Обсуждались итоги работы службы в первом полугодии, а также готовность системы администрирования к работе в соответствии с принятыми изменениями налоговой системы.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Даниил Вячеславович!
Федеральная налоговая
служба – важнейший орган
аккумулирования ресурсов для финансирования самых разных мероприятий по развитию нашего государства. От поддержки семей с детьми до социальных выплат;
промышленность, экономика – всё, что составляет основу государства,
финансируется главным образом через налоги и сборы, которые администрирует
налоговая служба страны.
Наша экономика продолжает развиваться быстрее прогнозов. Рост идёт достаточно серьёзный. В частности, промышленность показала более 5% роста за первое полугодие. Высокая динамика в обработке, строительстве, оптовой торговле, других отраслях.
Появляются новые проекты, товары и услуги, нужные людям и бизнесу, что в свою очередь, естественно, ведёт к повышению доходов федерального и региональных бюджетов. И налоговая служба, таможенная служба должны это чувствовать.
Расскажите о первых итогах работы службы в полугодии и о том, какие вы видите тенденции по администрированию налогов и сборов.
Д.Егоров: Михаил Владимирович, Вы абсолютно правы: те тенденции в экономике, которые были Вами выше отмечены, сказываются и на поступлениях налогов.
Если говорить в целом о поступлениях в бюджетную систему, то это практически 27 трлн рублей (если быть точным, 26,9). Рост у нас 31%, а в абсолютных цифрах это 6,4 трлн рублей.
Если говорить о консолидированном бюджете, то там тоже очень серьёзный рост – на 28,4%. Это плюс 4,6 трлн рублей.
Очень неплохо выглядят нефтегазовые доходы, которые, конечно, сказываются на поступлениях в федеральный бюджет. Там рост 43,4% – плюс 3,7. При этом если говорить о консолидированных бюджетах, то там рост 11,7%, что тоже говорит о достаточно хороших тенденциях в экономике за полугодие.
Что мы видим? У нас очень серьёзный рост подоходного налога – плюс 34%. Если говорить о росте зарплат, это примерно, по данным Росстата, 19%. Но очень серьёзно выросли и дивидендные выплаты. При этом мы наблюдаем данные в рознице, так как являемся операторами кассовой техники по стране, и можем сказать, что у нас рост составляет 23%. Даже если мы уберём инфляцию, это всё равно рост на 14%. Это сказывается в том числе и на налоге на добавленную стоимость: там ровно такой же рост – 23%. Показатели в этой части все достаточно хороши. И по концу года мы также прогнозируем выполнение бюджета. Никаких существенных проблем мы здесь не наблюдаем.
М.Мишустин: Естественно, от качества работы Федеральной налоговой службы зависит решение многих других задач. Недавно Президент одобрил закон об изменении налоговой системы. В первую очередь он направлен на создание справедливой налоговой системы. Очень важно снизить фискальное бремя для граждан с невысокими доходами. Об этом говорили и во время парламентских слушаний.
Речь идёт о семьях с двумя и более детьми, где среднедушевой доход не превышает полуторакратного размера прожиточного минимума. Для них предусмотрена компенсация части подоходного налога, который был уплачен за предыдущий период, в размере до 6% максимальной ставки подоходного налога на человека. И Президент ещё сделал соответствующие поправки. Это не учитывает те выплаты, которые человеку полагаются на образование, на медицинское обслуживание. Я имею в виду льготы, которые семьи могли получать. Это всё надо администрировать, без сомнения, я знаю, что вы к этому готовитесь.
Конечно, в ходе таких изменений необходимо обеспечить сбалансированность бюджета и сохранить стимулы для развития экономики в целом. Тем, чьи доходы позволяют, предстоит перейти на прогрессивную шкалу подоходного налога. Он повышается до 22% в зависимости от доходов человека. И эта мера затронет, ещё раз подчеркну, только 3% работающего населения, но позволит поддержать десятки миллионов тех, кто действительно пока ещё нуждается в помощи государства.
Также в контексте выстраивания справедливой налоговой системы предстоит провести амнистию для малого и среднего бизнеса – тех, кто работает честно и кто готов отказаться от дробления бизнеса, от агрессивных схем налогового планирования, действовать открыто.
Поэтому хотел бы, чтобы Вы рассказали о тех изменениях, которые готовятся в службе для того, чтобы построить систему администрирования в соответствии с принятым законодательством.
Д.Егоров: Да, Михаил Владимирович, перед нами стоят достаточно серьёзные задачи. Наверное, тут стоит упомянуть, что только помощь семьям с детьми затронет более 18 миллионов человек. Но там же есть ещё и увеличение стандартных вычетов для семей с двумя и более детьми. И это уже затронет более 35 миллионов человек.
Мы очень серьёзно сегодня меняем наши информационные системы. Нам нужно выпустить 34 нормативных акта. Мы обновляем сервисы для налогоплательщиков, потому что по Вашему поручению это должно быть сделано проактивно. И соответственно, мы готовим такую технологию: если человек не обратился за стандартным вычетом к работодателю, то тогда налоговая служба сама проактивно всё подготовит в электронном виде для него. И человеку останется только выбрать счёт, на который ему переведут этот вычет.
Отдельным блоком мы готовим вычеты по ГТО и по диспансеризации, которые также предусмотрены законодательством. Это всё пакетно будет обслужено. В том числе и соответствующие информационные кампании, чтобы люди знали о тех возможностях, которые им предоставляет государство. Это что касается налогообложения граждан.
Вы упомянули о поручении Президента провести амнистию. Амнистия идёт в рамках всего изменения налогового законодательства. Мы проработали со всеми общественными объединениями ту модель амнистии, которая в итоге была реализована в законе, вступившем в силу 12 июля.
Что здесь необходимо, с моей точки зрения, сказать?
Мы подготовили все вместе такую модель, которая не предполагает никаких отдельных заявлений от налогоплательщика. Всё, что нужно сделать тем, кто считает возможным и работает вбелую, с 1 января 2025 года работать в том режиме, в котором он и должен работать. Это автоматически включает амнистию на три года. Если такого не было сделано, если мы увидели в ходе налоговой проверки, что всё‑таки были нарушения, то налогоплательщик имеет право внести уточнения за 2024 год. В этом случае на него амнистия тоже будет распространяться.
Мы также готовим информационную кампанию. В том числе и по всем изменениям, которые касаются не только амнистии, но и в целом изменения налогообложения корпоративного сектора. Мы отдельно прорабатываем это с разработчиками учётных систем, для того чтобы всё у плательщиков было в интуитивном доступе для обслуживания тех изменений, которые вступят с 1 января 2025 года. И естественно, мы будем как проводить общую информационную кампанию, так и отдельно каждому налогоплательщику, которого касаются такие изменения, будем давать рекомендации, как вести учёт.
М.Мишустин: Это очень важно. Надеюсь, что система администрирования будет соответствующим образом сделана для того, чтобы людям было удобно и комфортно пользоваться теми льготами, которые даст новая справедливая система.
Хочу спросить Вас ещё вот о чём. Правительство постоянно развивает инструменты поддержки предпринимательской инициативы. Год назад, когда мы встречались, я давал Вам поручение, чтобы мы сделали комплексную модель поддержки регистрации нового бизнеса, вообще глобально. Это очень важно, чтобы людям было просто регистрировать новое дело.
В своё время, когда готовился 129-й федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в нём было только две причины отказа в регистрации. Это когда человек обратился не в тот орган, неправильно было выбрано место с точки зрения его регистрации по месту нахождения исполнительного органа, либо некомплект документов. Вот такие были простые два основания. Однако срок устанавливался тогда – пять дней.
Сейчас всё серьёзно изменилось, упростилось. С другой стороны, усложнились виды экономической деятельности. Существуют также такие ресурсы, как реестр дисквалифицированных лиц. И всё это очень важно сделать для регистрации нового бизнеса быстро проверяемым. Знаю, что в марте вы начали эксперимент, уже включили его в работу контура налоговой службы.
Как здесь обстоят дела? Когда увидим это всё работающим в промышленной эксплуатации?
Д.Егоров: Михаил Владимирович, Вы нам поручали это в августе прошлого года. В марте мы уже запустили эксперимент. В начале эксперимента в него вошло четыре крупнейших банка страны.
В чём суть? Теперь это не просто услуга по регистрации. Теперь это комплексная услуга, в которую входят и регистрация, и автоматом выбор налогового режима, и получение электронной подписи, и, более того, сразу открытие счёта в банке. Через нас это идёт автоматически. И всё это происходит за один день.
Таким образом, в рамках эксперимента у нас уже несколько тысяч регистраций. Мы сейчас делаем эту систему, для того чтобы всё было готово к промышленной эксплуатации.
Более того, туда включено в том числе и использование биометрии, как было нам поручено. И уже на данных биометрии эта система тоже работает.
Соответственно, мы считаем, что к сентябрю этого года, когда мы должны представить в Правительство отчёт о том, как проведён эксперимент, мы будем абсолютно технически и организационно готовы к тому, чтобы его реализовывать уже в промышленном масштабе.
М.Мишустин: В заключение хочу пожелать, чтобы система администрирования, которая сегодня есть в ФНС, в первую очередь давала возможность людям и бизнесу меньше замечать работу налоговой службы. Поскольку это как бы встраивание в экосистему человека: когда снижаются любые затраты на администрирование – для компаний или для людей, когда не нужно заполнять декларации, справки какие‑то доставать специальные, когда это всё проактивно предлагается бизнесу. А я уверен абсолютно, что в основе своей бизнес добропорядочен и готов соблюдать все соответствующие правила, которые есть в государстве.