М.Мишустин: «Необходимо сделать всё, чтобы качественное образование было доступно в каждом российском субъекте, чтобы ребята, отучившись, оставались в родном регионе, развивали его, занимаясь любимым дело».
Вступительное слово Михаила Мишустина:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Михаил Мишустин провёл стратегическую сессию о развитии образования
Мы продолжаем серию стратегических сессий Правительства.
По поручению главы государства Правительством разрабатывается долгосрочная Стратегия развития образования России до 2036 года и на перспективу до 2040 года. Этот документ в ближайшие 15 лет призван определить направления, по которым будут работать наши учебные заведения – детские сады, школы, техникумы и вузы. Он должен стать не просто планом действий, а такой полномасштабной комплексной программой. Главная задача этой программы – сформировать конкурентоспособную, гибкую систему образования с учётом потребности экономики и социальной сферы.
При этом очень важно, чтобы она строго соответствовала поставленной Президентом национальной цели о реализации потенциала каждого человека, развитии его талантов, воспитании патриотичной и социально ответственной личности.
На предыдущих стратегических сессиях мы детально рассматривали наиболее актуальные вопросы отечественного образования, выявили целый ряд проблем. В первую очередь они были связаны с нехваткой учителей и преподавателей, особенно по фундаментальным дисциплинам, недостаточно высоким уровнем их профессиональной переподготовки, большой нагрузкой на педагогов и учащихся.
Конечно, без ответа на эти вопросы в ближайшее время будет значительно труднее достичь технологического лидерства, успешно реализовать национальные проекты и другие программы, которые необходимы для дальнейшего роста и развития нашей экономики и социальной сферы.
Мероприятия стратегии прежде всего надо нацелить на повышение качества образования – каждого его уровня и по всей стране.
В предыдущие годы был реализован целый комплекс системных мер. В рамках национальных проектов «Образование» и «Наука и университеты» модернизирована инфраструктура. Построено порядка 1,7 тыс. детских садов, 1,6 тыс. школ. Серьёзно обновлена материально-техническая база 370 колледжей. Введены в эксплуатацию три десятка объектов – это современные кампусы, общежития, библиотеки. Более 9 тысяч исследователей обеспечены рабочими местами в созданных молодёжных лабораториях. Действуют 50 передовых инженерных школ, которые готовят высококлассных специалистов по самым востребованным сегодня направлениям. И все эти мероприятия будут продолжены в рамках национального проекта «Молодёжь и дети».
Значительный вклад в повышение качества среднего профобразования внёс «Профессионалитет». Президент поручил законодательно закрепить его реализацию с обязательным участием бизнеса. Что касается вузов, то в соответствии с указом главы государства сейчас запущен пилотный проект по переходу на новую модель высшего образования, где будет единый уровень теперь – специалитет. А в магистратуре можно будет получать углублённые уже знания.
Президент особо подчёркивал необходимость серьёзного переосмысления и наполнения учебных программ, пересмотра механизмов обучения, объёмов и структуры подготовки работников. А также, что очень важно, планирования бюджетных квот исходя из прогноза кадровой потребности и конкретных проектов технологического лидерства, которые мы достаточно подробно с вами, уважаемые коллеги, обсуждали на предыдущих стратегических сессиях.
В связи с этим в течение нескольких лет мы увеличим количество целевых мест по значимым направлениям. На следующий учебный год принято такое решение в отношении почти 80 специальностей. Приведу некоторые примеры. Это авиа- и машиностроение, радиоэлектронные системы и комплексы, проектирование, производство и эксплуатация ракет и другие важные и нужные сегодня квалификации. До 100% расширили квоту по нескольким медицинским профилям.
Всего на целевое обучение выделим около 145 тыс. мест. Это очень хорошая возможность для студентов получить перспективную профессию и гарантированно трудоустроиться сразу после выпуска. И что ещё важно – они сами выбирают будущее место работы.
Необходимо сделать всё, чтобы качественное образование было доступно в каждом российском субъекте, чтобы ребята, отучившись, оставались в родном регионе, развивали его, занимаясь любимым делом.
Уважаемые коллеги! Польза, которую наша страна получит от реализации стратегии, зависит от совместных усилий участников процесса. Только в тесном сотрудничестве, с применением инноваций и ориентиром на лидерство России в ключевых сферах можно достичь тех высоких стандартов, которые мы с вами определили. Все наши действия должны совершаться в интересах учеников, студентов, учителей и преподавателей. Ребята, которые ещё пока учатся, совсем скоро придут работать в организации, на предприятия. Кто‑то из них захочет открыть своё новое дело. Они будут использовать те знания и навыки, которые передали им педагоги.
На недавнем Совете по науке и образованию Президент подчеркнул, что для решения задач сегодняшнего дня, ближайшего будущего нужно формировать задел в компетенциях на годы вперёд. Чтобы ребята и образовательные учреждения и через 15–20 лет смогли отвечать на вызовы времени, технологические изменения, были среди лучших в глобальной конкуренции. Это требование обязательно нужно, конечно, закладывать при разработке новой Стратегии развития образования.
Мы сегодня должны определить её основные подходы и мероприятия.