М.Мишустин: «Правительство оказывает отрасли максимальную поддержку. Реализуется государственная программа, на мероприятия которой на текущий год предусмотрено 40,5 млрд рублей. И примерно столько же – на следующий. Это средства в том числе на модернизацию производств и инженерных центров, на создание перспективных двигателей. Субсидируем научно-исследовательские и конструкторские работы по приоритетным направлениям авиастроения».
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад управляющего директора компании «Туполев» Вадима Королёва
Заключительное слово Михаила Мишустина
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Прежде чем мы начнём наше совещание, несколько слов о сегодняшней дате.
22 июня в России – это День памяти и скорби. 82 года назад началась Великая Отечественная война. Мы бережно храним нашу историю, историю наших отцов, дедов, матерей, бабушек. И всегда с уважением будем относиться к подвигу тех, кто защитил страну от врагов. Благодаря их мужеству, героизму, стойкости духа и безмерной отваге удалось одержать победу над нацизмом.
Предлагаю почтить память героев.
Объявляю минуту молчания.
(Минута молчания.)
Прошу садиться.
Казанский авиационный завод, где мы сегодня проводим наше совещание, внёс в том числе большой вклад в Великую Победу. В годы Великой Отечественной войны работы здесь шли в буквальном смысле слова в круглосуточном режиме. Изготавливались тысячи самолётов. Их роль в боевых действиях невозможно переоценить.
Сейчас завод – это ведущее российское предприятие по проектированию, производству и послепродажному сопровождению ракетоносцев и лайнеров специального назначения. Здесь сегодня, как и в прежние времена, трудятся компетентные и талантливые специалисты, которые очень любят своё дело.
Сегодня мы пообщались с рабочими, инженерами завода. Благодаря им выпускаются в том числе пассажирские Ту-214, производятся и модернизируются самолёты дальней авиации Ту-160 и Ту-22М3.
Большинство станков, которые применяются здесь, отечественные. Также сегодня говорили подробно с инженерами, нам показали в том числе новые длинномеры – станки, которые работают с достаточно большими деталями, крупноузловую сборку после этого можно осуществлять. Передовое оборудование. Внедряются самые современные разработки. А сырье используется российское.
Мы уделяем повышенное внимание авиапрому. Это стратегическая системообразующая отрасль. Президент поставил задачу развивать отечественную авиацию, строить и эксплуатировать суда российского производства, что, конечно, особенно важно в условиях беспрецедентного санкционного давления, которое сегодня испытывает наша промышленность. Что ещё очень важно – это вопросы безопасности и комфорта пассажирских авиаперевозок. Это ключевые вопросы, которые сегодня мы в том числе будем обсуждать.
Необходимо снизить зависимость от зарубежных материалов, комплектующих и наладить выпуск отечественных машин, расширить их линейку.
Тем более что спрос на них огромный. Нашим компаниям нужны современные лайнеры для транспортировки грузов и пассажиров. Требуются как небольшие модели для внутрирегиональных перелётов, так и средне- и дальнемагистральные воздушные суда.
Ряд результатов уже есть. В прошлом году сертифицирован самолёт МС-21 с российским двигателем ПД-14 и композитным крылом. Были успешно проведены аэродинамические испытания опытных образцов регионального Ил-114 и лёгкого многоцелевого самолёта «Байкал». Проходит испытания и обновлённый лайнер «Сухой Суперджет». Он будет оснащаться теперь отечественными двигателями пятого поколения ПД-8. И его первый полёт планируется в ближайшее время.
Правительство оказывает отрасли максимальную поддержку. В частности, реализуется отдельная государственная программа, на мероприятия которой на текущий год предусмотрено 40,5 млрд рублей. И примерно столько же – на следующий. Это средства в том числе на модернизацию производств и инженерных центров, на создание перспективных двигателей и другие важные проекты.
Субсидируем научно-исследовательские и конструкторские работы по приоритетным направлениям авиастроения. В частности (мы недавно с Денисом Валентиновичем (Мантуровым) обсуждали), в трёхлетнем бюджете заложили на такие цели более 90 млрд рублей. Из них на этот год – около 37 млрд.
Летом прошлого года Правительство по поручению Президента утвердило и комплексную программу развития авиатранспортной отрасли. Она предусматривает, что до 2030 года будет произведено свыше тысячи гражданских воздушных судов.
И конечно, здесь особая роль – у Казанского авиазавода. В течение полутора лет – в 2025 году – он должен выйти на выпуск 10 Ту-214 ежегодно. Главное преимущество этой модели – полная оснащённость отечественными комплектующими, включая российские двигатели ПС-90А. И конечно, очень важно наращивать строительство таких лайнеров.
Мы, кстати, сегодня говорили с пилотами Ту-214, которые сказали, что у них не вызывает сомнений надёжность этого самолёта. Очень его именно пилоты хвалят с точки зрения всех параметров безопасности и надёжности полётов.
Сегодня обсудим дальнейшие шаги по поддержке в том числе этого проекта, а также вопросы расширения направления и необходимого для этого дополнительного финансирования.
Хотел бы предоставить слово для доклада управляющему директору компании «Туполев» Вадиму Владимировичу Королёву.
В.Королёв (управляющий директор ПАО «Туполев»): Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые участники совещания! Докладываю план мероприятий по подготовке производства Казанского авиационного завода и кооперации по увеличению выпуска самолётов до 20 штук в год.
Ту-214 – это самолёт с высоким уровнем надёжности и комфорта, успешно зарекомендовался в эксплуатации в специальном лётном отряде, в федеральных органах исполнительной власти. Различные модификации самолёта успешно эксплуатируются и в Вооружённых Силах Российской Федерации.
Самолёт соответствует современным требованиям гражданской авиации, имеет высокую степень локализации производства. На 87% состоит из отечественных покупных комплектующих изделий, и до конца 2024 года будет произведено полное импортозамещение на отечественные комплектующие и материалы.
Интерьер самолёта может быть реализован в любой компоновке с максимальным количеством пассажиров 207 человек.
Имеется возможность установки дополнительных топливных баков. Дальность полёта зависит от варианта компоновки и может составлять до 9 тыс. км.
Подтверждённая потребность в самолётах Ту-214 уже сегодня составляет до 150 единиц на период до 2032 года, из которых на 20 самолётов есть твёрдые контракты, на 67 самолётов подписаны соглашения о намерениях и на 61 самолёт имеются заявки от потенциальных заказчиков.
Сегодня мы работаем в рамках Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации, предписывающей изготовить до 2030 года 70 самолётов Ту-214 с выходом на темп 10 самолётов в год, что лишь частично покрывает формирующийся сегодня спрос отечественных эксплуатантов пассажирских самолётов.
Новая задача – выход на темп производства 20 машин в год – требует серьёзного развития уже выполняющихся и финансируемых мероприятий.
С целью обеспечения выхода к 2027 году Казанского авиационного завода на темп производства 20 самолётов Ту-214 в год ПАО «Туполев» совместно с Объединённой авиастроительной корпорацией и другими корпорациями, входящими в госкорпорацию «Ростех», разработан комплекс мероприятий по расширению и модернизации производства, импортозамещению, переходу на цифровые технологии изготовления самолётов, а также созданию системы послепродажной поддержки эксплуатации.
Первая очередь мероприятий на общую сумму 12 млрд рублей уже включена в комплексную программу развития и финансируется в соответствии с 398-м распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 февраля текущего года. Мероприятия предусматривают модернизацию существующего и закупку нового технологического оборудования, закупку аэродромной техники, оцифровку конструкторской документации и выполнение опытно-конструкторской работы по импортозамещению. Финансирование мероприятий осуществляется за счёт средств федерального бюджета – это 4,3 млрд на выполнение ОКР по импортозамещению, все средства получены. И за счёт заёмных средств государственной корпорации «Ростех» – это 7,7 млрд рублей. Получен и использован в полном объёме заём в размере 1,2 млрд, и оформлен уже договор займа на сумму 5,3 млрд плана финансирования этого года.
Необходимый объём финансирования мероприятий второй очереди, обеспечивающих изготовление 20 самолётов в год, составляет 83,6 млрд рублей. В том числе 13 млрд – это приобретение 141 единицы современного механообрабатывающего оборудования, фюзеляжных и крыльевых клепальных автоматов, формообразующих прессов, оборудования гальванического производства. 4 млрд – это изготовление современных автоматизированных технологических линий в цехах агрегатной и окончательной сборки, средств технологического дооснащения механического и заготовительного производства. 22,7 млрд рублей – на строительство и реконструкцию более 100 тыс. кв. м производственных площадей для размещения центра механообработки, линий агрегатной и окончательной сборки, современного складского хозяйства, реконструкцию цехов гальванического производства. 10 млрд – на создание системы послепродажной поддержки эксплуатации самолёта, в том числе на создание и закупку процедурных и комплексных тренажёров для подготовки лётного состава. Ещё почти 23,5 млрд рублей – это потребное финансирование для расширения производственных мощностей предприятий кооперации, участвующих в изготовлении самолётов Ту-214. На сегодняшний день мероприятия второй очереди на общую сумму, о которой я сказал, финансированием пока не обеспечены в связи с их отсутствием в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации.
Реализация мероприятий по выходу на темпы изготовления к 2025-му – 10 самолётов в год – увеличит мощность Казанского завода к 2025 году в 2,4 раза по отношению к сегодняшнему дню. В целом для выхода на темпы производства 20 машин потребуется начиная с 2024 года дополнительно увеличить к 2027 году мощность авиационного завода до уровня 12,3 млн человеко-часов, то есть по отношению к сегодняшним мощностям – в 3,6 раза. Такой объём производственной программы требует привлечения, обучения и удержания дополнительно более 2 тысяч основных производственных рабочих.
В этих целях нами уже предпринимается ряд действий. Развёрнута рекламная кампания – как в Казани, так и в муниципальных районах Татарстана, ближайших промышленных регионах – с целью привлечения квалифицированных кадров. Подана заявка в качестве предприятия-партнёра на участие в федеральном проекте «Профессионалитет» для расширения учебной базы подготовки Казанского авиационно-технического колледжа имени Дементьева с совокупным выпуском 350 человек в год.
Увеличено количество студентов профильных специальных учебных заведений Республики Татарстан и других регионов, проходящих производственную практику, – это где-то до 400 студентов.
Развиваем взаимодействие с базовым вузом – Казанским авиационным институтом. Совместно с ним участвуем в реализации всероссийского проекта «Крылья “Ростеха”» – подготовка инженеров нового формата по специальности «Самолётостроение».
В мае этого года на базе нашего завода открыли профильную кафедру Казанского авиационного института для практико-ориентированной подготовки кадров. Рассчитываем на положительное решение Минобрнауки России по включению Казанского авиационного института в перечень вузов, на базе которых создаются передовые инженерные школы в рамках программы «Приоритет-2023».
В части реализации социального пакета для работников с целью повышения привлекательности места работы – Казанского авиационного завода – совместно с Государственным жилищным фондом Республики Татарстан завершаем оформление документов по выделению арендного жилья в ЖК «Салават Купере». Это 94 квартиры с компенсацией работникам до 50% стоимости аренды. Расширяем программу компенсации ключевым сотрудникам половины процентной ставки по ипотечным кредитам – до 22 тыс. рублей в месяц. С прошлого года реализуем программу добровольного медицинского страхования для работников предприятия. На территории завода открыли поликлинику «Центравиамед», оказывающую услуги по 11 медицинским специальностям.
Возвращаясь к вопросам производства, хотел бы отметить, что для реализации такой масштабной программы также необходимо приобрести дополнительное технологическое оборудование для механического, заготовительно-штамповочного, агрегатно-сборочного, термогальванического производства, производства окончательной сборки на сумму 13 млрд рублей.
В составе технологического оборудования – 141 единица мехобрабатывающего оборудования, включая длинномерные станки, клепальные автоматы, более 800 единиц технологического оборудования, специальной оснастки, инструментов, испытательных стендов и контрольно-проверочной аппаратуры, шесть линий гальванического производства с необходимым оборудованием и дополнительное оборудование кузнечно-прессового производства. По всем направлениям подготовлены проекты технических заданий, запрошены и частично уже получены технико-коммерческие предложения.
По самому проблемному направлению – мехобработка – подготовлены и согласованы с потенциальными поставщиками предварительные договоры на поставку оборудования.
Для обеспечения поставок оборудования к концу 2024 года уже в этом году нам необходимо финансирование в объёме 8 млрд рублей. А в 2024 году, соответственно, 5,7 млрд рублей.
Также в целях технологического дооснащения необходимо уже в декабре 2025 года завершить изготовление, монтаж и отработку линий агрегатной и окончательной сборки. Соответственно, заготовительно-штамповочный и механообрабатывающее производства должны быть обеспечены оснасткой не позднее марта 2025 года. Объём финансирования на изготовление оснастки по всем видам производства – это 4 млрд. Технологическое оснащение всех видов производств современным оборудованием потребует цифровизировать все процессы изготовления самолёта, что требует наличия полного электронного определения самолёта. Потребная трудоёмкость на создание полного электронного определения – более 3 млн человеко-часов. Для выполнения этой задачи в требуемый срок – это 2024 год – уже формируется широкая кооперация из конструкторско-технологических служб предприятий Объединённой авиастроительной корпорации, Московского и Казанского авиационных институтов, других внешних контрагентов. Такой опыт мы получили в своё время на оцифровке боевой машины – было создано так называемое распределённое КБ с обеспечением на едином сервере доступа с любой точки России, где находится конструктор, по нормальным закрытым каналам, все работали в единой информационной среде. К сожалению, она была и остаётся пока не отечественного производства. Но в планах, как сегодня мы говорили, полный переход на отечественные программные продукты.
Объём потребного финансирования здесь 9,5 млрд рублей на полное электронное определение, в этом году необходимо для разворачивания работ кооперации порядка 4 млрд.
Для размещения нового оборудования необходимо строительство двух новых цехов, складских корпусов и четырёх аэродромных стоянок, реконструкция участка гальваники. На сегодняшний день разработаны проекты технических заданий уже по трём объектам капстроительства из пяти.
Также подготовлено техническое задание на ремонтные работы существующего производства и определены потенциальные проектировщики и генподрядчики. С отдельными компаниями уже проводятся предварительные проработки. Так, совместно с компанией «Симаргл» (Санкт-Петербург), предложившей проект автоматизированного логистического комплекса хранения и перемещения материалов, реализуемого на базе типовых, разработанных этой компанией решений и отечественного программно-аппаратного комплекса, уже проработана концепция создания логистического центра Казанского авиационного завода. На следующей неделе уже выходим на рассмотрение проекта технического задания.
При запуске комплекса строительно-монтажных работ в 2023 году его завершение возможно к середине 2025 года. При этом существует возможность существенного, до шести месяцев, сокращения общих сроков проектирования и строительно-монтажных работ. Этого можно достичь путём включения проектов, реализуемых на Казанском авиационном заводе, в перечень проектов с особым статусом – в соответствии с 223-м постановлением Правительства от 15 февраля этого года.
Для обеспечения эксплуатации самолётов требуется создать современную систему поддержки эксплуатации, в рамках чего необходимо для своевременной подготовки экипажей растущего парка самолётов Ту-214 разработать и изготовить комплексные и процедурные тренажёры самолёта, закупить дополнительно порядка 40 единиц технологического оборудования и средств наземного обслуживания для дооснащения заводского технического центра послепродажного обслуживания. Мы, так же как и ещё несколько компаний в России, осуществляем техническое обслуживание самолётов собственного производства.
Общий потребный объём финансирования указанных мероприятий составляет 10 млрд рублей. Срок завершения – III квартал 2025 года.
На сегодняшний день нами уже подготовлен и утверждён в Росавиации полный комплект программ подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации на самолёт Ту-214.
Для обеспечения увеличения темпов изготовления комплектующих изделий в объёме 20 самолёто-комплектов в год необходимо наращивание возможностей кооперации в части выпуска бортового оборудования, комплектующих и общесамолётных систем, взлётно-посадочных устройств, авиационных двигателей, интерьеров и бытового оборудования. Потребный объём финансирования на период 2023–2026 годов – 23,4 млрд рублей. Из них предприятия, входящие в концерн «Радиоэлектронные технологии» (это бортовое оборудование), – 6 млрд, «Технодинамика» – 4,5 млрд, двигателестроители – 6 млрд, предприятия, не входящие в контур государственной компании «Ростех», – ещё 6,7 млрд.
Таким образом, реализация предложенного нами комплексного плана мероприятий по развитию и модернизации производственных мощностей Казанского авиационного завода и предприятий кооперации обеспечит выход на темп производства 20 самолётов Ту-214 в год начиная с 2027 года.
При Вашем согласии, уважаемый Михаил Владимирович, просим данный план утвердить и поручить внести необходимые изменения в нормативно-правовые акты, определяющие объёмы поставок и финансирования самолётов Ту-214 по Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации.
М.Мишустин: Вадим Владимирович, а если мы решим всё с финансовым обеспечением, о котором Вы сказали, Вы гарантируете выполнение?
В.Королёв: Да.
М.Мишустин: Отлично. Все, так? Сергей Викторович (обращаясь к С.Чемезову), Юрий Борисович (обращаясь к Ю.Слюсарю) так? Договорились! И Рустам Нургалиевич поддерживает. Отлично.
Р.Минниханов: Большая работа проведена. В принципе все объекты по необходимости будут готовы, и решение тех задач, которые стоят перед оборонно-промышленным комплексом, поставлено на контроль. И самое главное – мы сдаём большой корпус, где уже можем развернуть производство этих самолётов. Финансовые вопросы мы решим. Детально проработано, где и какое оборудование закупается, какие нужны нам помещения, здания. Так что мы, Михаил Владимирович, будем реализовывать эту задачу к 2027 году. Может быть, даже ещё сократим немного сроки.
М.Мишустин: Коллеги?
С.Александровский (генеральный директор ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии»): Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги! Мы будущие и, наверное, одни из крупнейших заказчиков в том числе самолёта Ту-214. У нас есть несколько вопросов, которые мы хотели бы обсудить. В частности, мы сегодня во время обхода затрагивали вопросы двухчленного экипажа, что для коммерческих эксплуатантов является критически важным. Хотели бы услышать сроки реализации этого решения, возможные хотя бы, чтобы мы на них ориентировались.
Следующий немаловажный вопрос для коммерческих эксплуатантов – это гарантии на воздушное судно Ту-214. Сейчас гарантии составляют 18 месяцев, а на все остальные самолёты отечественного производства – «Сухой», МС – 48 месяцев. Это тоже крайне важный вопрос.
И ещё один вопрос, связанный с подготовкой к эксплуатации и последующей эксплуатацией, – это наличие тренажёров в достаточном количестве. Сейчас у нас всего один тренажёр, он в Ульяновске. С ростом парка, тем более если запускается программа по наращиванию производства до 20 воздушных судов в год, об этом, конечно, нужно думать. Это вопрос, может, не завтрашнего дня, но он нас очень быстро настигнет, поэтому, думаю, его не стоит упускать из повестки тоже. И в целом с учётом возможного увеличения и расширения производства должна быть на предприятии, наверное, программа постоянного совершенствования этого самолёта, исходя из тех объёмов, на которые мы планируем выйти.
<…>
Заключительное слово Михаила Мишустина:
С учётом обсуждения и предложений давайте подведём итоги сегодняшнего совещания.
Проект по серийному производству Ту-214 очень важен. Начиная с 2025 года нам предстоит производить 10 лайнеров в год, но спрос на такую технику сейчас гораздо выше. И исходя из того, что мы сегодня увидели и обсудили, я рассчитываю, что Казанский завод справится с бóльшим объёмом. Будем вместе в этом смысле стараться, чтобы это случилось.
По согласованию с Президентом хочу сообщить вам решение, которое было принято накануне, – о выделении 41,8 млрд рублей из Фонда национального благосостояния на этот проект. Это решение позволит уже сегодня, в самом ускоренном темпе то, о чём вы говорили, уважаемые коллеги, осуществлять. То есть это технологическое оснащение производства – до 27,4 млрд рублей, это строительство и реконструкция складских помещений – 22 млрд рублей, 10 млрд – послепродажная (господин Слюсарь, Вы говорили) поддержка, включая в том числе закупку тренажёров, производственные мощности предприятия. Дальнейшие средства, которые необходимы для этого, – это примерно 83 млрд, ещё где-то около 42 млрд, – это могут быть облигационные займы государственной корпорации «Ростех», которые можно выпускать до 15 лет с купонным доходом примерно 1,5% годовых для финансирования проекта. В настоящий момент, я считаю, мы эту задачу решили.
Ждём от вас производство 20 лайнеров ежегодно. Финансирование позволит нарастить все производственные мощности. Я абсолютно уверен, что вы сможете провести техническое и технологическое перевооружение производства, набрать и обучить специалистов (здесь прекрасная школа), создать условия, в том числе и комфортную жизненную среду вокруг, чтобы они продолжали и в дальнейшем трудиться на предприятии, жить нормальной социальной жизнью, учиться, повышать свою профессиональную подготовку.
Хочу подчеркнуть, что перед российской промышленностью стоит очень амбициозная задача – это обеспечение устойчивого экономического роста. Для нас это прежде всего окупаемость государственных инвестиций, в том числе и средств Фонда национального благосостояния. Средства, вложенные в научные исследования, должны конвертироваться в востребованные продукты. Это тоже очень важный этап. Эта работа должна идти постоянно. Вот и коллега Александровский (С.Александровский) сказал, что необходимо постоянно совершенствовать производство таких важнейших, технологически сложных агрегатов, как современные самолёты.
Мы сейчас не просто строим самолёты. Сегодня нужно выстраивать жизненный цикл: его выпуск, сервис, эксплуатацию, модернизацию. И конечно, такие проекты надо сразу же планировать комплексно. И участники цепочки поставок должны действовать согласованно. Это относится как к производителям и разработчикам, так и к государственным органам. Надо заранее планировать, как выводить машины на рынок, и начальный этап их использования, организовать качественное послепродажное сопровождение. Это очень важный вопрос. Я понимаю эксплуатантов, которые сегодня хотят быть уверенными, что так всё и делается. Чтобы была современная подготовка инженеров, специалистов, рабочих для авиационной отрасли – сегодня встречались с молодыми людьми, которые говорили: «Хочется, чтобы наша профессия была популярной». Да, конечно, она очень востребована, а вот насчёт популярности – не факт. Может быть, мы мало об этом тоже говорим? А нужно говорить об этом и не только с экранов телевизоров, а в семьях, в школах.
Также надо заниматься созданием современных центров технического обслуживания, ремонта, уже сегодня формировать фонд запчастей и комплектующих. Только так, на мой взгляд, можно обеспечить авиакомпании качественными современными отечественными воздушными судами, а значит, как говорил наш Президент, повысить транспортную связанность наших регионов и в целом независимость России в области и авиастроения, и воздушных перевозок.