М.Мишустин: «В рамках двух масштабных нацпроектов «Образование» и «Наука и университеты» за пять лет был выполнен самый широкий комплекс профильных мероприятий, на которые из бюджета было выделено почти 1,3 трлн рублей. Сформирован прочный задел для решения поставленных задач. Подходы и решения, которые определим в рамках проведения стратегической сессии, станут основой для дальнейшего формирования долгосрочной стратегии образования».
Вступительное слово Михаила Мишустина:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы продолжаем цикл стратегических сессий Правительства.
Михаил Мишустин провёл стратегическую сессию о качестве общего и профессионального образования
Сегодня день очень важный, он как нельзя лучше подходит для того, чтобы провести стратегическую сессию, которая посвящена отечественному образованию. Сегодня отмечается День преподавателя высшей школы в нашей стране.
Хочу искренне поздравить всех, кто посвятил свою жизнь работе со студентами, этому интересному и нелёгкому труду. Желаю всем крепкого здоровья и дальнейших успехов.
И сегодня ещё одна дата – день рождения нашего великого учёного Михаила Васильевича Ломоносова, который сыграл в этой сфере огромную роль. Он всегда стремился к знаниям во всех науках – гуманитарных, точных, естественных. Призывал к применению их в жизни. И, как о нём говорил Александр Сергеевич Пушкин, он был нашим первым университетом.
На предыдущих стратегических сессиях, где мы подробно обсуждали профессиональную подготовку кадров, определили подходы к тому, как должны вузы, колледжи и техникумы организовывать свою деятельность, чтобы выпускать специалистов, которые бы максимально отвечали потребностям экономики и социальной сферы. А также для реализации национальных целей и задач, которые поставлены перед нами главой государства. В первую очередь – по достижению промышленного, финансового, технологического, научного суверенитета и по другим ключевым областям. Важно и дальше направлять на это усилия всей нашей системы образования.
Отмечу, что уже сделано. В рамках двух масштабных национальных проектов «Образование» и «Наука и университеты» за пять лет был выполнен самый широкий комплекс профильных мероприятий, на которые из бюджета было выделено почти 1,3 трлн рублей.
За счёт этих средств по всей стране улучшили инфраструктуру. Отремонтировали и построили тысячи учреждений – от детских садов до высших учебных заведений. Оснастили их современным оборудованием, всем, что нужно для полноценного обучения.
Запустили также ряд перспективных проектов, в частности, это «Профессионалитет», «Передовые инженерные школы», «Приоритет-2030». В регионах уже открываются объекты кампусов мирового уровня – это общежития, библиотеки, спортивные комплексы. В сентябре дали старт Специализированному учебно-научному центру при Новосибирском университете. Посещали его во время рабочей поездки по регионам Сибири и Дальнего Востока. Приступаем также по инициативе Президента к созданию сети из 12 флагманских школ, где станут применяться современные технологии в преподавании и в инфраструктуре.
Сформирован прочный задел для решения поставленных задач. И конечно, все эти мероприятия будут продолжены. Со следующего года – в национальном проекте «Молодёжь и дети». Отдачу от них мы видим по тому, как наши школьники выступают на всероссийских и международных олимпиадах. Многие с очень хорошими результатами по единому государственному экзамену, по другим вступительным испытаниям зачисляются в высшие учебные заведения.
Однако итоги обратной связи от родителей, учеников и студентов, учителей и преподавателей говорят о том, что остаётся достаточно большой запрос на повышение качества отечественного образования.
Также есть серьёзные проблемы – это высокая бюрократическая нагрузка на педагогов и их нехватка в целом ряде регионов.
Уже принят ряд системных решений по совершенствованию этой сферы.
По поручению Президента разработан комплексный план действий, направленный на повышение качества обучения по математике, физике, вообще по естественно-научным предметам во всех школах страны, а также уровня подготовки учителей этих дисциплин и устранение кадрового дефицита.
Он нацелен на то, чтобы молодые люди поступали в профильные вузы с хорошими знаниями и приходили работать на российские предприятия достаточно квалифицированными.
Что касается высшей школы, то в начале учебного года мы запустили пилот для совершенствования преподавания фундаментальных дисциплин. Это математика, медицина и естественные науки, инженерия и технологии. В его рамках сформировали соответствующую программу. Установили ключевые показатели оценки эффективности его мероприятий. Проект осуществляется в 50 передовых инженерных школах на базе ведущих университетов страны.
И ещё. С прошлого года по указу Президента также в пилотном режиме реализуем на базе шести российских вузов новую модель высшего образования. Вместо бакалавриата и специалитета студенты получат базовое высшее образование, а вместо магистратуры будет специализированный уровень, где они станут углублённо изучать предметы по выбранному профилю.
Уважаемые коллеги!
Сегодня нам предстоит сформировать чёткую систему оценки качества образования – каждого его уровня.
Инструменты у нас есть. Рособрнадзор разработал индекс оценки качества образования и аккредитационный мониторинг. В этом году они применялись впервые. О результатах мы также сегодня детально поговорим. Меры новые, и их ещё предстоит проверить на практике. Это позволит выявлять слабые места в этом процессе, устранять их имеющимися механизмами либо создавать недостающие.
Подходы и решения, которые определим в рамках проведения стратегической сессии, станут основой для дальнейшего формирования долгосрочной стратегии образования. Это наш фундаментальный документ.