Перед началом совещания Михаил Мишустин ознакомился с новым аэровокзальным комплексом внутренних воздушных линий международного аэропорта Минеральные Воды.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Министра транспорта Романа Старовойта

Михаил Мишустин посетил новый аэровокзальный комплекс внутренних воздушных линий Международного аэропорта Минеральные Воды имени М.Ю.Лермонтова. С Виталием Савельевым

Михаил Мишустин посетил новый аэровокзальный комплекс внутренних воздушных линий Международного аэропорта Минеральные Воды имени М.Ю.Лермонтова. С Виталием Савельевым

Михаил Мишустин посетил новый аэровокзальный комплекс внутренних воздушных линий Международного аэропорта Минеральные Воды имени М.Ю.Лермонтова. С Виталием Савельевым

Михаил Мишустин посетил новый аэровокзальный комплекс внутренних воздушных линий Международного аэропорта Минеральные Воды имени М.Ю.Лермонтова. С Виталием Савельевым

Михаил Мишустин посетил новый аэровокзальный комплекс внутренних воздушных линий Международного аэропорта Минеральные Воды имени М.Ю.Лермонтова

Михаил Мишустин посетил новый аэровокзальный комплекс внутренних воздушных линий Международного аэропорта Минеральные Воды имени М.Ю.Лермонтова. С Виталием Савельевым

Михаил Мишустин посетил новый аэровокзальный комплекс внутренних воздушных линий Международного аэропорта Минеральные Воды имени М.Ю.Лермонтова. С Виталием Савельевым
Михаил Мишустин посетил новый аэровокзальный комплекс внутренних воздушных линий Международного аэропорта Минеральные Воды имени М.Ю.Лермонтова. С Виталием Савельевым
Доклад руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрия Ядрова
Международный аэропорт Минеральные Воды – крупнейший аэропорт и авиационный узел в Северо-Кавказском федеральном округе.
Аэродром оборудован одной из лучших взлётно-посадочных полос в России, введённой в эксплуатацию с июля 2011 года.
Аэровокзальный комплекс представлен двумя пассажирскими терминалами: вылета внутренних и международных авиалиний, отдельными терминалами прилёта ВВЛ и МВЛ.
Пассажиропоток в 2024 году составил более 5 миллионов пассажиров. Аэропорт динамично развивается, уделяя большое внимание модернизации аэропортовой инфраструктуры. Пропускная способность аэропорта ОАО «Международный аэропорт Минеральные Воды» на сегодняшний день составляет 240 рейсов в сутки, по внутренним воздушным линиям – 1650 человек в час, по международным воздушным линиям – 240 человек в час.
География полётов из Минеральных Вод насчитывает около 70 направлений, из них более 20 – зарубежные.
Строительство, реконструкция и техническое перевооружение международного аэропорта Минеральные Воды реализуются с 2019 года. Сроки проведения – 2019–2028 годы, работы проводятся в три этапа (I этап – 2019 год, II этап – 2023–2025 годы, III этап – 2026–2028 годы).
Список участников
-
PDF
194Kb
Список участников совещания о развитии аэродромной и аэровокзальной инфраструктуры, 6 мая 2025 года
В 2019 году в международном аэропорту Минеральные Воды проведена реконструкция аэровокзального комплекса в части расширения павильонов прибытия внутренних и международных авиалиний с встроенным павильоном для встречающих, в том числе техническое перевооружение воздушного пункта пропуска через государственную границу России.
В рамках реконструкции объединено два двухэтажных здания павильонов прибытия внутренних и международных авиалиний, их общая площадь составила 8577,7 кв. м. Установлены два лифта для маломобильных пассажиров, высокотехнологические багажные системы, две дополнительные кабины пограничного паспортного контроля.
В ходе второго этапа в 2023–2025 годах осуществляется строительство нового терминала внутренних воздушных линий площадью 28 506 кв. м. Новый терминал позволит увеличить пропускную способность до 3120 пассажиров в час (в настоящее время – 1050 пассажиров в час), а общий годовой объём составит свыше 5,2 миллиона пассажиров (международные и внутренние авиалинии). Терминал будет оснащён современными высокотехнологичными системами по обслуживанию пассажиров и багажа, включающими 28 стоек регистрации, 6 пунктов паспортного контроля, 11 выходов на посадку, включая 5 телескопических трапов. Запланировано расширение привокзальной площади с устройством парковки, первой линии подъезда к терминалу и благоустройством.
В данный момент в стадии завершения работы по устройству кровли, фасада, инженерных систем, наружных инженерных сетей.
Выполняются работы по отделке помещений, монтажу инженерного и технологического оборудования, благоустройству прилегающей территории.
Полностью завершены земляные работы, работы по устройству железобетонных и металлических конструкций, вертикального транспорта, наружных сооружений инженерной инфраструктуры.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Совещание о развитии аэродромной и аэровокзальной инфраструктуры
Президент поставил задачу – к 2030 году обеспечить модернизацию инфраструктуры не менее 75 аэропортов по всей России. Сегодня мы, открывая этот терминал, обсудим подробно, как выполняется эта задача.
Хорошо оборудованные, удобные воздушные гавани необходимы для усиления связанности территорий нашей большой страны, повышения доступности перелётов для граждан и, конечно, развития экономики субъектов Федерации. В прошлом году завершилась реконструкция взлётно-посадочных полос в Кемерове и Томске, открылись семь аэровокзальных комплексов, а с начала текущего года введены в эксплуатацию три новых терминала в Новокузнецке, Тюмени, Петропавловске-Камчатском.
Правительство уделяет таким вопросам особое внимание. В ходе предыдущих рабочих поездок я лично видел, как идёт ход строительства аэропорта в Магадане, ознакомился с планами в Хабаровске, Новосибирске, Горно-Алтайске.
Только что мы осмотрели новый терминал международного аэропорта здесь, в Минеральных Водах. Скоро он начнёт встречать гостей и будет обеспечивать современный уровень комфорта как для жителей, так и для гостей региона, что очень важно с учётом того, что за последние годы пассажиропоток этой воздушной гавани увеличился почти втрое. Ведь растёт внутренний туризм, люди всё чаще выбирают сейчас Северный Кавказ для отдыха. И Минеральные Воды, и ближайшие города, такие как Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, исторически являются очень популярными направлениями. И нужно делать поездки в такие центры притяжения удобнее для туристов.
Работа также продолжается и в других российских субъектах, прежде всего, в рамках нового нацпроекта «Эффективная транспортная система». В нём отдельный федеральный проект существует – «Развитие опорной сети аэродромов», он направлен на строительство и реконструкцию аэропортов по всей стране. Необходимые для его реализации средства в федеральном бюджете предусмотрены, в том числе 250 млрд рублей, которые дополнительно выделены на такие цели по поручению Президента.
Для проведения капитального ремонта создан Фонд развития инфраструктуры воздушного транспорта. Его задача за шесть лет привести в нормативное состояние более 50 аэродромов в стране.
Запланировано также расширение существующих портов, что нужно в том числе в связи с растущей туристической, экономической и инвестиционной привлекательностью регионов.
Задачи, которые перед нами стоят очень масштабные. К их решению, без сомнения, надо привлекать частный бизнес. Предпринимателям выгодно вкладываться в такие высокотехнологичные и востребованные инициативы.
Терминал, в котором мы проводим совещание, тоже построен в первую очередь за счёт внебюджетных средств, источников и при финансовой поддержке «ВЭБ.РФ» с использованием механизма «Фабрика проектного финансирования».
Это пример ответственного отношения предпринимателей к работе по развитию страны. И надеюсь, что таких примеров будет больше.
Уважаемые коллеги, хочу обратить ваше внимание ещё на один важный момент. Именно с аэропортов путешественники начинают знакомство и с городом, и с регионом, и со страной, куда они приезжают. И с нашей страной, конечно, когда люди будут знакомиться, всё будет начинаться с современных комфортных аэропортов.
Важно, чтобы это были современные комплексы, с удобными сервисами, логистикой, комфортными залами ожидания, возможностями быстро получить багаж. Всё это надо предусматривать при проектировании таких объектов, что, кстати, было сделано, как пример, здесь, в этом комплексе.
Давайте начнём совещание. Слово Министру транспорта Старовойту Роману Владимировичу. Пожалуйста.
Р.Старовойт: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги! В части авиации для нас ключевой ориентир до 2030 года – это цель Указа по увеличению авиаподвижности населения в полтора раза. Так, в 2024 году российскими авиакомпаниями перевезено 111,7 миллиона пассажиров, это на 6% больше показателей предыдущего года, а рост перевозок на международных маршрутах составил 20%.
В 2024 году была продолжена практика субсидирования внутренних авиаперевозок. Количество перевезённых пассажиров с учётом субсидии превысило 5,3 миллиона человек.
В рамках двух действующих программ субсидирования Северо-Кавказского федерального округа в 2024 году было выделено 864 млн рублей. Программой воспользовались более 470 тысяч пассажиров, перевозки по 53 маршрутам осуществляли 10 авиакомпаний.
В бюджете на 2025 год предусмотрено 707 млн рублей на продолжение реализации программ субсидирования по Северо-Кавказскому федеральному округу, планируем перевезти не менее 327 млн пассажиров.
Приведённые цифры свидетельствуют, что наши граждане активно путешествуют, о чём Вы сказали во вступительном слове, а авиакомпании успешно справляются с возрастающим спросом на авиаперевозки.
На сегодняшний день в России 225 действующих аэродромов, к 2030 году их количество должно увеличиться до 242. Инфраструктура 131 аэродрома требует мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
За счёт сформированного в прошлом году по поручению Президента Фонда развития инфраструктуры к 2030 году, о чём Вы сказали также во вступительном слове, планируется выполнить капитальный ремонт не менее 53 аэродромов. На сегодня в фонд уже поступили средства в объёме 6,6 млрд рублей, а Росавиация приступила к подготовке необходимой проектной документации.
Для достижения указной цели по увеличению авиаподвижности в прошлом году в рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система» сформирован федеральный проект «Развитие опорной сети аэродромов».
В рамках исполнения поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию в период до 2030 года запланирована модернизация аэродромной инфраструктуры в не менее чем 75 аэропортах. На эти цели Правительством Российской Федерации предусмотрены дополнительные средства из федерального бюджета в объёме 250 млрд рублей. Михаил Владимирович, большое Вам спасибо за это принятое решение.
Модернизация аэропортов повышает связанность регионов, что даёт толчок росту их инвестиционной привлекательности, созданию новых рабочих мест и в целом имеет положительное влияние на социально-экономическое развитие страны.
В 2024 году завершены работы по реконструкции аэродромной инфраструктуры в аэропортах Петропавловск-Камчатский, Киров, Усть-Нера. Также введены взлётно-посадочные полосы в аэропортах Томск и Кемерово.
Помимо этого, за счёт внебюджетных средств были построены и введены в эксплуатацию семь аэровокзальных комплексов в Томске, Магадане, Улан-Удэ, Чебоксарах, Воронеже, Ставрополе, Хабаровске.
В 2025 году планируется завершить в полном объёме работы по реконструкции аэродромов в Томске и Братске, а также первый этап модернизации аэропорта в Архангельске.
С начала 2025 года уже введены три новых терминала в Новокузнецке, Тюмени, Петропавловске-Камчатском. В текущем году планируются к вводу в эксплуатацию комплексы аэропортов Благовещенск, Барнаул и Оренбург.
Кроме того, Минтрансом проводится работа по оптимизации нормативных требований к проектированию, строительству и эксплуатации аэропортов в рамках приоритетного проекта Правительства Российской Федерации «Гильотина 2.0». В рамках данной работы мы вносим изменения в нормативно-правовые акты и документы стандартизации в части изменения состава работ по содержанию и капитальному ремонту покрытия аэродромов, оптимизации порядка заключения договоров аренды, по сокращению обязательных требований при строительстве инфраструктуры и снижению затрат при введении в строй объектов воздушного транспорта.
На территории СКФО в рамках федпроекта «Развитие опорной сети аэродромов» предусмотрена модернизация аэродромной инфраструктуры, кроме Минеральных Вод, в Грозном, Махачкале, Ставрополе и Нальчике. Общий объём финансирования объектов Северо-Кавказского федерального округа до 2030 года за счёт всех источников составит 35,7 млрд рублей.
Мероприятия в аэропорту Грозный в Чечне, где мы проводим работы в отношении аэродромной и аэровокзальной инфраструктуры, и в аэропорту Уйташ в Махачкале мы планируем завершить в 2026–2027 годах.
Международный аэропорт Минеральные Воды, в котором мы сейчас находимся, – крупнейший аэропорт и авиационный узел в Северо-Кавказском федеральном округе. Новый аэровокзальный комплекс внутренних воздушных линий позволит обеспечить обслуживание пассажиров и авиакомпаний на более высоком уровне, отвечающем лучшим мировым стандартам.
Начиная с 2025 года пассажиропоток в аэропорту Минеральные Воды прогнозируется с ежегодным ростом и к 2030 году, по нашим оценкам, достигнет порядка 5,6 миллиона пассажиров в год. Строительство терминала в Минеральных Водах является одним из этапов развития данного аэропорта. Минтрансом совместно с Росавиацией также запланирована модернизация аэродромной инфраструктуры аэропорта в рамках концессионного соглашения, рассчитанного до 2028 года.
Если позволите, Ядров Дмитрий Викторович чуть более подробно…
М.Мишустин: Пожалуйста, Дмитрий Викторович, Вам слово.
Д.Ядров: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Михаил Владимирович, Вы в конце 2023 года ставили перед нами задачу, чтобы мы дополнительно привлекли внебюджетные источники на реализацию реконструкции именно аэродромной инфраструктуры – это взлётно-посадочные полосы, рулёжные дорожки и перрон. И хочу отметить, что впервые в новом федеральном проекте приоритетно будет использоваться механизм концессии.
В реконструкцию 28 аэродромов планируется привлечь более 124 млрд рублей внебюджетного финансирования, что составляет 45% от стоимости реконструкции этих аэродромов. И конечно, важным механизмом было определение, какой уровень софинансирования из средств федерального бюджета будет для этих аэродромов. Для этого мы совместно с Минэкономразвития разработали дифференцированный подход привлечения внебюджетных средств в зависимости от пассажиропотока. То есть в те аэродромы, которые имеют наибольший пассажиропоток, федеральные инвестиции закладываются значительно меньше, чем в те аэродромы, где пассажиропоток низкий. И на сегодняшний день уже заключено три концессии. Это Салехард (холдинг «Новопорт»), Омск-Фёдоровка (холдинг «Аэропорты регионов») и Горно-Алтайск – недавно подписали совместно со «Сбером».
Но важнейшим механизмом при реализации концессии для нас была тарифная нагрузка, которая может последовать, на пассажира. Существующий механизм в соответствии с действующим законодательством предусматривает, что стоимость привлечённых концессионером в реконструкцию аэродрома инвестиций включается в тариф того аэропорта, который реконструируется. И это, конечно, приводит к существенному росту тарифной нагрузки. Совместно с ключевым холдингом – группой «Новопорт», а также совместно с ВЭБом и «Сбером», их консультантами мы провели анализ, какая нагрузка будет в зависимости от пассажиропотока. И это от 80 рублей, например, в Калининграде до 700 рублей, например, в аэропорту Чита, потому что пассажиропоток совершенно другой. Поскольку это существенный рост – при этом мы не учитывали тут действующую ключевую ставку, – холдингами совместно с консультантами был предложен механизм «котлового метода». То есть тарифная нагрузка в рамках одного холдинга будет распределяться равномерно на все аэропорты данного холдинга.
При реализации данного подхода тарифная нагрузка в среднем на одного пассажира составит 150 рублей. Это также подтверждено ВЭБом и «Сбером».
Отмечу, что все собранные средства будут аккумулироваться непосредственно на базе подведомственного Росавиации ФГУП «Администрация гражданских аэропортов», за которым в настоящее время закреплено данное имущество, и направляться на возмещение инвестиций, вложенных холдингом в реконструкцию аэродромов, в том числе на погашение кредитов, взятых в банке.
Уважаемый Михаил Владимирович, для заключения концессии с использованием «котлового метода» подготовлены изменения в Воздушный кодекс, предусматривающие введение понятия отдельного инфраструктурного сбора, и в закон «О концессионных соглашениях» (115-ФЗ). Поправки в Воздушный кодекс согласованы на сегодняшний день с Министерством финансов, с Федеральной антимонопольной службой. И вот буквально вчера с Максимом Геннадьевичем (Решетниковым) мы урегулировали все разногласия по данному закону и планируем, что он вступит в силу 1 сентября этого года и позволит заключить три концессии – это Кемерово, Ставрополь и Чита. Без отлагательных условий.
И отдельно, Михаил Владимирович, остановлюсь на фонде инфраструктуры, связанном с капитальным ремонтом. На сегодняшний день в стадии проектирования 23 аэропорта. Планируем по этим 23 аэропортам начать строительно-монтажные работы уже в этом году. И средства, которые Роман Владимирович (Старовойт) назвал, – 12 млрд: 6 млрд уже доведено, 6 ещё будет доведено до конца года.