М.Мишустин: «В Послании Федеральному Собранию Президент поставил целый ряд системных задач в социальной сфере и в части развития технологического и экономического потенциала страны. Для их решения предстоит оперативно обновить и расширить уже действующие нацпроекты и, конечно, подготовить новые. Крайне важно добиться практически ощутимых результатов. Тех, что от нас ждут граждане России».
Вступительное слово Михаила Мишустина:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы продолжаем серию стратегических сессий. В Послании Федеральному Собранию Президент поставил целый ряд системных задач в социальной сфере и в части развития технологического и экономического потенциала страны. Для их решения предстоит оперативно обновить и расширить уже действующие национальные проекты и, конечно, подготовить новые.
Проработка эта уже началась. И ранее мы подробно обсуждали в том числе контуры возможных инициатив, инструменты и методы их реализации. Теперь нужно определяться по ключевым направлениям, закреплять ответственных, объёмы финансирования, лимиты бюджетных обязательств и затем представить главе государства и парламенту наши проработки.
Список участников
-
PDF
242Kb
Список участников стратегической сессии по национальным проектам «Средства производства и автоматизации» и «Инфраструктура для жизни», 11 июня 2024 года
Начнём сегодня со сферы, которую с полным правом можно назвать базовой для любого современного производства, о каких бы отраслях ни шла речь. Это станки, оборудование и робототехника.
Без наращивания потенциала и компетенций в этих областях любое долгосрочное развитие будет затруднено. Особенно в условиях сохраняющихся санкций.
Вопреки недружественным действиям, отечественная промышленность динамично развивается. В первую очередь – за счёт обработки: в апреле мы фиксируем рост более 8%. Главным драйвером не первый месяц остаётся машиностроение. В том же месяце выпуск увеличился на 30%. Если говорить о сегментах, то, например, создание компьютерного и электронного оборудования расширилось на 44%.
Однако ресурс для расширения производства у российских компаний не безграничен. Необходимо технологическое перевооружение машиностроительных предприятий – основных потребителей станкоинструментальной продукции. И конечно – организация автоматизированного производства с использованием современных роботов и высокотехнологичных современных станков.
Для этого необходимо наращивать выпуск отечественного профильного оборудования, расширять линейку товаров и подготавливать кадры. Чтобы процесс обновления и совершенствования мог идти в значительной степени за счёт внутренних возможностей. И российские компании выдавали качественную продукцию с гораздо большей локализацией, востребованную как внутри страны, так и за рубежом. И если нужно – могли оперативно заместить тех зарубежных поставщиков, которые ушли с нашего рынка.
Правительство уделяет вопросам развития отечественного станкостроения особое внимание. Вы знаете, мы здесь, в Координационном центре, с участием широкого круга экспертов выработали программу развития станкоинструментальной промышленности и робототехники. Объём финансирования, необходимый для её реализации, оценивается более чем в 300 млрд рублей до 2030 года.
Определены критерии и метрики технологического суверенитета для инвестиционных проектов, которые будет поддерживать государство.
На их основе уже уточнены меры помощи. Как общесистемного характера – это кластерная инвестплатформа, льготный кредит на приоритетную продукцию, расширение промышленной ипотеки, обратный инжиниринг и многие другие, – так и отраслевого. Здесь хочу отметить субсидии на скидки покупателям для приобретения станков и роботов, поддержку научно-исследовательских и конструкторских работ, соответствующих разработок для уникального оборудования, льготные займы от Фонда развития промышленности на модернизацию и технологическое перевооружение заводов, создание центров по развитию промышленных роботов и головного центра компетенций «Станкин».
Благодаря в том числе этим решениям уже в прошлом году производство станкоинструментальной продукции в нашей стране выросло на 60%. Конечно, была низкая база, но это серьёзный шаг вперёд. Причём по отдельным секторам получены более высокие показатели.
Объём выпуска металлорежущих станков в стоимостном выражении увеличился почти на 96%, кузнечно-прессового оборудования – на 370. Хорошая динамика также сохраняется в этом году. За первые четыре месяца выпуск станкоинструментальной продукции вырос на треть.
В робототехнике также высокие темпы производства – свыше 50%.
Чтобы решить задачи, которые поставлены в послании главой государства, необходимо продолжать наращивать усилия. И мы планируем расширить программу до национального проекта. Такой национальный проект должен обеспечить достижение показателей, которые определены Президентом в части технологического лидерства, а также продвижение в сфере роботизации производств, чтобы по этому значению Россия вошла в число 25 ведущих стран мира по итогам 2030 года.
Свои предложения на этот счёт сегодня представит Министерство промышленности и торговли.
Уважаемые коллеги!
Развитие станкостроения и робототехники создаст серьёзный кумулятивный эффект для экономики в целом и, уверен, поддержит положительную динамику в целом ряде смежных отраслей, в том числе в части программного обеспечения, которое необходимо в тех же станках с числовым программным управлением. А также для работы основных управленческих процессов. Позитивно это скажется и на повышении производительности труда.
Предстоит сформировать внутренний рынок для робототехники. Я уверен, что он не должен ограничиваться исключительно промышленными образцами. Многие решения, технологии и инновации могут быть применимы в горнодобывающей сфере, логистике, сельском хозяйстве, во многих других отраслях.
Речь идёт не только о конкретных производствах, но и о создании полноценной и крайне важной для государства индустрии со своей испытательной базой, центром компетенций и так далее.
И ещё об очень значимой сфере.
Президент особо подчёркивал, что все национальные проекты должны быть направлены на достижение национальных целей, в числе которых «Комфортная и безопасная среда для жизни». В её логике следует сформировать и национальный проект «Инфраструктура для жизни», который будет включать комплексное развитие населённых пунктов, мероприятия по жилищному и дорожному строительству, формированию более комфортных условий проживания для граждан, модернизации жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению современным общественным транспортом и так далее.
Национальная цель «Комфортная и безопасная среда для жизни» включает конкретные задачи с чёткими и измеримыми показателями. Для их выполнения необходимо реализовать комплекс мер, чтобы к 2030 году сохранить набранные темпы в жилищном строительстве. Модернизировать коммунальную инфраструктуру, нарастить её мощности, улучшить качество услуг для 20 миллионов жителей. Задача сложная. Сегодня в среднем более трети сетей тепло- и водоснабжения, а также водоотведения нуждается в замене. Продолжить активное сокращение аварийного жилья, возведение социальных объектов. Также необходимо приводить в нормативное состояние дороги, строить новые. Обновлять общественный транспорт, обеспечивать большую связанность наших регионов.
Кроме того, по инициативе главы государства предстоит разработать программу комплексного развития населённых пунктов с учётом 2 тыс. точек роста и сделать мастер-планы для 200 городов.
Что касается финансирования этих масштабных мероприятий, то оно должно осуществляться в том числе за счёт инструментов инфраструктурного меню. Наиболее востребованные из них – специальные казначейские и инфраструктурные бюджетные кредиты, облигации. Мы также по поручению Президента спишем около двух третей задолженности российских субъектов по их бюджетным кредитам. В ходе Петербургского экономического форума глава государства обратил особое внимание на необходимость в ближайшее время отработать в диалоге с регионами все детали этого механизма. Прошу всех, кто за это отвечает, ещё раз внимательно посмотреть на все наши планы.
В ходе рабочих поездок я всегда уточняю у руководителей российских субъектов, пользуются ли они этими инструментами, на какие объекты направляют ресурсы, насколько эффективно инструменты работают, действительно ли для них такой вид финансовой поддержки является серьёзным подспорьем в решении наиболее актуальных хозяйственных задач.
Коллеги, сегодня предстоит определить структуру, содержание и основные параметры новых нацпроектов, а также подходы к выполнению мероприятий.
Их реализация потребует вовлечения органов власти всех уровней, предпринимателей, представителей общественных организаций, парламентариев, экспертов. Это должно быть слаженно и чётко скоординировано между всеми участниками. Президент подчёркивал, что нужно выстроить именно целостную систему управления национальными проектами.
И крайне важно добиться практически ощутимых результатов. Тех, что от нас ждут граждане России.