Первый заместитель Председателя Правительства рассказал о текущей ситуации и основных направлениях государственной политики в сфере МСП.
Из стенограммы:
Москва
А.Белоусов: Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты Государственной Думы! Уважаемые коллеги!
Как известно, развитие сектора малого и среднего предпринимательства является фундаментальной основой устойчивого экономического и социального роста российской экономики.
В 2020 году Президент Российской Федерации одним из ключевых показателей достижения национальных целей развития определил увеличение численности занятых в секторе МСП до 25 миллионов человек к 2030 году.
На сегодняшний день этот показатель формально выполнен. И даже перевыполнен. В секторе малого и среднего бизнеса сейчас работают уже порядка 30 миллионов граждан.
Что стоит за этой цифрой?
Всего за три года количество занятых в секторе малого и среднего предпринимательства увеличилось на 7 миллионов человек.
Основной прирост численности обеспечен увеличением количества самозанятых более чем на 6 миллионов человек, из них активно работают только две трети.
Число индивидуальных предпринимателей за три года увеличилось почти на 500 тысяч. Важно, что практически весь прирост произошёл за последний год. Количество наёмных работников в секторе выросло также на полмиллиона человек.
Такова объективная картина.
Как оценивать этот результат? Считаем, что можно оценивать его положительно.
Почему?
Во-первых, последние три года выдались крайне сложными для малого и среднего бизнеса.
2020–2021-й – это годы ковидных ограничений, которые в наибольшей степени отразились на сферах розничной торговли и оказания услуг гражданам, где в основном работают малые компании. 2022 год – это введение санкций, которые оказали негативное влияние на малый бизнес за счёт падения потребительского спроса.
Во-вторых, начиная с 2022 года российская экономика стала испытывать серьёзные ограничения со стороны предложения трудовых ресурсов, прежде всего в промышленности. Малый и средний бизнес оказался под воздействием конкуренции с крупными предприятиями, которая особенно обострилась в текущем году. Мы наблюдаем это в целом ряде промышленных регионов.
В этих условиях сохранить количество занятых в секторе было крайне сложной задачей, но на данный момент в большинстве регионов она успешно решена.
В сравнении с 2020 годом из 85 регионов, без учёта новых территорий, абсолютный прирост по численности занятых наблюдается в 34 субъектах страны.
Стабилизация количества работников, то есть где фиксируются колебания в пределах 1%, наблюдается в 13 регионах.
Сокращение численности более чем на 1% – в 38 регионах.
Какие меры дали возможность стабилизировать общую численность занятых и даже дали её прирост? Остановлюсь на восьми ключевых направлениях.
Первое. В 2020 году в качестве бессрочной меры в два раза были снижены ставки по страховым взносам – до 15%. В результате за три года предприниматели сэкономили более 1 трлн рублей. С финансовой точки зрения это самая эффективная мера, которая была реализована для малого бизнеса.
Второе. Были существенно увеличены как объёмы, так и аудитория получателей финансовой поддержки от государства.
В сентябре 2021 года был запущен механизм зонтичных поручительств Корпорации МСП. По сути, это упрощённый процесс получения кредита для представителей прежде всего микробизнеса, у которых недостаточно залоговой массы.
Корпорация МСП берёт на себя до 50% риска, и предприниматель получает заёмное финансирование на приемлемых условиях. Причём поручительство выдаётся бесплатно – прямо в момент получения кредита.
Механизмом воспользовались около 40 тысяч предпринимателей. Порядка 80% из них – это представители микробизнеса, каждый третий из которых ранее не мог получить доступ к банковскому финансированию. Общая сумма прогарантированных зонтичными поручительствами кредитов составляет уже более 400 млрд рублей.
Далее. В 2022 году была донастроена программа льготного кредитования малого бизнеса, так называемая программа 1764. Это льготные кредиты в объёме до 2 млрд рублей на срок до пяти лет. Справочно: по ставкам «ключ + 2,75%» или «ключ + 3,5%», но не выше 15%.
Перечень возможных получателей таких кредитов очистили от отраслей, которые так или иначе связаны с крупным бизнесом. Исключили строительство, добычу полезных ископаемых и другие.
В результате охват получателей льготных кредитов кратно вырос. За три года программой воспользовалось более 100 тысяч предпринимателей, которые заключили кредитные договоры на общую сумму более 3 трлн рублей.
Помимо двух упомянутых действует ещё целый ряд программ поддержки. Это программа стимулирования кредитования бизнеса Корпорации МСП и Банка России, предоставление микрозаймов, гарантий РГО и другие.
Всего за период с 2020 по 2022 год по всем программам финансовой поддержки малого бизнеса помощь получили порядка 250 тысяч предпринимателей общим объёмом почти 4,5 трлн рублей. Это больше трети от общего кредитного портфеля МСП в стране, за вычетом торговли, строительства и операций с недвижимостью.
Третье. Традиционно один из наиболее острых запросов бизнеса был связан с давлением со стороны органов контрольно-надзорной деятельности.
На сегодняшний день система КНД качественно модернизирована. Упрощена система взимания штрафов за административные правонарушения. Теперь за первое нарушение вместо штрафа – предупреждение. Для малых и микропредприятий штрафы снижены в два раза. А штрафы за выявленные в ходе одной проверки несколько нарушений теперь не суммируются.
По поручению Президента до 2030 года наложен запрет на плановые проверки для всего бизнеса, включая малый и средний. Для внеплановых проверок введены ограничения. Их можно проводить только по решению Президента или Правительства либо при наличии риска причинения вреда жизни и здоровью людей, за исключением налоговых, валютных и таможенных проверок.
Безусловно, это результат совместной работы Правительства и Государственной Думы. Сегодня количество проверок бизнеса существенно сократилось – в пять раз по сравнению с 2019 годом. Вопросы контрольно-надзорной деятельности в значительной мере ушли из повестки. Это показывают данные опросов – 89% предпринимателей отмечают позитивные изменения.
Четвёртое. Крайне болезненной всегда была тема взаимоотношений малого бизнеса с правоохранительными органами.
По поручению Президента с 2020 года начала функционировать платформа по сбору обращений бизнеса по вопросам административного давления – «Забизнес.рф».
Всего на данный момент на платформу поступило более 3,5 тыс. обращений, все они рассмотрены и обработаны. Хотел бы поблагодарить Федеральную службу безопасности, Министерство внутренних дел и Генеральную прокуратуру, которые рассматривают их очень оперативно. Отмечу, что достигнут достаточно большой процент положительных решений – более 15%.
Пятое. В условиях ковидных ограничений и действия санкций остро актуальной стала тема формирования спроса на продукцию и услуги малого бизнеса.
По поручению Президента в июне 2021 года был расширен доступ МСП к закупкам крупнейших компаний с государственным участием. В 2022 году механизм полноценно заработал. Правительство в рамках этой меры увеличило квоту закупок госкомпаний у МСП – с 20 до 25%. В результате совокупный годовой объём приобретённых у МСП товаров и услуг в 2022 году вырос на 80% по сравнению с 2020 годом – до 7 трлн рублей.
Шестое. Развёрнута инфраструктура сервисной поддержки малых и средних предпринимателей на базе сети центров «Мой бизнес», которые оказывают представителям МСП широкий спектр бесплатных услуг, в том числе консультации по открытию и развитию бизнеса, проведение рекламных кампаний и аудита, подготовку бизнес-планов, подбор мер поддержки и другие.
Сегодня такие центры представлены в 84 регионах страны. Более 1 млн МСП уже воспользовались их услугами, общая себестоимость которых оценивается в 12 млрд рублей.
Седьмое. Корпорацией МСП создано «одно окно» федеральных и региональных сервисов поддержки малого бизнеса на цифровой платформе «МСП.РФ». Сегодня в той или иной степени с платформой интегрированы все 89 регионов.
На портале представлено 30 сервисов, через которые пользователь может получить свыше 300 услуг. Зарегистрировано 560 тысяч пользователей, которые за два с половиной года более 3 млн раз воспользовались сервисами платформы.
И ещё одно важное, восьмое, направление. Создана система легализации и поддержки деятельности самозанятых. Сегодня их регистрация существенно упрощена и осуществляется в один клик – через цифровое приложение. Для самозанятых снижена ставка налога при работе с физлицами – до 4% от дохода. Также они освобождены от уплаты страховых взносов. В результате количество самозанятых с начала 2020 года выросло в 24 раза – до 8 миллионов человек.
Уважаемые коллеги!
Важно понимать, что условия работы в ближайшие годы – с 2025-го по 2030-й – будут существенно отличаться от нынешних.
С одной стороны, в условиях санкций на малый бизнес объективно ложатся дополнительные системные функции, связанные с импортозамещением и обеспечением технологического суверенитета.
Сектор МСП становится активным участником производственно-технологической кооперации взамен выбывающих иностранных компаний и обеспечивает технологические решения и их «доводку» через сеть технологических стартапов.
С другой стороны, малый бизнес, как и вся российская экономика, столкнулся с серьёзной ограниченностью трудовых ресурсов. Будет усиливаться конкуренция. Как я уже сказал, эта тенденция будет обостряться и дальше.
По этой причине, во-первых, вопрос дальнейшего увеличения численности занятых в МСП отходит на второй план по сравнению с необходимостью повышения эффективности отдачи с каждого рабочего места и повышением производительности труда в компаниях МСП. К 2030 году ставим задачу по увеличению выручки МСП на одного работника на 25% по сравнению с 2022 годом.
Во-вторых, остро актуальной на этом горизонте остаётся задача по упрощению условий создания нового бизнеса прежде всего для молодёжи, выпускников колледжей и вузов. Сегодня сектор МСП объективно молодеет. Необходимо создать условия для его привлекательности среди молодёжи.
Планируем использовать для измерения результатов здесь такой показатель, как коэффициент ежегодно созданных предприятий. На сегодняшний день их создаётся около 1 млн ежегодно, то есть чуть более 17% к среднегодовой численности всех МСП. Планируем внедрить этот индикатор и к 2030 году поднять его значение почти до 20%.
В-третьих, крайне важным остаётся обеспечение устойчивости МСП. То есть увеличение срока жизни малого бизнеса. Сегодня ожидаемая продолжительность жизни таких компаний – чуть больше девяти лет. Причём за первые два года существования больше половины компаний прекращают свою деятельность. Планируем увеличить ожидаемую продолжительность жизни МСП до 13 лет к 2030 году за счёт мер, о которых скажу чуть позже.
В-четвёртых, необходимо сделать структуру МСП более диверсифицированной и отвечающей общим стратегическим задачам развития экономики в ближайшие годы, в том числе задачам экономического и технологического суверенитета. Сегодня более 36% компаний малого бизнеса занимаются торговлей. С учётом новых реалий считаем, что должна существенно возрасти роль других видов деятельности.
Это касается участвующих в импортозамещении производственных МСП, малых технологических компаний, а также МСП в туристической сфере. На них и будем делать акцент.
Что в этой связи предлагается сделать?
Первое. Адаптировать финансовые меры поддержки для начинающих предпринимателей. Существенно расширить их доступ к перечню финансовых механизмов, таких как микрозаймы, гранты и зонтичные поручительства.
Второе. Расширить применение налоговых мер поддержки. Планируем распространить эксперимент по переходному налоговому режиму в сфере общественного питания на другие отрасли. Он освобождает малый бизнес с выручкой менее 2 млрд рублей от уплаты НДС и способствует обелению. Мера доказала свою эффективность. Будем масштабировать.
Также планируем расширить географию применения автоматизированной упрощённой системы налогообложения. Это специальный налоговый режим для микропредприятий, при котором отчётность почти полностью отменяется, а налоги рассчитываются автоматически. На сегодняшний день он применяется в четырёх регионах – в Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан.
В целях сокращения дисбаланса условий ведения бизнеса для индивидуальных предпринимателей и самозанятых будем «сближать» эти режимы, в том числе в части регистрационных процедур, налоговых и неналоговых платежей, контрольно-надзорных требований, а также, что крайне важно, мер по формированию отчётности. Уже есть наработки в этом направлении.
Третье. Создать единую цифровую систему мер федеральной и региональной поддержки малого бизнеса, объединив их на базе цифровой платформы «МСП.РФ», о которой говорилось выше.
Планируем к 2030 году кратно увеличить охват платформы – с 560 тысяч пользователей до 2 миллионов.
Четвёртое. Реализовать колоссальный экспортный потенциал, заложенный в секторе МСП. Сегодня в стране порядка 65 тыс. МСП-экспортёров. Это чуть больше 1% от общего числа МСП. Такие данные активно обсуждались в рамках губернаторской сессии прошедшего на прошлой неделе экспортного форума «Сделано в России».
Будем стимулировать малый бизнес выходить на внешние рынки за счёт расширения инструментов поддержки группы Российского экспортного центра, развития инфраструктуры международных транспортных коридоров и промышленных зон за рубежом.
Пятое. Продолжить развитие инфраструктуры для предпринимателей, в том числе за счёт увеличения количества технопарков. Сейчас в 39 регионах работают более 60 парков. К 2030 году планируется запустить не менее 100 таких объектов. Наряду с этим планируем интегрировать малый бизнес в активно развивающуюся сегодня сеть промышленных парков.
Шестое. Будем укреплять связь крупного и малого бизнеса. Для этого совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей уже ведётся работа по внедрению в крупных компаниях так называемого корпоративного стандарта по взаимодействию с малым бизнесом. Совместно с «Опорой России» выпустили Белую книгу. Это перечень лучших практик взаимодействия крупного и малого бизнеса, куда вошли около 80 примеров эффективного взаимодействия от 40 компаний.
Но здесь мы ещё в самом начале пути. Будем продолжать и масштабировать эту работу.
Седьмое. Будем стимулировать инвестиционную деятельность малого бизнеса, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Для этого планируется сориентировать программу льготного кредитования 1764 на инвестиционное кредитование приоритетных отраслей.
Отдельное особо важное, восьмое направление, – поддержка малого бизнеса на новых территориях страны и встраивание их в общую федеральную систему.
Для предпринимателей в новых регионах уже доступны программа льготного кредитования под поручительства Корпорации МСП, программа льготного лизинга. Открываются центры «Мой бизнес», гарантийные и микрофинансовые организации. Будем продолжать эту работу.
Уважаемые коллеги!
Предполагается, что указанные меры будут оформлены в новый национальный проект по поддержке малого и среднего предпринимательства.
Считаем, что они достойно впишутся в реализацию поручения Президента по проведению в России пятилетия созидательного предпринимательского труда.
Спасибо!