещать свою работу с обретением компетенций.
Мы построили этот пилотный проект, создали инженерное училище. И там есть три стадии. Первая – мы выделяем время, пространство, которое недалеко от их рабочих мест. И они игровым способом осваивают нужные нам профессии – используют компьютерные игры и роботизированные устройства, какие‑то модели линий. То есть здесь можно заниматься чем‑то удивительно интересным.
А вторая стадия, когда уже они освоились и поняли, что они могут заниматься чем‑то сложным, тогда им даётся наставник, и они вместе с наставником реализуют программы. Запускают технологические линии, программируют контроллеры, обретают компетенции.
Когда они уже поняли, что могут на самом деле себя самореализовывать, тогда они уже начинают работать в качестве наладчиков, руководителей этих линий. Мы считаем, что люди, которые умеют чувствовать металл, технологическую линию, из них получаются после соответствующей подготовки великолепные конструкторы.
М.Мишустин: Абсолютно с Вами согласен. И профессионалитет здесь – база для подготовки этих ребят. Сейчас в рамках импортозамещения программного обеспечения очень много продуктов создаются для профессионалитета. Как раз на выставке «Цифровизация в промышленности» мы видели, как готовят тех, кто, как Вы говорите, чувствует металл.
Ещё один вопрос. Знаю, что вы в компании активно занимаетесь, в частности, биотехнологиями. И сегодня те сотрудники, которые так или иначе получают мотивацию, достойную зарплату, нуждаются в серьёзных проектах.
А серьёзные проекты – это, в первую очередь, проекты инновационные, построенные на новых технологиях.
Как вы внедряете инновационные продукты, насколько они повышают качество питания, формируют здоровый рацион? И какие высокотехнологичные решения уже запущены в ваше производство?
В.Кустов: Два года назад было Ваше решение о том, что нужно построить агробиотехнопарки. Мы с Минсельхозом этот проект реализовали. И за это время создали несколько технологий. Они делятся на две части. Часть технологий была направлена на то, чтобы реализовать импортозамещение. Были разработаны технологии производства кормовых ферментов. Мы можем эти качественные продукты рынку предложить. Но это импортозамещение. А вот то, что по‑настоящему было интересно, – это решение проблемы борьбы с диабетом. Была предложена замена сахара сладкими белками. Это те продукты, которые дают ощущение сладости, но при этом не вызывают инсулинового отклика. Мы получили сертификат на производство и продажу этих сладких белков в страны Персидского залива, или регион MENA. А это для нашей страны формирует экспортный потенциал. Если даже заместим 10% сахара нашими белками, то это уже миллиарды экспортной выручки.
В нашей стране мы поставляем свои жиры на многие кондитерские фабрики. Мы сейчас разработали рецептуры и технологии производства кондитерских изделий – это конфеты, пряники, другие продукты.
М.Мишустин: А есть большое отличие от сахара? Потому что, как правило, люди, которые употребляет сахарозаменители, жалуются на какой‑то другой вкус.
В.Кустов: Нет, ведь кроме того, что мы технологические линии разрабатывали для производства самого сладкого белка, ещё нужно было разрабатывать технологии производства конфет, потому что мы считаем, что потребительские компромиссы неуместны.
М.Мишустин: Так всё‑таки похоже или не похоже? Отличит ли человек вкус?
В.Кустов: Мы сейчас регулярно проводим дегустации, на разных конференциях. Вкус не только неотличим, а даже многим больше нравится.
М.Мишустин: Надо об этом побольше рассказывать. Мне кажется, есть очень большое количество людей, кто ищет альтернативу сахару или его применению.
В.Кустов: В конце года пустим завод, и мы сейчас формируем коммерческую программу продажи этого продукта.
М.Мишустин: То есть он только-только выйдет сейчас на рынок?
В.Кустов: Да. Сейчас у нас есть в агротехнопарке пилотные линии, где мы это производим. А к концу года это уже будет большой завод. Объём инвестиций в него 12 млрд рублей.
Мы считаем, что на этом не стоит останавливаться, потому что это уже, можно считать, достигнуто. И дальше интересны, конечно, биосинтезированные жиры. Это ещё не проект того уровня зрелости, как сладкий белок. Но в принципе импорт по маслу какао в планах 2026 года, мы считаем, можно закрыть. Потому что масло какао – это достаточно дорогой продукт. А биосинтезированное масло какао уже дешевле. То есть это получаются биотехнологии, которые реально экономически эффективны.
М.Мишустин: Спасибо, Валерий Николаевич. Проекты интересные. Высокие технологии нередко дают мощный импульс и смежным отраслям. Хочу пожелать Вам и коллективу удачи, чтобы все проекты, которые задуманы, реализовать.