Врио руководителя ФТС доложил о результатах работы службы, в том числе о расширении возможностей пунктов пропуска на востоке и юге страны, а также о цифровой трансформации работы ведомства.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Руслан Валентинович!
Как отмечал Президент, Федеральная таможенная служба вносит существенный вклад в обеспечение экономической безопасности страны. И конечно, ваше ведомство выполняет сегодня ещё и важнейшую функцию формирования бюджета в очень непростых условиях, когда на Россию нарастает санкционное давление.
В рамках плана первоочередных действий по развитию экономики в условиях внешнего давления было сделано очень многое для того, чтобы упростить процедуры таможенного администрирования. Вы знаете, сколько было принято таких решений, что существенно поддержало в том числе администрирование в это непростое время. Также упростили технические процедуры регулирования ввоза товаров.
Хотел бы, чтобы Вы рассказали подробнее о работе службы.
Р.Давыдов: Уважаемый Михаил Владимирович!
Действительно, в этом году Федеральная таможенная служба продолжила ту работу, которая была начата в прошлом году под руководством Правительства, под Вашим руководством.
Работу мы вели по нескольким направлениям.
Первое, как Вы сказали, это упрощение и ускорение таможенных формальностей. Это первоочередной порядок оформления социально значимых товаров и товаров для нужд специальной военной операции. Всего было оформлено более 7 млн т таких товаров.
Существенно сократилась нагрузка на бизнес в рамках системы управления рисками. Более чем в два раза снижена частота мер фактического контроля – наиболее тяжёлая для бизнеса история.
По решению Правительства нам было выделено 950 единиц штатной численности для усиления работы в пунктах пропуска. Они все были перераспределены в наиболее загруженные пункты пропуска в рамках новых транспортных коридоров «Север – Юг» и «Восток – Запад». 950 единиц, пять пунктов пропуска мы перевели на круглосуточный режим.
И, как Вы правильно сказали, упрощены также меры технического регулирования, в рамках этих мер ввезено 227 тыс. партий товаров весом почти полмиллиона тонн.
Второе крупное направление работы – это меры финансового характера. Общая сумма мер поддержки финансового характера составила 1,4 трлн рублей за неполных полтора года. Это льготы и отсрочки по уплате таможенных платежей, это обнуление ставок таможенных пошлин и повышение беспошлинного порога ввоза товаров интернет-торговли.
Можно сказать, что эти меры дают свои результаты. Мы видим, что в этом году, например (за первое полугодие этого года), у нас товарооборот вырос по сравнению с докризисным 2019 годом, доковидным годом, на 3%.
Растёт очень хорошими темпами импорт, и это отражается в структуре таможенных платежей – у нас 77% в структуре таможенных платежей за первое полугодие составляют именно импортные платежи. Нам удалось выполнить план по второму кварталу. А в мае – июне мы даже перевыполнили плановое задание по сбору средств в федеральный бюджет.
Если говорить в целом о работе за первое полугодие, то работа штатная, ритмичная, с хорошей динамикой.
М.Мишустин: Сейчас в стране продолжается серьёзная переориентация транспортных и логистических путей. Традиционные транспортные потоки преобразуются. И всё больше и больше грузов поступает к нам с Юга, с Востока. Поэтому необходимо настроить работу пропускных пунктов – это очень важный элемент.
Что сейчас делается, чтобы это было качественно, быстро, чтобы все процедуры для тех, кто ввозит груз, были удобными, комфортными, современными?
Р.Давыдов: Михаил Владимирович, действительно, можно констатировать, что глобальный разворот нашей торговли на Восток и на Юг уже состоялся.
Что было сделано таможенными органами для того, чтобы пункты пропуска были действительно работоспособной частью транспортных коридоров, а не узкими горлышками, как это порой бывало?
Как я уже сказал, пять пунктов пропуска переведены на круглосуточный режим. На 950 единиц увеличена штатная численность. И мы ещё 200 единиц планируем в ближайшее время перебросить на дальневосточное направление.
Идёт сокращение мер фактического контроля, то есть мы в пунктах пропуска стараемся минимально нагружать бизнес. Для этого вместе с Министерством транспорта, с Федеральной службой безопасности – с погранслужбой планируем внедрять так называемые потоковые ИДК (инспекционно-досмотровые комплексы), те, которые позволяют сканировать большее количество грузов – то есть используют неинтрузивные методы – и гораздо быстрее осуществлять таможенный контроль. В результате принятия постановлений Правительства мы в таких местах, где затруднено движение, как Верхний Ларс например, создаём дополнительные площадки.
М.Мишустин: В частности, премьер Армении Никол Воваевич Пашинян, Вы знаете, попросил об этом. Мы с Вами в Сочи дали ему соответствующие обещания, которые были неукоснительно выполнены. Поэтому хотел бы поблагодарить сотрудников таможни, которые вместе со специалистами из Минтранса, из других ведомств принимали активное участие в решении вопросов, связанных с пропускной способностью Верхнего Ларса.
Р.Давыдов: Действительно, Михаил Владимирович, это был коллективный труд, коллективная работа и таможенников, и пограничников, Министерства транспорта, иных контролирующих ведомств, Россельхознадзора.
Мы по Верхнему Ларсу достигли абсолютных рекордов. 31 622 грузовика было пропущено в июне. И мы сохраняем этот темп, в июле очередей нет. Это больше тысячи грузовиков в день. Притом что в сезон от 3 тыс. до 3,5 тыс. легковых машин проходит в этом же месте и до 15 тысяч физических лиц. То есть там нагрузка, конечно, запредельная. Это огромная совместная работа и наших ведомств, и партнёров. Армянские коллеги тоже помогают нам координировать работу с грузинскими партнёрами, с которыми мы, в частности, договариваемся, как подавать машины друг другу на контроль.
М.Мишустин: Здоровая кооперация. Прежде всего нужно думать о людях, которые страдают, если не работают такие механизмы, в очередях стоят. И теряют средства предприниматели.
Ещё очень важная тема – цифровая трансформация. Таможенные органы серьёзно продвинулись в специальных инструментах администрирования. Это и таможенное декларирование, это удобство инструментов, которыми пользуются и клиенты – экспортёры, импортёры, и органы таможенного администрирования.
Но что ещё очень важно – это вопросы кибербезопасности. Без сомнения, обладая такими ресурсами, которые крайне чувствительны для бизнеса, государства, необходимо сделать всё, чтобы значимая информация не попадала в руки злоумышленников. Чтобы нельзя было осуществить какие-то DDos-атаки на серверное оборудование таможенной службы.
Что делает служба в этом направлении, в частности, по вопросам кибербезопасности?
Р.Давыдов: Михаил Владимирович, цифровизация таможни – это очень важный её элемент. Мы применяем автоматический выпуск товаров, автоматический выпуск деклараций. Последние полтора года мы держимся на уровне почти 30%. Это сроки выпуска для участников ВЭД, для граждан, ускорение процедур, снижение административной нагрузки на бизнес, сокращение сроков операций. Это и повышение нашей производительности труда, потому что автоматизация позволяет нам высвобождать порядка 800 инспекторов и направлять их на решение других задач.
Что касается DDos-атак, кибератак, действительно, наша инфраструктура сегодня, особенно в условиях кризиса, в условиях проведения специальной военной операции, представляет, что называется, лакомый объект для противника. И здесь в соответствии с Вашими указаниями, с помощью Правительства мы сейчас проводим целый комплекс мероприятий по усилению кибербезопасности. Мы со всеми коллегами, со всеми специалистами, в том числе на рынке, эту работу ведём. Принят соответствующий план действий.
М.Мишустин: Это очень важное направление. Нужно заниматься этим в постоянном режиме. Рассчитываю на то, что все заявленные планы будут выполнены.