М.Мишустин: «В рамках двух масштабных нацпроектов «Образование» и «Наука и университеты» за пять лет был выполнен самый широкий комплекс профильных мероприятий, на которые из бюджета было выделено почти 1,3 трлн рублей. Сформирован прочный задел для решения поставленных задач. Подходы и решения, которые определим в рамках проведения стратегической сессии, станут основой для дальнейшего формирования долгосрочной стратегии образования».
Вступительное слово Михаила Мишустина:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы продолжаем цикл стратегических сессий Правительства.
Сегодня день очень важный, он как нельзя лучше подходит для того, чтобы провести стратегическую сессию, которая посвящена отечественному образованию. Сегодня отмечается День преподавателя высшей школы в нашей стране.
Хочу искренне поздравить всех, кто посвятил свою жизнь работе со студентами, этому интересному и нелёгкому труду. Желаю всем крепкого здоровья и дальнейших успехов.
И сегодня ещё одна дата – день рождения нашего великого учёного Михаила Васильевича Ломоносова, который сыграл в этой сфере огромную роль. Он всегда стремился к знаниям во всех науках – гуманитарных, точных, естественных. Призывал к применению их в жизни. И, как о нём говорил Александр Сергеевич Пушкин, он был нашим первым университетом.
На предыдущих стратегических сессиях, где мы подробно обсуждали профессиональную подготовку кадров, определили подходы к тому, как должны вузы, колледжи и техникумы организовывать свою деятельность, чтобы выпускать специалистов, которые бы максимально отвечали потребностям экономики и социальной сферы. А также для реализации национальных целей и задач, которые поставлены перед нами главой государства. В первую очередь – по достижению промышленного, финансового, технологического, научного суверенитета и по другим ключевым областям. Важно и дальше направлять на это усилия всей нашей системы образования.
Отмечу, что уже сделано. В рамках двух масштабных национальных проектов «Образование» и «Наука и университеты» за пять лет был выполнен самый широкий комплекс профильных мероприятий, на которые из бюджета было выделено почти 1,3 трлн рублей.
За счёт этих средств по всей стране улучшили инфраструктуру. Отремонтировали и построили тысячи учреждений – от детских садов до высших учебных заведений. Оснастили их современным оборудованием, всем, что нужно для полноценного обучения.
Запустили также ряд перспективных проектов, в частности, это «Профессионалитет», «Передовые инженерные школы», «Приоритет-2030». В регионах уже открываются объекты кампусов мирового уровня – это общежития, библиотеки, спортивные комплексы. В сентябре дали старт Специализированному учебно-научному центру при Новосибирском университете. Посещали его во время рабочей поездки по регионам Сибири и Дальнего Востока. Приступаем также по инициативе Президента к созданию сети из 12 флагманских школ, где станут применяться современные технологии в преподавании и в инфраструктуре.
Сформирован прочный задел для решения поставленных задач. И конечно, все эти мероприятия будут продолжены. Со следующего года – в национальном проекте «Молодёжь и дети». Отдачу от них мы видим по тому, как наши школьники выступают на всероссийских и международных олимпиадах. Многие с очень хорошими результатами по единому государственному экзамену, по другим вступительным испытаниям зачисляются в высшие учебные заведения.
Однако итоги обратной связи от родителей, учеников и студентов, учителей и преподавателей говорят о том, что остаётся достаточно большой запрос на повышение качества отечественного образования.
Также есть серьёзные проблемы – это высокая бюрократическая нагрузка на педагогов и их нехватка в целом ряде регионов.
Уже принят ряд системных решений по совершенствованию этой сферы.
По поручению Президента разработан комплексный план действий, направленный на повышение качества обучения по математике, физике, вообще по естественно-научным предметам во всех школах страны, а также уровня подготовки учителей этих дисциплин и устранение кадрового дефицита.
Он нацелен на то, чтобы молодые люди поступали в профильные вузы с хорошими знаниями и приходили работать на российские предприятия достаточно квалифицированными.
Что касается высшей школы, то в начале учебного года мы запустили пилот для совершенствования преподавания фундаментальных дисциплин. Это математика, медицина и естественные науки, инженерия и технологии. В его рамках сформировали соответствующую программу. Установили ключевые показатели оценки эффективности его мероприятий. Проект осуществляется в 50 передовых инженерных школах на базе ведущих университетов страны.
И ещё. С прошлого года по указу Президента также в пилотном режиме реализуем на базе шести российских вузов новую модель высшего образования. Вместо бакалавриата и специалитета студенты получат базовое высшее образование, а вместо магистратуры будет специализированный уровень, где они станут углублённо изучать предметы по выбранному профилю.
Уважаемые коллеги!
Сегодня нам предстоит сформировать чёткую систему оценки качества образования – каждого его уровня.
Инструменты у нас есть. Рособрнадзор разработал индекс оценки качества образования и аккредитационный мониторинг. В этом году они применялись впервые. О результатах мы также сегодня детально поговорим. Меры новые, и их ещё предстоит проверить на практике. Это позволит выявлять слабые места в этом процессе, устранять их имеющимися механизмами либо создавать недостающие.
Подходы и решения, которые определим в рамках проведения стратегической сессии, станут основой для дальнейшего формирования долгосрочной стратегии образования. Это наш фундаментальный документ.