Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Рад приветствовать участников и гостей IV Всероссийского форума контрольных органов.
Это по сути уникальная площадка для подготовки новых юридических механизмов и обмена опытом между представителями всех ветвей власти, экспертами, предпринимателями, теми, кто активно вовлечён в формирование единой политики контроля и надзора за соблюдением законодательства в интересах наших людей.
По поручению Президента Правительство последовательно совершенствует такую деятельность, сокращая число проверок и упрощая существующие процедуры. За несколько лет нам удалось в этом заметно продвинуться.
Принято и активно применяется сбалансированное нормативное регулирование. Создана возможность поэтапно наблюдать за всем процессом проведения любой проверки. Действует и система мониторинга эффективности принимаемых решений, когда каждый через портал госуслуг может обратиться с жалобой на контролёров. Во всех регионах есть рабочие группы по координации в сфере надзора. И налажено не только межведомственное взаимодействие, но и обратная связь – как с гражданами, так и с деловым сообществом.
Хочу поблагодарить всех сотрудников контрольных и надзорных органов за работу, за всё, что вы делаете для защиты людей и сохранения устойчивости нашей экономики.
Теперь несколько слов о задачах, на реализации которых предстоит сосредоточиться в ближайшее время.
Одна из ключевых – это дальнейшее снижение административной нагрузки на предпринимателей. Гибкое использование инструментов надзора и контроля уже позволило оказать существенную поддержку российскому деловому сообществу – после пандемии и в рамках преодоления внешних санкционных ограничений.
Президент подчёркивал, что, если бизнес не связан с высокими рисками причинения вреда гражданам или окружающей среде, его вообще не должны проверять – достаточно профилактических мероприятий.
Поэтому нам предстоит активнее внедрять риск-ориентированный подход, развивать систему отраслевых индикаторов, которые позволят заранее предусмотреть, какие объекты нуждаются во внимании, и действовать на опережение, не ожидая возможных нарушений.
Реализация принципа – помогать, а не наказывать – уже показывает очень хорошие результаты. Об этом свидетельствует число профилактических визитов – их уже достаточно длительное время больше, чем проверок. И инициатором всё чаще выступает сам бизнес. Это во многом заслуга сотрудников надзора, которые буквально на глазах меняют подход к контрольным мероприятиям, в том числе среди предпринимателей.
Значительных успехов удалось добиться и в развитии инструментов досудебного урегулирования, когда можно быстро оспорить результаты проведённой проверки, причём в достаточно короткие сроки.
Хотя по законодательству на это определено 20 рабочих дней, видим, что по факту средний срок рассмотрения обращений стал практически в два раза меньше.
За восемь месяцев текущего года свыше 15% таких жалоб были удовлетворены в интересах заявителей, что даёт возможность гражданам успешно разрешать спорные вопросы с контролёрами.
Продолжаем совершенствовать и цифровые сервисы. С этого года предприниматели могут воспользоваться приложением для проведения дистанционных проверок, то есть взаимодействовать с органами контроля в режиме онлайн. А ведомства через систему дашбордов получают данные для оперативного принятия управленческих решений.
Рассчитываем, что такие новые инструменты помогут вам в повседневной деятельности, а система контроля и надзора станет ещё более современной и эффективной.
Желаю всем участникам форума интересных, плодотворных дискуссий и успехов в работе. И конечно, здоровья и благополучия вам и вашим близким.