Обсуждались результаты работы фонда, в частности, по переводу услуг в беззаявительный и проактивный формат, внедрению цифровой платформы, а также организация работы в новых регионах и с участниками СВО.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Сергей Александрович!
Мы с Вами встречались год назад, обсуждали работу Социального фонда.
Это важнейшая для людей структура, она взаимодействует практически с каждым человеком, обеспечивает выплату пособий, материнского капитала, пенсий.
Мы тогда подробно говорили о направлениях работы Социального фонда, о формировании социального казначейства, когда человек, не ходя за теми или иными справками, получает проактивные услуги – всё то, что ему полагается. И это, конечно, важнейшая часть работы Социального фонда – информирование и оказание качественных услуг всем гражданам.
С начала текущего года вы оказали свыше 120 млн услуг. Причём более половины из них были предоставлены по обращениям людей в электронном формате.
Расскажите подробнее, как обстоят дела в фонде, какие были достижения, какие направления работы основными считаете.
С.Чирков: Уважаемый Михаил Владимирович, с учётом Ваших поручений мы определили миссией фонда оказание услуг в простой и удобной форме на основе современных технологий. И проводим планомерную работу по переводу всех услуг именно в проактивные, беззаявительные форматы.
Хочу Вам доложить, что все 44 услуги фонда и также 119 сервисов фонда выведены на портал государственных услуг. То есть их можно получать как раз в электронном виде.
Особое внимание мы уделяем беззаявительным услугам, то есть тем, которые оказываются исходя из жизненной ситуации человека без какого‑либо заявления. У нас таких услуг уже 11, причём они социально значимые и массовые: пособия по временной нетрудоспособности, ряд пенсионных услуг и другие.
Ещё одна тема, которой мы уделяем особое внимание, это проактивное информирование граждан нашей страны о тех льготах, которые им полагаются по жизненным ситуациям.
Сейчас мы уже охватили 12 жизненных ситуаций. Самая радостная из них – это рождение ребёнка.
М.Мишустин: Безусловно.
С.Чирков: Мы информируем маму, семью о тех мерах социальной поддержки, которые оказываются и на федеральном уровне, и на региональных уровнях, чтобы мама могла знать и выбрать те или иные услуги или уже получить их без заявления.
По Вашему поручению особое внимание мы уделяем обратной связи. У нас на портале госуслуг оценка сейчас 4,7. Мы будем стремиться к тому, чтобы она не падала как минимум, а желательно повышалась. То есть делаем всё для наших граждан.
Хотел бы также на пенсионные услуги обратить внимание. Мы их активно переводили в прошлом году и в этом году в беззаявительный формат. Мы перевели в беззаявительный формат все перерасчёты пенсий, уже без заявлений назначаем пенсию или пособие по инвалидности, по потере кормильца, безработным гражданам. А для самой массовой пенсии – по возрасту, или по старости, как она по закону называется, – ввели такой формат, как автоматическое назначение на портале госуслуг.
Одной из целей у нас является внедрение цифровой платформы в социальной сфере. Мы сейчас её внедряем. Там создаются банки данных о льготных категориях граждан. Впервые они оцифровываются в нашей стране. Это реестр нуждающихся, реестр льготников-чернобыльцев, реестр многодетных. Реестр многодетных как раз с 1 июля запущен в эксплуатацию, и уже в этом году он будет использоваться для оформления цифровых удостоверений многодетной семьи. А с 2025 года планируется, что он будет использоваться в полном объёме для предоставления мер социальной поддержки.
Сейчас Год семьи. Хотел бы отметить, что фонд оказывает более 20 услуг, именно проактивно, семьям с детьми. Бюджет фонда в этой части 2,2 трлн рублей.
По итогам данной работы мы хотим до конца этого года перевести все федеральные меры в формат социального казначейства. И с 2025 года предложить перевод региональных мер в такой формат. Правительство уже утвердило единые стандарты оказания всех услуг – и федеральных, и региональных.
Фонд готов взять на себя полномочия по переводу региональных выплат в формат социального казначейства. Первый способ – когда фонд по всему клиентскому пути идёт, от приёма заявления до выплаты. А второй – когда субъект Российской Федерации на основании соглашения будет использовать данные цифровой платформы.
Могу сказать, что у нас такой опыт уже есть по региональным выплатам. Мы брали на себя полномочия по региональным пенсиям в новых регионах, единому пособию семьям с детьми. И могу сказать, что результаты хорошие. Мы это делаем без каких‑либо увеличений штатной численности и, соответственно, без дополнительных расходов – именно благодаря цифровой трансформации. Мы эту работу будем продолжать. И конечно, тогда фонд станет «единым окном» для предоставления и федеральных мер, как сейчас это есть, и региональных тоже.
М.Мишустин: Здесь что бы хотел отметить – очень важно, чтобы особенно люди старшего поколения получили возможность личного общения в случае, если им что‑то непонятно. Конечно, цифровизация идёт, она изменяет облик документооборота, изменяет вообще форматы взаимодействия, особенно для молодёжи, в том числе с государственными организациями. В принципе, чем проще такое взаимодействие, тем лучше. Здесь государство должно так встроиться в повседневную жизнь людей, чтобы не мешать им получать то, что положено по закону.
Вы говорили сейчас о целой системе мер поддержки семей с детьми. Наш Президент как раз соответствующее поручение дал. Мы будем реализовывать в том числе и возможность возврата части налога, для того чтобы в случае, если среднедушевой доход семьи с двумя и более детьми не превышает 1,5 прожиточного минимума, была возможность получить его. Это в 2026 году будет. И всё это надо сделать вместе с Социальным фондом, с Налоговой службой, чтобы это было удобно и для людей необременительно.
Ещё раз скажу, что у людей старшего поколения есть запрос на общение. И нужно обязательно идти им в этом навстречу, потому что многим гораздо удобнее прийти и, получив соответствующую консультацию, понять все детали, связанные с мерами поддержки, льготами, которые есть у государства. И вы, пожалуйста, об этом не забывайте, это важно.
С.Чирков: Уважаемый Михаил Владимирович, это Ваше поручение, конечно, будет выполнено. У нас работают 2,5 тыс. клиентских служб во всех регионах страны, где мы людей принимаем.
Более того, мы ввели даже дополнительный день – соответственно, последняя суббота каждого месяца. Те, кто не может, например, с работы отпроситься, могут к нам прийти в этот день.
Потому что мы прекрасно понимаем, что пенсионная услуга – это, по сути, дело всей жизни. И люди часто хотят выяснить, как тот или иной период стажа повлиял на размер пенсии. Поэтому, конечно, будут приходить, и мы этому на самом деле рады.
Хотел бы Вас также проинформировать, что у нас при клиентских службах открываются так называемые центры общения старшего поколения – такой проект. Когда мы объединялись, у нас высвободились помещения, такой эффект тоже получился. И в этих центрах общения старшего поколения мы нашим пожилым гражданам разъясняем законодательство, как услуги оказываются. Это и цифровая грамотность, компьютерная грамотность. То есть обучаем и приглашаем коллег из учреждений здравоохранения, которые читают лекции по активному долголетию и сохранению здоровья.
М.Мишустин: Это очень хорошо.
С.Чирков: 450 центров таких мы уже открыли при клиентских службах. Будем эту работу продолжать. Только за прошлый год полмиллиона людей их посетили, и очень хорошие отклики.
М.Мишустин: Конечно, у меня вопрос по новым регионам. Идёт очень большая работа сейчас по интеграции наших новых регионов – Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей – в правовое, экономическое поле Российской Федерации.
Конечно, меры поддержки пенсионеров, выплаты все, льготы, поддержка семей с детьми – это всё должно быть абсолютно доступно также для жителей наших новых регионов.
Как работа идёт у фонда там? Как вы обеспечиваете выплаты по всем мерам государственной поддержки?
С.Чирков: Могу Вам доложить, что во всех наших новых регионах действуют отделения Социального фонда. Более 100 клиентских служб развёрнуто. Они работают в полной мере, так же, как на другой территории нашей страны. С начала прошлого года, когда наше законодательство там стало действовать, мы уже перевели 1,5 миллиона пенсионеров на федеральные пенсии. Сейчас у нас там 1,6 миллиона пенсионеров. Из них 1,5 миллиона – фактически получатели федеральных пенсий, 100 тысяч получают региональные выплаты пенсионные, по мере получения гражданства и достижения возраста переводятся на федеральные пенсии.
Также мы там назначаем и единые пособия, и выплаты льготникам, и пособия по несчастному случаю, и по временной нетрудоспособности. То есть все те выплаты, которые есть во всех регионах страны, там также назначаются в полном объёме. Соответственно, мы все права граждан обеспечиваем. Конечно, для нас это приоритет – чтобы всё там было в порядке.
Могу сказать, что это была масштабная работа: мы помогали всем фондом, всей страной. Более 3 тысяч человек было командировано, и сейчас такие командировки в наши новые субъекты продолжаются, чтобы обучать людей, оказывать практическую помощь, методическую помощь в этой части. И мы будем эту работу продолжать обязательно.
М.Мишустин: Надо, конечно, держать такие вопросы на личном контроле. И что очень важно – продолжить подготовку кадров. Потому что для новых регионов нужны кадры. Там должны быть специалисты, которые хорошо разбираются в нашем законодательстве и способны обучить своих коллег по Социальному фонду, которые в новых регионах есть. И, без сомнения, все меры поддержки, все уровни обслуживания должны соответствовать общероссийскому стандарту.
Хочу также спросить о том, как фонд работает с участниками специальной военной операции. Очень важно, об этом Президент говорит, обеспечить их, а также их семьи всем необходимым, что полагается по льготам. Нужно здесь проявить, скажем так, и специальный подход, чтобы разъяснять, входить в жизненную ситуацию людей. Поэтому я бы хотел, чтобы Вы рассказали, как работаете с участниками специальной военной операции и членами их семей.
С.Чирков: Михаил Владимирович, для нас, конечно, как и для всей страны, это самый главный приоритет – наши ребята, которые возвращаются с фронта, которые служат ещё, их семьи. Мы стараемся создать для них очень удобный клиентский путь, чтобы обслуживание было простым, небюрократическим. Здесь также у нас есть некоторые новшества. Например, мы ежемесячные выплаты участникам и ветеранам боевых действий назначаем без заявления, на основании данных, которые нам предоставляют наши коллеги из силовых министерств. Точно так же мы назначаем выплаты Героям Российской Федерации, тоже без заявления.
В начале этого года было принято постановление Правительства о том, что мы электронные сертификаты на средства реабилитации также выдаём в проактивном режиме. И те ребята, которые выписываются из госпиталя – у них уже есть показания медико-социальной экспертизы, – тоже получают сертификат, который могут потратить на необходимые средства реабилитации. Это на особом контроле.
У нас, конечно же, создана система такого комплексного облуживания. Для тех ребят или членов их семей, которые к нам приходят лично, мы ввели систему персональных кураторов, когда за каждым таким нашим героем закреплён человек – от начала услуги до её завершения.
И ещё здесь один блок вопросов – наше взаимодействие с фондом «Защитники Отечества». По указу Президента Социальный фонд России создал и ведёт реестр участников СВО, который как раз наши коллеги используют. Мы заключили с коллегами из фонда «Защитники Отечества» соглашение, по которому оказываем друг другу поддержку. Сотрудники Социального фонда работают в филиалах фонда «Защитники Отечества», где также принимают ребят, оказывают консультационные услуги. Тоже такое комплексное сопровождение.
Социальный фонд со своей стороны участвует, как и вся страна, в поддержке наших ребят: гуманитарная помощь, добровольные пожертвования. 89 сотрудников фонда сейчас находятся на фронте, служат. Для нас, для фонда, это дело чести.
М.Мишустин: Спасибо, Сергей Александрович. Хочу попросить Вас продолжить эффективное сотрудничество с фондом поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества». Такое сотрудничество, без сомнения, даст возможность повысить качество социальной защиты для наших бойцов, их семей, обеспечить их всем необходимым.