Обсуждались, в частности, итоги работы Казначейства по внедрению цифровых актов, совершенствованию системы торгов государственным имуществом и недвижимостью, а также контрольно-надзорная деятельность ведомства в сфере гособоронзаказа.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Роман Евгеньевич, Федеральное казначейство – служба, которая отвечает за исполнение бюджета. Речь идёт как о доведении соответствующих средств до бюджетополучателей, так и об исполнении всех предусмотренных законодательством бюджетных обязательств. И от того, как быстро, без задержки, ресурсы доводятся до бюджетополучателей, зависит исполнение национальных проектов, государственных программ, социально-экономических инициатив, которые поддержаны Президентом.
На сегодняшний день эффективность работы Казначейства при переходе на единый казначейский счёт существенно возросла. Хотел бы, чтобы Вы рассказали об итогах этой работы за 2023 год.
Р.Артюхин: Уважаемый Михаил Владимирович!
Конечно, прошлый год для всей бюджетной системы был знаковым, поскольку исполнение федерального бюджета было с самым лучшим показателем – 98,2%. И также подтянулись все регионы. В условиях возросших расходов все платежи осуществлялись бесперебойно именно благодаря системе казначейских платежей.
Особенно важным для нас новшеством прошлого года стало исполнение поручения Президента Российской Федерации по внедрению цифровых актов. В прошлом году подписано цифровых актов на сумму 7 трлн рублей. Что это такое? Это полностью оцифрованный первичный документ, согласованный с налоговой службой, который позволил сократить сроки оплаты. И если раньше мы фиксировали 30% нарушений сроков подписания, то сейчас – менее 1%. Платежи осуществлялись 30 дней, сейчас – 1–2 дня. Поэтому, конечно, в этих условиях мы видим ускорение платежей.
Единый казначейский счёт позволил Казначейству России стать третьим администратором доходов федерального бюджета после налоговой и таможни. В федеральный бюджет поступило 541 млрд рублей. И субъекты Российской Федерации почувствовали пользу: 144 млрд рублей все наши регионы получили, из них 4 млрд – новые субъекты Российской Федерации.
Очень важно, что за счёт единого счёта федерального бюджета предоставляются также специальные казначейские кредиты – 190 млрд рублей, кредиты на опережающее финансирование с погашением в следующем году – 142 млрд рублей.
Важно и то, что в этих условиях мы сопровождаем инфраструктурные бюджетные кредиты, осуществляется текущий контроль за расходами. В результате нашей контрольно-надзорной деятельности вместе с Минфином России сокращена потребность финансирования, снижены затраты и предотвращены нерациональные расходы на 134 млрд рублей, что полностью соответствует задачам в этой области.
М.Мишустин: Уже четвёртый год служба обеспечивает проведение всех торгов государственным имуществом и недвижимостью. Также вы ведёте информационную систему государственных закупок, позволяющую достаточно эффективно осуществлять и мониторить закупки, которые делают федеральные органы исполнительной власти. Да и не только они, это и другие учреждения, и регионы. Эта деятельность позволяет сэкономить средства, добиваясь при этом достаточно высокого качества, и, что является очень важным, поддержать малый и средний бизнес. По решению Президента доля участия компаний малого и среднего предпринимательства в закупках крупных компаний не должна быть менее 25%. Это хороший, серьёзный стимул для МСП. И конечно, необходимо, чтобы с помощью автоматизации всё это происходило прозрачно и комфортно. Расскажите, как работает эта система.
Р.Артюхин: По системе закупок: благодаря новым цифровым технологиям у нас ускоряются платежи, ускоряется процесс заключения контрактов, и в прошлом году при нормативе 25% уровень участия малого и среднего бизнеса в закупках составил 28,8%. Это специальные торги, где есть квоты для малого бизнеса. Кроме того, конкурентные закупки обеспечивают также участие малого и среднего бизнеса в обычных закупках, в которых квот нет. И их доля постоянно, из года в год, повышается.
Что касается государственного имущества, действительно, в 2020 году мы стали оператором системы «Торги». 32 вида торгов переведено в электронную форму. И если начальная цена по прошлому году была 273 млрд рублей, то конечная цена составила 335 млрд рублей – то есть 22% повышение благодаря прозрачной системе торгов.
Какая задача на этот год? Мы берём за пример систему закупок. Такая же, по идее, должна быть система торгов – они должны не только осуществляться, но и необходимо заключать сами контракты. Соответствующие предложения мы вносим в Правительство Российской Федерации. Они поддержаны Минфином, другими органами, и мы будем развивать эту систему.
М.Мишустин: Роман Евгеньевич, у Казначейства много функций, одна из которых – это контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, контроль, анализ финансовых, хозяйственных операций госкорпораций, соответствующих госкомпаний, публично-правовых компаний, хозяйственных обществ и так далее.
Здесь одна из функций – это проведение анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного и муниципального финансового контроля и органов исполнительной власти, а также ведение бюджетного учёта отдельных органов исполнительной власти, территориальных органов. Все функции контрольно-ревизионного управления Министерства финансов – в Казначействе.
Здесь я бы хотел обратить Ваше внимание на то, что необходимо более чётко работать с государственным оборонным заказом. У нас не должно быть ситуаций, когда при увеличении объёмов закупок, когда мы планируем на это значительные государственные средства, цена вместе с увеличением закупок растёт. Причём обязательно нужно следить за этим на конкурентной основе.
Понимаю, что вам для этого необходимо содействие Федеральной антимонопольной службы. Ценообразование также входит в функции ФАС. Но Казначейство как основной аудитор и аналитик должно в этом принимать активнейшее участие вместе с коллегами из ФАС и Федеральной налоговой службы. В частности, в рамках комиссии, которая будет работать над тем, чтобы мониторить все соответствующие подходы, связанные с ценообразованием и исполнением бюджетных обязательств в оборонзаказе, поскольку это является очень важным направлением. И просил бы, чтобы усилия службы были на это направлены.
Р.Артюхин: Уважаемый Михаил Владимирович, Ваше поручение будет выполнено.
Действительно, Казначейство является сейчас внутренним аудитором Правительства Российской Федерации. Есть специальный орган – это Федеральная антимонопольная служба, которая по закону о гособоронзаказе является уполномоченным органом. Но под руководством Правительства Российской Федерации окажем и содействие, и необходимую помощь. Все наши аналитические возможности, ресурсы будут задействованы для решения поставленной Вами задачи.