Первый заместитель Председателя Правительства Денис Мантуров провёл заключительное в 2024 году заседание госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. В мероприятии приняли участие главы Минпромторга, Минэкономразвития, руководители ФНС, Россельхознадзора, Росстата, Роспатента, Росздравнадзора, Роскачества, Росстандарта, Ростехнадзора и других ведомств и организаций, а также главы субъектов Российской Федерации.
В начале заседания первый вице-премьер отметил важность прошедшего в Астане ежегодного форума «Антиконтрафакт», на котором представители России поделились передовым опытом нашей страны в сфере противодействия незаконному обороту продукции.
Одним из ключевых вопросов заседания стало обсуждение дальнейшего развития национальной системы маркировки и возможности её использования для повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности. На сегодняшний день маркировкой охвачено почти 20% несырьевого ВВП страны в 24 товарных группах. Кроме того, проводится 13 добровольных экспериментов по новым товарным группам и 4 эксперимента по апробации возможностей системы для целей контроля и автоматического пресечения доведения до потребителя некачественных и небезопасных товаров.
Наглядным примером расширения функциональных возможностей системы является применение с 1 апреля текущего года разрешительного режима при продаже маркированных товаров на кассах, который позволяет блокировать продажу товаров, не соответствующих обязательным требованиям.
«Маркировка уже позволяет блокировать на кассах продажи гражданам товаров, не соответствующих обязательным требованиям. Только в отношении молочной продукции это позволило снизить реализацию просроченных товаров в 40 раз. Ключевая задача – автоматически пресекать саму возможность вовлечения такой продукции в оборот. Будь это магазины или социально значимые учреждения. Решения в этой части есть, ведутся эксперименты», – отметил Денис Мантуров.
В результате участниками госкомиссии принят ряд решений, направленных на реализацию итогов эксперимента по использованию возможностей системы в целях обеспечения сопровождения товаров документами, подтверждающими их соответствие требованиям технических регламентов. Для этого Правительству потребуется не только принять соответствующее постановление, уже подготовленное Минпромторгом, но и внести изменения в право ЕАЭС, направленные на обеспечение привязки разрешительных документов к уникальным кодам идентификации товаров, исключение технической возможности сопровождения товара разрешительными документами в статусах, ограничивающих или запрещающих оборот такого товара.
Также членами госкомиссии поддержана инициатива по осуществлению мониторинга российских производителей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Это необходимо для пресечения лжепроизводств в случаях, когда недобросовестные участники пытаются легализовать завезённый незаконно товар, выдавая его за российский.
Помимо этого, даны поручения по дальнейшей интеграции информационных систем Россельхознадзора, Росрыболовства, Роснедр, Минсельхоза России и системы маркировки для обеспечения сверки данных по сырью и готовой продукции в целях исключения введения в оборот фальсифицированной продукции.
Другим вопросом на повестке стало усиление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции.
«Несмотря на ряд уже принятых мер, контрольно-надзорные ведомства и регионы обращают внимание на необходимость донастройки инструментов противодействия нелегальному обороту. Помимо откровенного суррогата, который может приводить к летальным исходам, контрольные органы продолжают выявление фальсифицированного алкоголя, поступающего из‑за рубежа», – рассказал первый вице-премьер.
По итогам обсуждения принято решение проработать вопросы в части установления запрета производства на одном обособленном подразделении организации коньячного дистиллята и коньяка, а также введения мер по ограничению в государственной регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта в отношении лиц, включённых в перечень лиц с неудовлетворительной деловой репутацией.
Также ФТС России во взаимодействии с Росалкогольтабакконтролем поручено обеспечить контроль за соответствием обязательным требованиям ввозимой бутилированной коньячной продукции.
Кроме того, членами госкомиссии были определены базовые значения доли продукции, не соответствующей обязательным требованиям, в отношении отдельных видов строительных материалов и изделий, участвующих в эксперименте по осуществлению Росстандартом государственного контроля. Это позволит объективно оценивать эффективность деятельности Росстандарта по реализации указанных полномочий.