Обсуждались результаты работы компании по выпуску грузовых автомобилей, участие в программе обновления парка пассажирского транспорта, а также деятельность «КамАза» в контексте решения задач импортозамещения систем автоматизированного проектирования и поддержки жизненного цикла продукции.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Сергей Анатольевич!
Вы возглавляете одну из крупнейших в мире автомобильных компаний – компанию «КамАЗ», которая около 55 лет выпускает грузовики, автобусы, электробусы, другие автомобили. Но, конечно, славится она прежде всего грузовыми автомобилями, которые известны в мире своим качеством. Их количество сегодня перевалило уже за 2,5 млн. Знаю, что Вы в связи с этим будете поздравлять коллектив. Прошу Вас передать всему многотысячному коллективу КамАЗа самые искренние поздравления, благодарность за эффективную и качественную работу, которая в том числе укрепляет промышленный и технологический суверенитет нашей страны. Это задачи, которые перед нами ставит наш Президент.
Без сомнения, свой весомейший вклад в то, что сегодня КамАЗ ритмично работает, внесли и руководители Татарстана. Рустам Нургалиевич Минниханов очень внимательно к этому относится. И конечно, необходимо сказать о той роли, которую сыграл Минтимер Шарипович Шаймиев. Руководители Татарстана, наши коллеги в республике занимались профессионально вопросами, связанными с развитием КамАЗа.
Хотел бы, чтобы мы поговорили о том, какие задачи сегодня стоят перед компанией. Как реализуется целый ряд перспективных направлений: ведь вы работаете над пассажирскими автобусами, троллейбусами, электробусами.
С.Когогин: Уважаемый Михаил Владимирович!
Это действительно огромное событие для нашего коллектива: 2,5 млн автомобилей сделаны руками наших рабочих, конструкторов, руководителей – всех. Мы очень любим и ценим наше предприятие и ту продукцию, которую выпускаем. Это и автомобили серии К5, которыми мы по‑настоящему гордимся, и сошедший с конвейера 2,5-миллионный автомобиль – он именно К5.
Всего в эксплуатации сегодня в нашей стране находится более 700 тыс. «КамАЗов». За эти 55 лет мы сделали очень много во всех областях нашей экономики.
Особая статья наших задач – это пассажирский транспорт. Программа, которая сегодня есть в стране, по обновлению парка пассажирского транспорта – мы активно включились в её работу. И особенно гордимся, конечно, автобусами на электрическом ходу. Здесь, в столице нашей Родины, в Москве.
М.Мишустин: Сколько уже в Москве таких автобусов электрических?
С.Когогин: Более 2 тыс.
М.Мишустин: По качеству использования как?
С.Когогин: Сегодня никто даже не спорит – предпочитают ездить на электробусе. В прошлом году ещё в несколько регионов мы поставили электробусы. И как я понимаю, это даже изменило отношение к общественному транспорту в таких городах, как Ростов, Волгоград, Курск, Липецк – там появились небольшие партии наших электробусов. Рассчитываю, что теперь губернаторы будут думать, как расширить использование этого удобного, комфортабельного транспорта.
М.Мишустин: Сергей Анатольевич, какой объём производства электробусов в год у КамАЗа сегодня?
С.Когогин: В этом году будет 630.
М.Мишустин: И наращивать будете?
С.Когогин: Всего 2,5 тыс. автобусов мы выпустим, включая электробусы. Мы наращиваем. У нас автобусный завод находится в Башкортостане. И там объём инвестиций сегодня превышает 6 млрд, потому что мы меняем технологию, увеличиваем объём производства. У нас очень удачная техника получилась.
Важный вопрос для нас, конечно, – наши совместные предприятия, поскольку мы привлекали инвестиции лидеров по производству автокомпонентов. Одномоментно все они были вынуждены уйти. Однако ни одно предприятие не простаивает, все технологии сохранены, продукция производится сегодня на этих предприятиях так же, как и на самом КамАЗе.
М.Мишустин: Без сомнения, нужно наращивать усилия для дальнейшей модернизации, достижения технологического и промышленного суверенитета. Вы этим активно занимаетесь. Использовать все инструменты, которые есть в стране, в том числе и льготное кредитование, понимая, что это вопрос очень важный сегодня.
Хотел бы с Вами поговорить ещё и об импортозамещении. Наиболее тяжёлые последствия были у автомобильной отрасли, когда в 2022 году началось беспрецедентное санкционное давление. И здесь, кроме задач, связанных с переходом на определённые технологии, импортозамещением в технологических цепочках, технологических процессах, встал вопрос импортозамещения программного обеспечения, которое применяется в том числе для промышленности. Это разного класса соответствующие программные продукты для автоматизированных систем проектирования, продукты для поддержания жизненного цикла, для сервисного обслуживания.
Здесь Вы взяли на себя непростую ношу. В нашем центре компетенций, который по разным направлениям работает, возглавили группу по направлениям, связанным с импортозамещением систем поддержки жизненного цикла продукции.
Расскажите, как здесь обстоят дела.
С.Когогин: Я очень благодарен, что Правительство помогло нам решить задачу импортозамещения – получение технологической независимости. Последние три года весь коллектив очень напряжённо работал. Могу сказать, что все ключевые вопросы мы сегодня решили – двигатель, коробка, кабина.
Эта работа потребовала очень больших усилий от коллектива. Причём задачу, которую мы раньше решали 10 лет, теперь решили за два года. Очень много внимания мы уделяли качеству автомобилей, потому что это, можно сказать, самый важный вопрос.
По Вашему поручению мы, автопроизводители, объединились, выработали единые требования, какие нам программные продукты нужны. Дальше стали заниматься уже при поддержке Правительства через гранты замещением продуктов.
Мы должны сейчас идти с опережением. Опережение может быть только через использование искусственного интеллекта. 2 сентября мы собрали группу автопроизводителей – всех главных конструкторов. Затем пригласили разработчиков PLM-систем. И третий блок – это «Яндекс», Сколтех и «Сбер». Это те, кто у нас сегодня активно занимается искусственным интеллектом.
Я считаю, что в нашей стране сейчас нужно делать этот качественный скачок и привлекать к разработке искусственный интеллект, который позволит нам ещё более ускорить разработку именно на начальной стадии продукта.
М.Мишустин: Сергей Анатольевич, так как всё‑таки дела в импортозамещении САПР и систем поддержки жизненного цикла продукции?
С.Когогин: КамАЗ работает с «Росатомом» – это продукт «Сарус». По архитектуре очень неплохо задуман. Исполнение сегодня ещё не соответствует требованиям автопрома. В основном это связано даже не с самим продуктом, а с геометрическим ядром. То есть как только появляются сложные поверхности, а их у автомобилистов достаточно, то, конечно, программе трудно. Но я считаю, что «Росатом» сегодня сконцентрировал усилия, собрал хорошую группу в Сарове – думаю, Вам там показывали, когда Вы были…
М.Мишустин: Очень важно, чтобы вы как заказчик не стеснялись сообщать о проблемах, которые имеются. То, что у нас страна, которая решила вопросы геометрического ядра, и есть все инструменты для этого, означает, что мы должны просто более активно требовать с подрядчиков результаты.
С.Когогин: У нас же как: мы берём изделие, говорим – пожалуйста, давайте программный продукт, – вводим: сколько деталей из тысячи ваш программный продукт обработает?..
М.Мишустин: В любом варианте эти требования от вас очень важны, поскольку вы лидеры, вы профессионалы. И у меня к Вам ещё один вопрос. Проект «Атом», Вы почему‑то о нём не упомянули. Вы обещали, что его будете проектировать на отечественном программном обеспечении. Получается?
С.Когогин: Частично «Атом» проектируется на отечественном продукте, то есть на «Сарусе». Ещё много предстоит, тем не менее мы движемся вперёд.
М.Мишустин: Хорошо. Это очень важно. Хочу Вам ещё раз, уважаемый Сергей Анатольевич, в этот день пожелать всего самого наилучшего. И передайте, пожалуйста, самые добрые слова коллективу. Поздравляю вас – больше 2,5 млн «КамАЗов» в стране и в мире.
С.Когогин: Спасибо, Михаил Владимирович. Нашему коллективу Ваше поздравление очень важно. Каждый гордится своим делом и работает на благо нашей страны.