Обсуждались результаты работы АО «ОСК» и планы на перспективу, в том числе вопросы подготовки кадров.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемый Андрей Сергеевич!
Вы возглавляете крупнейшую судостроительную компанию в стране. Она вместе с государством решает как важнейшие вопросы в сфере гражданского судостроения, судоходства, так и целый ряд оборонных задач и вопросов, связанных с национальной безопасностью.
Правительство системно поддерживает вашу отрасль, которая строит суда для перевозки пассажиров и грузов. И это напрямую, что очень важно, влияет на смежников. Это огромное количество предприятий, заводов, фабрик, которые выпускают важную, технологически востребованную продукцию, обеспечивая промышленный и экономический суверенитет страны.
Мы помогаем профильным предприятиям наращивать собственные компетенции. О необходимости такой работы, связанной с суверенизацией строительства судов, говорил Президент.
Это и модернизация верфей, и ремонт и обслуживание судов. Программы льготного лизинга судов и субсидии на снижение части затрат на развитие производства именно отечественного комплектующего оборудования. До нуля уменьшена ставка налога на добавленную стоимость для судоремонтных организаций – при условии, что они направляют высвобождаемые средства на обновление своих мощностей.
Я знаю, что Вы активно вместе с коллегами занимаетесь всем спектром вопросов, которые связаны с судостроением.
Хотел бы, чтобы Вы рассказали о промежуточных результатах и планах на будущее.
А.Пучков: Михаил Владимирович, по государственному оборонному заказу мы движемся ритмично. Что касается гражданских заказов, на наших верфях строится порядка 120 разных типов судов. При поддержке Правительства Российской Федерации мы перезапустили выполнение ряда заказов, по которым на предыдущих этапах были непростые нюансы и некоторые отставания. Сейчас, считаю, мы вошли в серьёзный ритм. Хотел бы проинформировать Вас о наиболее значимых заказах, по которым сейчас работаем.
В первую очередь напомнить, что ОСК на Балтийском заводе по заказу корпорации «Росатом» строит ледокольный флот. У нас планируется семь атомных ледоколов, это основные «рабочие лошадки» Северного морского пути. Три из них уже работают в Арктике. Также хотел бы обратить внимание на строительство рыбопромыслового флота. При поддержке Минсельхоза, Министерства промышленности и торговли удалось нарастить темп строительства этих судов.
Не могу не обратить внимания и на научно-экспедиционное судно «Иван Фролов». Это новейшее экспедиционное судно, предназначенное для работы в сложных погодных условиях, среди сплошных льдов, оно может преодолевать торосы. Это даст нашей науке возможность работать в сложных погодных условиях, в первую очередь в Арктике.
Также могу сказать, что в рамках работы по насыщению России морским торговым флотом мы сейчас сфокусировали своё внимание на развитии судостроительных мощностей, в первую очередь в двух регионах – в Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке.
М.Мишустин: Очень важно, что, несмотря на уход иностранных партнёров, отрасль продолжает стабильно работать. Но для производства таких сложных агрегатов, оборудования, вообще для судостроения необходимы квалифицированные кадры. В основном это инженеры, специалисты профессионалитета, которые очень востребованы в отрасли.
Мы проводили стратегическую сессию по техническим вузам – по стратегии построения образования. Крайне необходимо иметь квалифицированного заказчика, который по общественно значимым результатам формировал бы метрики, требования к вузам, которые готовят сегодня инженеров. А для судостроения это одна из самых важных задач. При всём том, что у нас базовое инженерное образование в этой области достаточно развитое, требования нового порядка к собственным технологиям, суверенным решениям накладывают и новую ответственность за подготовку специалистов.
У нас есть конкуренция за сильных технических специалистов, и эта конкуренция отражается на издержках компании, на заработной плате сотрудников.
Как с этим справляетесь? Каковы планы по подготовке кадров?
А.Пучков: Для судостроительной отрасли кадры – одна из основ, фундамент нашей работы, поэтому мы всегда уделяли этому повышенное внимание. Сейчас делаем акцент на системную увязку тех государственных инструментов, которые существуют в этой области, с нашими корпоративными инициативами. В структуре ОСК сейчас трудится порядка 100 тысяч работников. И наша потребность составляет порядка 2 тысяч новых работников ежегодно. При этом порядка 500 – это выпускники высших учебных заведений, 1,5 тысячи – ребята со средним профессиональным образованием.
Мы очень активно работаем с учебными заведениями, ищем новые форматы. В частности, с Петербургским морским университетом, с нашей Корабелкой, проработали формат подготовки профессиональных инженеров-корабелов для ОСК. Этот формат предполагает совмещение работы и учёбы, когда ребята имеют возможность получать заработную плату, иметь социальные гарантии работника. Получают стаж, но проходят одновременно с этим и образовательные программы, в конечном итоге получая высшее образование.
Что касается вопросов профессионалитета, мы работаем с 22 колледжами. Благодаря этому мы постоянно привлекаем на практику порядка 3,5 тысячи ребят ежегодно. Из них мы отбираем тех, кто подходит нам в первую очередь с точки зрения дальнейшего набора.
Активно работаем в формате наставничества. К приходящим молодым сотрудникам, будущим сотрудникам приставляем опытных мастеров, которые помогают им овладеть как можно быстрее опытом, знаниями.
И мы считаем, что это даёт очень хороший результат.
М.Мишустин: Спасибо, Андрей Сергеевич.
Все направления развития судостроения крайне важны для нашей страны. Кадровое, конечно, одно из самых важных. Национальные цели развития, которые перед нами ставит Президент, должны достигаться в том числе в такой важной для страны отрасли, как судостроение. Без этого никак нельзя. Ни пассажиров, ни грузы мы не перевезём без своего суверенного флота, который необходимо строить. И делать это качественно, по самым высоким стандартам, с учётом современных технологических требований.