Дмитрий Григоренко в рамках Восточного экономического форума принял участие в сессии, посвящённой сервисам оказания государственных услуг по принципу «жизненных ситуаций»
Дмитрий Григоренко в рамках Восточного экономического форума принял участие в сессии, посвящённой сервисам оказания государственных услуг по принципу «жизненных ситуаций»
На Восточном экономическом форуме состоялась сессия, посвящённая сервисам оказания государственных услуг по принципу «жизненных ситуаций». Это новый подход к оказанию услуг, когда они формируются исходя из потребностей человека, а не функций госоргана.
Было отмечено, что «жизненные ситуации» представляют собой модели наиболее распространённых событий, с которыми сталкивается человек.
В прошлом году впервые 15 федеральных «жизненных ситуаций» были запущены на портале госуслуг и «МСП.РФ». В их числе такие сервисы, как «участие в спортивных соревнованиях», «выезд на охоту и рыбалку», «попадание в чрезвычайную ситуацию», «организация логистики грузов», «открытие частной школы», «открытие аптеки», «открытие туристического объекта».
За счёт объединения государственных услуг в комплекс их получение существенно упростилось. В частности, в 2,2 раза сократилось количество очных визитов граждан в ведомства. Ранее суммарно люди посещали МФЦ 266 раз, теперь – 122. В 10 раз уменьшилось общее количество документов, которые необходимо заполнить и предоставить. До появления сервисов по принципу «жизненных ситуаций» их было 716, теперь – 72.
Планируется, что всего до конца 2024 года будут реализованы 34 таких сервиса.
«»Жизненные ситуации» – это маленькая революция в сфере госуслуг. Через обратную связь мы понимаем, какие запросы есть у граждан и бизнеса и в каком формате им было бы удобнее всего взаимодействовать с государством», – рассказал Заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко.
В рамках дискуссии обсуждалось, что удовлетворённость граждан взаимодействием с государством в рамках «жизненных ситуаций» выросла с 62% в 2023 году до 87% в 2024 году.
Аналогичная работа в рамках реализации «жизненных ситуаций» проходит и на региональном уровне. В прошлом году 85 субъектов страны разработали и утвердили дорожные карты по внедрению нового подхода к оказанию госуслуг в работу госорганов. Планируется, что в 2024 году каждый регион внедрит не менее 1 жизненной ситуации.
В ходе дискуссии о реализации принципа «жизненные ситуации» на региональном уровне рассказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов. «Мы отобрали самые востребованные блоки услуг для реализации на основе „жизненных ситуаций“. Ориентировались на реальные потребности и боли граждан, комплексность решения задач, возможности для упрощения процедур. В результате выбрали пять: установление опеки, зачисление в школу, первичное установление инвалидности, открытие собственного дела для безработных граждан и услуги, которые нужны при рождении третьего ребёнка – в момент, когда семья становится многодетной. И оказалось, что вот в этой жизненной ситуации нужно оказать 32 услуги. То есть задача – сделать так, чтобы родители не приходили 32 раза в ведомства», – сказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.
Удобство для бизнеса сервисов «жизненные ситуации» оценил предприниматель, эксперт во франчайзинге Александр Долгов.
«Для бизнеса важно получать госуслуги в короткие сроки, ведь пока идёт оформление документов, предприниматель уже несёт издержки. Сервисы, которые помогают сократить время на регистрацию бизнеса, лицензирование и получение прочих необходимых услуг являются незаменимыми. И ещё один важный аспект, на мой взгляд, это информирование о возможностях получения мер поддержки и новых сервисах, которые предоставляет государство», – сказал предприниматель, эксперт во франчайзинге Александр Долгов.
Важность проактивного информирования граждан и обмена опытом по внедрению «жизненных ситуаций» в разных регионах отметил губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко. «Идеальная жизненная ситуация – это когда государство знает о жизненных ситуациях человека и проактивно предлагает необходимые услуги, избавляя от необходимости искать их самостоятельно. Реализуя принцип „жизненные ситуации“, государство работает в интересах людей, ставя их потребности и комфорт на первое место», – сказал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
Кроме того, мнением о работе жизненной ситуации «запись на спортивные соревнования» поделилась семикратная олимпийская чемпионка Светлана Ромашина. «Теперь можно пройти регистрацию на соревнования и получить медицинскую справку по одному заявлению на портале госуслуг», – подчеркнула она.
Оказание услуг по принципу «жизненные ситуации» является частью федерального проекта «Государство для людей», который включён в перечень инициатив социально-экономического развития России, его реализация осуществляется на федеральном и региональном уровнях государственной власти.