
Дмитрий Чернышенко поприветствовал участников II Всероссийской конференции Национальной киберфизической платформы «Берлога»

Дмитрий Чернышенко поприветствовал участников II Всероссийской конференции Национальной киберфизической платформы «Берлога»
Дмитрий Чернышенко поприветствовал участников II Всероссийской конференции Национальной киберфизической платформы «Берлога»
Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко поприветствовал участников II Всероссийской конференции Национальной киберфизической платформы «Берлога». Конференция состоялась на площадке Агентства стратегических инициатив (АСИ) с онлайн-участием представителей 86 субъектов Российской Федерации.
«Президент Владимир Путин поддержал этот масштабный проект. “Берлога„ вовлекает молодое поколение в сферу технологий через игры. Пионером внедрения киберфизической платформы стала Республика Башкортостан. Там к “Берлоге„ подключились образовательные учреждения и технологические компании. Это позволило вывести технологическое образование школьников на новый уровень. А также использовать игры как мощный инструмент вовлечения молодёжи в приоритетные для региона тематики. Такой опыт подхватили и другие субъекты», – сказал Дмитрий Чернышенко.
Он также отметил, что география проекта уже охватывает 21 регион и команда «Берлоги» совместно с представителями на местах активно разрабатывает региональные «дорожные карты», которые включают создание новых полезных игр, открытие сети кружков, запуск образовательных программ и обучение педагогов. Особенно активно, по его словам, эта работа ведётся в Новосибирской области, Республике Саха (Якутия), Ханты-Мансийском автономном округе – Югра, на Камчатке и в Санкт-Петербурге.
«Видим, что проект набирает всё большую популярность. Игры “Берлоги„ пользователи скачивали уже более 320 тыс. раз. Но планы у нас ещё более амбициозные. Необходимо масштабировать проект и на остальные субъекты страны», – подчеркнул вице-премьер.
Генеральный директор АСИ Светлана Чупшева сообщила, что за полтора года на платформе «Берлога» вышли четыре флагманские бесплатные видеоигры, посвящённые направлениям развития технологического суверенитета России. Развиваются новые форматы – Мастерская киберфизических инноваций, турниры юных киберфизиков и т. д. К созданию полезных игр подключились также российские инди-разработчики, которые уже выпустили на платформе 14 мини-игр.
«Впервые идея создания “Берлоги» была представлена Президенту Российской Федерации на форуме “Сильные идеи для нового времени„ в 2023 году в качестве инструмента вовлечения школьников в новые технологии и программирование через мобильные игры. Это отличный пример того, как из идеи мы совместно с коллегами из Кружкового движения НТИ, при колоссальной поддержке правительства Республики Башкортостан, «Платформы НТИ» и Университета 2035 смогли вырастить целую экосистему. Сейчас ключевая задача для регионов – создавать инфраструктуру и возможности для школьников впервые попробовать включиться в проект. При этом молодые люди могут попробовать себя не только в роли программистов, но и выбрать роль дизайнера или аналитика. Проект расширяет спектр возможностей для проявления талантов ребят», – отметила Светлана Чупшева.
Национальная киберфизическая платформа «Берлога» реализуется командой АСИ, «Платформы Национальной технологической инициативы» (НТИ), Кружкового движения НТИ и Университета 2035 при поддержке Правительства Российской Федерации, пилотным регионом запуска проекта выступила Республика Башкортостан.
Премьер-министр Башкортостана Андрей Назаров отметил, что республика особое внимание уделяет инженерному направлению и информационным технологиям. Активно развивает их в рамках дополнительного образования, которым охвачено более полумиллиона детей и подростков. Школьники Башкортостана выбирают информационные технологии, беспилотные авиационные системы и робототехнику. С 2023 года в Башкортостане развивается сеть из 100 технологических кружков «Берлоги» и 20 опорных площадок в разных районах – в них школьники проходят образовательные программы по киберфизике, программированию, робототехнике, электронике, БАС и т. д. В Мастерской киберфизических инноваций в Уфе открыты лаборатории и молодёжные конструкторские бюро, которые становятся точкой притяжения школьников, студентов, представителей технологического бизнеса, молодых учёных и разработчиков региона.
«Благодаря содействию Агентства стратегических инициатив Башкортостан стал пилотным регионом по реализации проекта Национальной киберфизической платформы “Берлога„. За два года в проект удалось вовлечь более 6,5 тысячи школьников. В Уфимском межвузовском студенческом кампусе мы открыли Мастерскую киберфизических инноваций. Она стала всероссийским методическим координационным центром Национальной киберфизической платформы “Берлога„. Кроме того, мы помогаем другим регионам создавать такие мастерские у себя, в том числе в Крыму, Донецкой Народной Республике и на Алтае», – рассказал Андрей Назаров.
По словам вице-президента ПАО «НК “Роснефть„» – генерального директора АО «Роснефтегаз» Геннадия Букаева, по примеру Республики Башкортостан все российские регионы могут выстроить новую систему технологического образования в опоре на НКФП «Берлога», продвигать через популярные у молодёжи игровые форматы приоритетные направления развития, знакомить со своими культурными и историческими особенностями.
«Сейчас команда проекта прорабатывает запуск нового направления разработки игр. Эти игры будут одновременно погружать ребят в изучение школьных предметов – в том числе физики, химии – и знакомить с настоящими профессиями, давать возможность попробовать себя в той или иной роли, в решении реальной производственной задачи. Такие игры могут становиться инструментом долгосрочной профориентации и формирования кадрового резерва под конкретные задачи – под запросы регионов в партнёрстве с технологическими компаниями, которые заинтересованы в работе с молодёжью, в борьбе за таланты, – подчеркнул Геннадий Букаев. – Призываю представителей региональных команд и предприятий использовать эту возможность на старте и стать флагманами нового направления».
Как отметил проректор НИУ ВШЭ, лидер Кружкового движения НТИ Дмитрий Земцов, проект «Берлога» начинался с одной игры, обучающей школьников азам программирования. Сейчас на платформе вышло уже два десятка полезных игр, в том числе от молодых инди-команд – школьников и студентов, финалистов Национальной технологической олимпиады и Всероссийского конкурса разработчиков, который прошёл совместно с VK Play.
«Национальная киберфизическая платформа “Берлога„ сегодня – это целая экосистема, вовлекающая молодёжь в сферу технологий, она включает полезные игры – с обучением программированию, инженерии, пилотированию БАС, химии, – а также фиджитал-форматы, кружки, образовательные программы и технологические решения. Сеттинг “Берлоги„ наилучшим образом подошёл для того, чтобы говорить с молодым поколением о будущем технологий, нашей страны и всего мира. При этом мир “Берлоги„ постоянно развивается, обогащается благодаря новым играм и Всероссийскому конкурсу фантастики, который мы запустили совместно с АСИ в этом году», – добавил Дмитрий Земцов.