Глава Росздравнадзора проинформировала Председателя Правительства об организации контроля за качеством и доступностью лекарств, ходе импортозамещения в сфере медицинских препаратов и оборудования, а также обеспечении лекарствами новых регионов.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемая Алла Владимировна!
Вы руководите Росздравнадзором – службой, которая осуществляет очень значимую функцию – обеспечивает контроль за медицинскими препаратами, за приборами, которые играют важнейшую роль в жизни каждого человека. И сегодня это особенно важно, когда идёт процесс импортозамещения лекарственных препаратов в России, чтобы качество этих препаратов было соответствующим.
Как фармацевтическая отрасль справляется с этими задачами? Что делается для обеспечения доступности препаратов в аптеках, больницах, поликлиниках?
Отдельно хотел бы попросить Вас рассказать о лекарствах, жизненно важных и необходимых для людей. Более чем 9 миллионам человек эти лекарства предоставляются бесплатно как льготникам, которые имеют на это право по закону.
Также хотел бы, чтобы Вы доложили о соответствии этих препаратов всем требованиям безопасности.
А.Самойлова: Уважаемый Михаил Владимирович!
Да, мы контролируем полностью доступность и качество лекарственных препаратов. На сегодняшний день введено в гражданский оборот порядка 4 млрд упаковок лекарственных препаратов. В предыдущие годы за год вводилось порядка 6 млрд, то есть мы к концу года выйдем на эту же цифру. Так что по большому счёту мы не видим в совокупности дефицита.
Что касается структуры, то за последние три года доля российских лекарственных препаратов увеличилась практически на 10%. И сегодня от общего ввода лекарств в гражданский оборот российские препараты составляют порядка 70%. Это высокий процент, и это не последняя планка, так как на сегодняшний день количество производимых в стране лекарственных препаратов увеличивается, можно сказать, с каждым днём.
В прошлом году было введено в строй девять производств лекарственных препаратов. В этом году только в I квартале заработало четыре новых завода. Это большая цифра. И опять-таки мы на этом не останавливаемся.
Нужно подчеркнуть, что Министерство здравоохранения проводит очень большую работу по расширению спектра производимых лекарственных препаратов, особенно инновационных: это и иммунобиологические препараты, и лекарственные препараты для лечения онкологических заболеваний. Очень активно работают научные центры, главные специалисты – именно для того, чтобы выяснить, какие лекарственные препараты нужно производить, какой спектр нужно расширять, что необходимо, какую задачу нужно поставить перед промышленностью, перед Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. А наша задача, конечно же, обеспечить качество лекарственных препаратов, вводимых в гражданский оборот.
У нас для этого есть, собственно говоря, всё. 13 лабораторий работают в стране, практически в каждом федеральном округе. Сейчас мы планируем к открытию 14-ю лабораторию, которая будет располагаться в Донецке. И тогда качество будет контролироваться ещё и на новых территориях. Это всё на сегодняшний день, конечно же, делается.
Что касается жизненно необходимых лекарственных препаратов, которыми обеспечиваются льготные категории граждан (это 9 миллионов льготников, о которых Вы сказали), порядка 80% из всего перечня ЖНВЛП – это препараты российского производства.
М.Мишустин: Насколько изменилась доля отечественных препаратов – жизненно важных и необходимых за последние четыре года?
А.Самойлова: В сегменте жизненно важных и необходимых она увеличилась почти на 20%. Начинали где-то с 50–60%, на сегодняшний день это порядка 80% – именно льготные лекарственные препараты, то есть препараты перечня ЖНВЛП.
На них регулируются цены. Именно на эти препараты мы контролируем цены и в аптечном сегменте, чтобы они были доступны для населения, которое покупает их при амбулаторном лечении.
Нужно говорить, конечно, и о доступности в целом лекарственных препаратов, которые попадают в аптечную сеть.
По Вашему поручению мы обеспечили фармацевтическими лицензиями все ФАПы, даже в тех удалённых населённых пунктах, где нет аптечных организаций. Таким образом, возможна продажа лекарственных препаратов через ФАПы. А вновь вводимые ФАПы или лечебные учреждения, особенно в сельской местности, одновременно получают лицензию и на медицинскую, и на фармацевтическую деятельность. Это тоже обеспечивает доступность.
Плюс к этому реализуется проект по дистанционной торговле безрецептурными лекарственными препаратами. 552 аптечные организации сегодня имеют разрешение на дистанционную торговлю. А три субъекта – Москва, Московская область и Белгородская область – сейчас проводят эксперимент по продаже дистанционным образом рецептурных лекарственных препаратов. Это очень важное направление, поскольку таким образом повышается доступность лекарственных препаратов для населения.
М.Мишустин: Безусловно, лекарства, присутствующие на российском рынке, должны быть качественными и безопасными. Это основа, и этим надо продолжать заниматься, держать на личном контроле.
Ещё один вопрос, который я хотел поднять в разговоре с Вами, это вопрос оборудования – для диагностики, профилактики, реабилитации, любых исследований, – которое уже в большом количестве производится в России.
Я, посещая регионы, очень часто захожу в больницы, поликлиники и вижу такое оборудование.
Даже какие-то элементарные вещи – прикроватные тумбы, осветители, специальные устройства и оборудование, которые не требуют сложных изыскательских работ, нужно просто их произвести, – всё это очень важно делать в России. Мы этот курс проводим, поэтому необходимо, чтобы Росздравнадзор, который занимается контролем и регистрацией таких вещей, следил за этим.
Как налажен выпуск отечественных устройств, приборов в этой сфере?
А.Самойлова: Здесь тоже очень большая работа проводится именно по импортозамещению. Мы чётко анализируем положение дел вместе с Министерством здравоохранения, поскольку в первую очередь специалисты должны сказать, какое импортное оборудование, медицинские изделия можно заместить российскими, где разместить производство. А мы уже будем проверять качество этих медицинских изделий и производить регистрацию.
Буквально год назад мы регистрировали реабилитационное оборудование, медицинские изделия. Это было всего порядка 26% от общего количества реабилитационного оборудования, которое регистрировалось у нас в стране. К концу прошлого года мы вышли на цифру 46%, а этот год –уже сейчас порядка 50%. Это говорит о том, что только за год производство оборудования для реабилитации увеличилось в процентном отношении практически в два с половиной раза, то есть доля российского производства существенно выросла. Это, безусловно, размещение заказов на наших производственных площадках, быстрейший ввод в производство и, что важно, очень быстрая регистрация.
За эти три года было принято несколько постановлений по ускоренному вводу в гражданский оборот и регистрации медицинских изделий, что позволило нам быстрее регистрировать и вводить в гражданский оборот медицинские изделия, новую продукцию.
На сегодняшний день мы ещё контролируем закупочные процедуры, чтобы в рамках национального проекта «Здравоохранение» закупалось в первую очередь медицинское оборудование, медицинские изделия российского производства.
М.Мишустин: Здесь есть очень важный момент. Президент всегда нам говорит о том, чтобы мы измеряли обратную связь от людей, когда делаем какие-то проекты.
Дело в том, что ввод новых инструментов, оборудования, систем диагностики требует измерения того, насколько для людей это приемлемо и нет ли ухудшения качества, в том числе при импортозамещении.
Делаете ли вы такие измерения, проводите ли опросы? Или используете только опросы от Минздрава?
А.Самойлова: Мы, безусловно, получаем обратную связь. У нас работает горячая линия, там мы принимаем обращения от граждан по качеству медицинской помощи, по доступности лекарственных препаратов, по медицинским изделиям.
Нужно сказать, что уровень жалоб за последние годы не вырастает, особенно что касается лекарственных препаратов.
М.Мишустин: Очень важно взаимодействовать, как Вы правильно сказали, с другими ведомствами – это и Минздрав, естественно, и Минпромторг, и другие, – чтобы делать всё необходимое для современного производства и закупки востребованной людьми продукции.
Теперь к другому вопросу. Росздравнадзор активно работает в новых регионах, это Донецкая, Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области. Но здесь огромное значение имеет вопрос снабжения лекарствами аптек. Это одна из ваших функций. У жителей этих субъектов должна быть возможность купить качественные лекарства в аптеках, иметь точно такой же доступ, как у жителей во всех точках страны.
Как с этим обстоят дела? Достаточно ли сегодня обеспечение людей необходимыми препаратами?
А.Самойлова: Мы контролируем, во-первых, количество аптек. В прошлом году количество аптечных организаций на этих территориях резко сократилось, многие закрылись, кто-то ушёл совсем с этого рынка. Но на сегодняшний день…
М.Мишустин: Обратный пошёл процесс, возвращаются?
А.Самойлова: Да. Возвращаются и открываются новые аптеки. В Донецкой Народной Республике уже более тысячи аптек, в Луганской Народной Республике – более 800 аптек, в Запорожской области – порядка 300 и в Херсонской – порядка 100 аптек реально работают. Наша задача – чтобы там был полный ассортиментный перечень. Не менее 50 наименований жизненно важных лекарственных препаратов должны гарантированно быть в аптеке.
Мы проверяем доступность препаратов во всех аптеках. Мы контролируем ещё и цены. В прошлом году был резкий рост цен в аптечных организациях в новых субъектах. На сегодняшний день цены выровнялись, в некоторых субъектах даже упали ниже того уровня, который был в прошлом году. Практически это уже те же цены, как в Крыму, в Ростове, то есть по Южному федеральному округу. Поэтому на сегодняшний день проблем с обеспечением пациентов, которые обращаются в аптеки, нет.
М.Мишустин: Вопрос очень важный, держите его на контроле.