Обсуждались приоритетные направления работы ведомства и планы на ближайшую перспективу. В частности, речь шла о расширении пропускной способности водных магистралей, строительстве мультимодальных хабов, интеграции портов новых регионов в транспортную систему страны, а также о подготовке кадров для отрасли.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Андрей Владимирович!
Прежде всего хотел бы Вас поздравить с назначением на пост руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта, пожелать всего самого доброго в работе.
Президент России Владимир Владимирович Путин неоднократно подчёркивал, что развитие судоходства – и пассажирского, и грузового – это очень важное направление нашей деятельности.
И здесь, конечно, особое значение имеет работа вашего агентства. От её результатов зависит эффективность и безопасность водных путей. Это напрямую влияет на связанность наших территорий, на их экономический рост, а также на укрепление международного сотрудничества. Открывает дополнительные возможности для промышленности, туризма, целого ряда смежных отраслей.
Расскажите подробнее о приоритетах вашего ведомства, планах на будущее.
А.Тарасенко: Я хотел бы начать, Михаил Владимирович, с итогов 2023 года. Агентство добилось хороших результатов. Говоря о мощностях портовой инфраструктуры, надо отметить, что 63 морских порта обеспечили грузопоток 884 млн т при производственной мощности 1,368 млрд т. У нас есть запас ещё примерно в 35%, что позволяет наращивать объём грузов и работать активно и в дальнейшем.
По объёмам перевалки у нас лидирует Азово-Черноморский бассейн, который обеспечил перевалку более 291 млн т. Там используются провозные способности железнодорожных и автомобильных путей, и самое главное, что задействован речной потенциал.
Вот это очень важно, потому что, как Вы знаете, сегодня, к примеру, реки очень хорошие, большие – Обь, Иртыш, Лена, Енисей – не используются в полной мере. Грузооборот на реке падает, потому что нет хабов и нет стивидоров, которые должны сорганизовать и накопить груз, обеспечить грузовую базу. Многие компании получили лицензии, у них есть месторождения, но они не имеют или ещё не выстроили логистику. Поэтому мы сегодня с «Росатомом» договариваемся о создании на таких арктических и северных реках определённых хабов, которые будут накапливать груз и выходить уже на Северный морской путь.
Аналогично с Амуром, если возьмём Дальний Восток. У нас Дальний Восток перевалил за 2023 год 238 млн т. Меньше, чем юг. Мы с железнодорожниками, со всеми стивидорами говорим сегодня о том, что река должна соединиться с портом. То есть должен быть мультимодальный хаб на базе речных портов, в котором заинтересован и морской порт. Он должен его строить или участвовать в его строительстве, он его должен обеспечивать грузами. Все должны понимать, что, как только навигация открывается, сразу пошла работа этого хаба. И река заработала. Амур, например, раньше перевозил 20 млн т.
М.Мишустин: Это Вы, Андрей Владимирович, сами себе задачи ставите, правильно?
А.Тарасенко: Да.
М.Мишустин: Это приоритет агентства, Вы считаете, – заниматься построением хабов соответствующих, перевалочных?
А.Тарасенко: Совместно со стивидорами.
М.Мишустин: Нужно готовить программу тогда, и посмотрим вместе, что можно сделать.
А.Тарасенко: Да, готов.
М.Мишустин: Судоходные пути у нас имеют огромный потенциал. Их протяжённость в стране – больше 100 тыс. км. Связывают пять морей. И проходят по 60 регионам страны. А по северному завозу практически это единственное средство доставки.
Конечно, сейчас с развитием навигации очень востребованы квалифицированные специалисты. Они нужны и для работы в портах – механики, погрузчики, капитаны, технологи. У вас семь учебных комплексов мощных. И работают они достаточно качественно. Филиалы их по всей России располагаются.
Что делается вашим агентством для подготовки кадрового ресурса?
А.Тарасенко: У нас серьёзное отраслевое образование. Мы сегодня имеем 6 вузов, один колледж, и эти вузы включают 21 филиал. У нас полностью работает СПО и, соответственно, «вышка». Мы готовим 55 тысяч курсантов. Каждый год выпускается до 10 тысяч готовых специалистов. Тратим порядка 350 тысяч на одного человека за весь период его обучения. То есть это специализация, это форма одежды, это подготовка к плавательному режиму и так далее. Всё, что необходимо специалисту. Но он при всём при этом может сегодня уйти из профессии. То есть столько затрат – а в итоге мы можем не удержать человека. А его удержать можно, например целевым обучением, и обязательно, чтобы он не менее трёх лет отработал. Тогда все затраты будут обоснованны. И понимание будет, уверенность, что он отработает.
М.Мишустин: Подготовке кадров надо уделять особое внимание, развивать в том числе учебные программы по всем направлениям. И связать профессионалитет, колледжи, а также высшие учебные заведения непосредственно с теми заказчиками на кадры, которые есть. Я уверен, что такая гармоничная программа поможет отрасли. Просил бы Вас также подумать над этим, представить её в Правительство.
А.Тарасенко: Понял задачу.
М.Мишустин: Ещё одна значимая тема касается наших новых регионов.
Это Донецкая, Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области. Там идёт процесс, Вы знаете, восстановления всей инфраструктуры. Очень важно интегрировать их в том числе в транспортную инфраструктуру. Включая, конечно, и водные пути.
Как там идёт работа?
А.Тарасенко: Мы уже ведём работу по их включению. Порты сегодня в работе, полностью на учёте.
Мы сегодня плотно работаем с новыми регионами. Чтобы запустить предприятия большие, надо определить, какой нужен грузооборот, какая номенклатура грузов. Потому что понимаем – если сегодня нет сырья, которое раньше использовалось на территории, его надо привезти.
М.Мишустин: Помогаете в формировании заказа?
А.Тарасенко: Да. Мы создаём грузовую базу. Соответственно, приводим в порядок все глубины, которые сегодня необходимы, чтобы обеспечить проход судов. И причальные сооружения, всю инфраструктуру, необходимую для участия в перевалке.
М.Мишустин: Очень важно делать всё необходимое для того, чтобы перевозка людей и грузов осуществлялась по российским стандартам. И чтобы ничто не мешало интеграции соответствующих структур наших новых регионов в общую транспортную систему страны.
Андрей Владимирович, и ещё. Этот год для агентства юбилейный. Ему исполняется 20 лет. Я хочу от всей души, пользуясь случаем, передать наилучшие поздравления всем сотрудникам агентства, их семьям и поздравить с этим праздником. Пожелать удачи, здоровья, всего самого лучшего. Также Вас лично поздравить с этим праздником.
А.Тарасенко: Спасибо Вам большое.
М.Мишустин: И особенно добрые слова передайте ветеранам.