Обсуждались итоги работы Социального фонда в рамках реализации национальных проектов «Демография» и «Семья», в том числе организация проактивного предоставления адресной социальной помощи, развитие электронных сервисов Фонда, а также организация реабилитации в санаториях для участников СВО.
Из стенограммы:
М.Мишустин:
Уважаемый Сергей Александрович! Фонд, который Вы возглавляете, является
ключевым элементом для социальной поддержки наших граждан. Он отвечает за выплаты пособий, пенсий, другие формы
поддержки людей.
Это очень большая ответственность. Важно, чтобы всё было сделано вовремя, удобно для людей, чтобы в деятельности Социального фонда в полной мере были учтены цели и задачи, которые перед нами ставит Президент. Он говорил, что все наши масштабные планы должны работать на благо людей, ради повышения уровня и качества жизни российских семей.
Мы встречались с Вами осенью прошлого года. Хочу в первую очередь спросить, что было сделано вами в рамках реализации национального проекта «Демография».
Также расскажите о социальной адресной помощи, которую оказывает государство людям. Социальное казначейство учитывает адресную помощь конкретно каждому человеку, каждой семье. Меры поддержки предоставляются теперь проактивно – не нужно заниматься сбором большого количества бумаг, справок.
С.Чирков: Уважаемый Михаил Владимирович, по решению Правительства Социальный фонд России оказывает помощь семьям с детьми и выполняет социальные обязательства по предоставлению мер поддержки нашим мамам, папам и детям, участвует в национальных проектах «Демография» и «Семья».
Презентация
-
PDF
4Mb
Презентация Социального фонда России 2025
Конечно, две самые большие меры, которые мы реализуем, это единое пособие для семей с детьми и материнский (семейный) капитал.
В текущем году детская составляющая (скажем так) бюджета Социального фонда – 2,3 трлн рублей. То есть каждые 14 секунд государство в лице фонда перечисляет нашим гражданам миллион рублей, если так можно сказать. И единое пособие, как мера адресная, о чём Вы говорили, Михаил Владимирович, предоставляется более чем 10 миллионам детей ежегодно и 330 тысячам беременных женщин. Эта мера именно адресная, основанная на принципах социального казначейства.
Материнский (семейный) капитал тоже очень важная и популярная мера. С начала реализации этой программы мы уже выдали 14,7 млн сертификатов, бóльшую часть из них – в проактивном режиме. И государство потратило уже 4,7 трлн рублей на поддержку наших семей в рамках данного важного проекта. В рамках социального казначейства сертификат выдаётся проактивно на основании данных, которые к нам поступают из налоговой службы, о рождении ребёнка. Что очень удобно для людей.
Кроме того, в рамках национального проекта по поддержке семей с детьми государство нам поручило выплачивать пособие по уходу за ребёнком. Здесь мы интересную новеллу реализовали в прошлом году, которая была принята по указанию Президента и решению Правительства, – это возможность одновременного получения пособий по уходу за ребёнком и зарплаты. То есть люди, возвращаясь на рынок труда в период отпуска по уходу за ребёнком, не теряют доходы, что тоже очень важно. Таким образом 90 тысяч человек вернулись из отпуска по уходу за ребёнком досрочно и работают. И, кстати, из них 44% – мужчины, что тоже интересно.
Кроме того, для поддержки семей с детьми развиваем цифровую инфраструктуру по Вашим указаниям, Михаил Владимирович. Создали реестр многодетных, который фонд ведёт. В нём уже 2,7 миллиона семей зафиксировано. И это, конечно, позволяет им не только быстро услуги получать, но и, например, в режиме онлайн формировать электронное удостоверение многодетной семьи и предъявлять его в любых учреждениях, в том числе при посещении музеев, театров. Кстати, сам этим активнопользуюсь. Очень удобный сервис.
Вообще, наша первостепенная миссия – это удобное предоставление услуг гражданам. Этому мы уделяем особое внимание. И цифровизация – главный инструмент для выполнения этой задачи.
В год мы оказываем 280 млн услуг. Из них более 90 млн – по электронным заявлениям. Но в ходе нашей предыдущей встречи Вы мне поручали обязательно и очное общение сохранять. И мы, конечно, это сделали. У нас клиентские службы работают – 2,5 тыс. по всей стране. Более того, мы сделали один дополнительный день работы в последнюю субботу каждого месяца, чтобы люди, которые хотят лично получить консультации, что‑то уточнить, узнать, к нам могли прийти – поскольку, естественно, любая социальная тема требует особого внимания.
М.Мишустин: Здорово, что вы оставили живое общение, когда человек может прийти и получить консультацию. Не все могут, а некоторые просто не хотят общаться посредством электронных сервисов. Однако электронные услуги, конечно, должны надёжно работать, а обратная связь, о которой всегда нам говорит Президент, должна быть удобной. И обращения граждан ни в коем случае не должны оставаться без внимания.
С.Чирков: Также развиваем центры общения старшего поколения для людей серебряного возраста, где они обучаются финансовой и компьютерной грамотности и находят другие интересы, проводят досуг. Особое внимание уделяем участникам специальной военной операции – для нас это самая важная задача. И собираем обратную связь, Михаил Владимирович, также по Вашему поручению.
На основании данных, которые мы получаем от коллег из Минцифры, мы в прошлом году 11 услуг оптимизировали, исходя из замечаний людей на портале. Это интерфейс, формы заявлений, комментарии.
Особое внимание уделяем работе в социальных сетях. Мы – лидер среди госорганов по подписчикам в социальных сетях. Наша тема всех интересует. У нас более миллиона подписчиков во «ВКонтакте», более 400 тысяч в «Телеграме». И мы там открыли комментарии, для того чтобы быстро отрабатывать конкретные замечания людей и самые важные их просьбы и пожелания.
М.Мишустин: Лидерство в социальных сетях связано с государственной функцией, которую Вы выполняете, – это социальная адресная помощь. Поэтому, если ведомство отвечает за то, чтобы платить пенсии, пособия, в том числе проактивно и электронным способом, интерес к нему в социальных сетях растёт.
С.Чирков: И это очень эффективный механизм, он очень помогает нам быстро вопросы отрабатывать. Мы снизили количество обращений к нам по 59-му федеральному закону в 2024 году на 25% по сравнению с 2023 годом. Поэтому, конечно, это очень важный инструмент – обратная связь.
И для нашего старшего поколения мы в этом году реализовали две новеллы, которые были приняты по решению Президента и Правительства. Это, во‑первых, индексация пенсии работающим пенсионерам. Также всё было сделано проактивно: с 1 января проиндексировали, потом доиндексировали пенсии без каких‑либо действий со стороны наших граждан.
И вторая очень важная новелла для пенсионеров – это то, что с этого года мы также проактивно включили надбавку на уход в состав пенсии и она теперь у нас индексируется. К тому же её теперь получает гораздо большее количество людей. Для неё раньше требовались дополнительные условия, сопряжённые с бумажной в том числе работой. Сейчас это делается проактивно, автоматически, и если раньше её получали 2,6 миллиона человек, то теперь уже 5,3 миллиона человек.
М.Мишустин: Ещё одно направление очень важное, тоже по поручению Президента. Мы ввели возможность реабилитации в санаториях для участников специальной военной операции.
Они могут с этого года обращаться – как ветераны боевых действий, так и демобилизованные – за такой услугой. В том числе за получением средств на проезд к месту лечения.
Как обстоят здесь дела? Всё ли сделано? Какие перспективы у этого направления?
С.Чирков: Уважаемый Михаил Владимирович, мы достаточно большой пул мер предоставляем. Делаем это проактивно. И большое спасибо за такое доверие к фонду, что теперь мы имеем возможность принимать наших ребят, героев, в наших центрах реабилитации для оздоровления, санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.
Всего в ведении фонда находится 12 центров реабилитации. Они у нас рассчитаны на пострадавших на производстве. Эти центры есть в разных регионах, ими охвачена фактически вся страна. Они имеют современное оборудование, поэтому реабилитация оказывается качественная, как и санаторно-курортное лечение.
Для того чтобы весь процесс обеспечить, наши ребята, наши герои могут обратиться в клиентскую службу с заявлением о направлении их в центр реабилитации, также эта услуга выведена на портал государственных услуг, в том числе по оплате проезда к центру реабилитации.
У нас по плану – в текущем году оздоровить 17 тысяч демобилизованных ребят, и фонд ими занимается. Программа успешно выполняется. Уже более 5,5 тысячи человек либо проходят реабилитацию и лечение в наших центрах, либо уже закончили и поехали домой. Всего на текущий момент мы приняли более 12 тыс. заявлений, которые у нас распределяются по году, то есть по времени, когда им удобно ехать: кто хочет летом, кто хочет осенью. Мы стараемся всё это учесть, чтобы ребята чувствовали внимание со стороны государства. Для нас, повторю, это дело чести – сделать так, чтобы эти услуги были качественными и ребята чувствовали заботу, внимание. И мы для этого всё сделаем.
Есть ещё один нюанс. Мы хотели вместе с Минтрудом в рамках этих центров реабилитации создать такие точки притяжения, которые будут одновременно несколько услуг оказывать – это реабилитация и, может быть, кому это необходимо, протезирование. Чтобы мы это организовывали.
М.Мишустин: Очень важно сделать всё, чтобы наши защитники получили весь необходимый объём услуг проактивно, без всяких бумажек, без хождения по инстанциям. Без сомнения, в случае необходимости нужно индивидуально их сопровождать. Здесь вопрос и о реабилитации как таковой, и о проезде, и вообще о возможностях, о которых надо их информировать.
Просьба, Сергей Александрович, держать это на личном контроле.
С.Чирков: Ваше поручение будет исполнено, Михаил Владимирович.