Председатель Правительства ознакомился с работой предприятия и побеседовал с работниками.
Михаил Мишустин посетил Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунова. С главой Республики Татарстан Рустамом Миннихановым, генеральным директором госкорпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым
Михаил Мишустин посетил Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунова. С Денисом Мантуровым, управляющим директором ПАО «Туполев» Вадимом Королевым, генеральным директором госкорпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым
Михаил Мишустин посетил Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунова. С главой Республики Татарстан Рустамом Миннихановым, генеральным директором госкорпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым, управляющим директором ПАО «Туполев» Вадимом Королевым
Михаил Мишустин посетил Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунова. С Денисом Мантуровым , генеральным директором госкорпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым, управляющим директором ПАО «Туполев» Вадимом Королевым
Михаил Мишустин посетил Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунова. С главой Республики Татарстан Рустамом Миннихановым
Михаил Мишустин посетил Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунова. С Денисом Мантуровым, главой Республики Татарстан Рустамом Миннихановым и работниками Казанского авиационного завода имени С.П.Горбунова
Михаил Мишустин посетил Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунова. С Денисом Мантуровым, главой Республики Татарстан Рустамом Миннихановым, заместителем Министра промышленности и торговли Олегом Бочаровым и работниками Казанского авиационного завода имени С.П.Горбунова
Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунова – одно из крупнейших предприятий авиационной промышленности Российской Федерации – основан в 1932 году. В настоящее время завод является филиалом ПАО «Туполев» и входит в ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» государственной корпорации «Ростех». Основная продукция – военные и гражданские самолёты, а также товары народного потребления. Предприятие занимается проектированием, производством и испытаниями самолётов различного назначения, созданием и внедрением новых технологий их производства, обеспечением эксплуатации и послепродажного обслуживания самолётов, подготовкой экипажей.
За годы своего существования завод выпустил 22 типа авиационной техники общим числом более 20 тыс. единиц, в том числе самолёты АНТ-3, Пе-2, Ту-16, Ту-104Б, Ил-62М, Ту-22МЗ, Ту-160.
В настоящее время Казанский авиазавод осуществляет производство стратегических ракетоносцев Ту-160, пассажирских самолётов Ту-214, ремонт и дальнейшее совершенствование Ту-160, Ту-22М3.
Стратегический ракетоносец Ту-160 является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также одним из наиболее мощных боевых самолётов в мире. На Ту-160 установлено 44 официальных мировых рекорда.
Программа воспроизводства самолётов Ту-160 в модернизированном облике Ту-160М была развёрнута по решению Президента России Владимира Путина. В январе 2022 года модернизированный стратегический ракетоносец Ту-160М начал программу лётных испытаний.
Ту-214 – среднемагистральный узкофюзеляжный двухдвигательный пассажирский самолёт. Ту-214 может перевозить до 210 пассажиров. Самолёт оснащён отечественными системами, его отличает высокое аэродинамическое качество, современные аэродинамическая компоновка и пилотажно-навигационный комплекс, высокие лётно-технические характеристики. Ту-214 отвечает международным требованиям по шуму и эмиссии вредных веществ в атмосферу.
На предприятии трудится порядка 8,5 тысячи человек. В связи с наращиванием производства авиационной техники реализуется программа по привлечению квалифицированного персонала на производство, а также мероприятия по профориентации студентов и школьников. В частности, в мае 2023 года состоялось подписание договора о создании базовой кафедры «Самолётостроение» между Казанским национальным исследовательским техническим университетом им. А.Н.Туполева и ПАО «Туполев». Студентов будут готовить по профильным специальностям: «Авиастроение», «Самолёто- и вертолётостроение», «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».
Из стенограммы беседы Михаила Мишустина с работниками завода:
М.Мишустин: Мы объездили уже много заводов, которые участвуют в кооперации по производству самолётов. Это заводы на Дальнем Востоке, в центре России. И вот сейчас приехали к вам в Казань. Конечно, мы знаем про ваш завод – мне докладывает вице-премьер Мантуров.
Сейчас вживую, непосредственно увидели, что вы производите, как вы работаете. Здесь очень важно сохранить традиции «Туполева» – известнейшего завода и конструкторского бюро. И конечно, все новые идеи, разработки надо воплощать в жизнь. Перспектив очень много у вашего предприятия. Только что мы с коллегами, с Рустамом Нургалиевичем (Миннихановым) говорили в том числе о том, как благоустроить территорию вокруг, поскольку современное производство – это ещё и комфортная среда для жизни, для молодёжи, для привлечения новых кадров. Здесь перспективы очень серьёзные. И я хочу вас всех от души поприветствовать.
И.Ганиев (председатель профсоюзного комитета): Михаил Владимирович, Вы сказали, что у нас большие перспективы. У нас на сегодняшний день увеличился объём производства по выпуску самолётов и остро стоит вопрос обеспечения кадрами, их закрепления и удержания специалистов высокой квалификации. Для этого принимаются разные меры. Одна из перспективных мер – это обеспечение жильём сотрудников нашего предприятия.
На сегодняшний день в Республике Татарстан реализуется программа государственной поддержки развития жилищного строительства.
Подскажите, пожалуйста, планируется ли участие федеральных властей в жилищной программе и какие меры будут приниматься для того, чтобы обеспечить жильём работников оборонно-промышленных предприятий.
М.Мишустин: Очень правильный вопрос от руководителя профсоюза.
Первое. Конечно, принимаются. В первую очередь по ОПК мы на сегодняшний день субсидируем стоимость аренды жилья – до половины. И сегодня в Татарстане около 17 организаций участвуют в этой программе. Надо посмотреть – поскольку это в первую очередь производство продукции, необходимой в том числе для нужд специальной военной операции, – в какой кооперации участвует ваше предприятие, и подумать, как предприятия ОАК в эту программу привлечь. Я Денису Валентиновичу (Мантурову) такие поручения дам.
И ещё идёт целый ряд специальных мер, для того чтобы компенсировать в случае переезда сотрудников и найма сотрудников из других регионов затраты, в том числе на фонд оплаты труда, и все издержки, связанные с переездом человека на место.
Мы обязательно подумаем, как это сделать. Уверен, что ещё и Рустам Нургалиевич здесь активно поучаствует, чтобы и Республика Татарстан тоже помогла. Вы сказали, такие программы уже ведутся.
И.Ганиев: Да.
С.Шмаров (ведущий специалист по сопровождению производства): С 2016 года на заводе осуществляется федеральная целевая программа по технологическому совершенствованию производства – оснасткам и оборудованию.
За этот период поставлено более 100 наименований оборудования и станков. Всё это оборудование – отечественного производства, это очень отрадно. Надо сказать, что в составе этого оборудования имеются отечественные станки-длинномеры – это для лонжерона, крыла. Но в связи с тем, что принята программа по увеличению производства Ту-214, реализовать эту программу без государственной поддержки трудно. Поэтому хотелось бы узнать, какие в этом направлении есть решения.
М.Мишустин: Есть решение, которое я объявлю чуть позже, на большом совещании. Но, поверьте, это решение, которое поддержал наш Президент, позволит обеспечить вас необходимым ресурсом, финансированием, в том числе и программой кредитования, для того чтобы производить 20 изделий в год. Поэтому это решение и было принято. Сегодня, когда мы с коллегами будем совещаться, все детали этого решения уже объявим публично.
По поводу длинномеров. Только что видели два новых длинномера, которые построил «Стан», и я радовался, поскольку совсем недавно, когда мы были в Смоленске, нам показывали старые длинномеры. Я спросил: где новые длинномеры «Стан»? Говорят: у «Туполева». Сегодня мы два видели. Сколько их заказывали?
Реплика: Всего 16 длинномеров стоит.
М.Мишустин: И это не может не радовать. Я абсолютно с Вами солидарен. Потому что когда-то в Советском Союзе делали нормальные длинномеры, и можно было заказать любой станок. Сейчас «Стан» возвращается к этому, есть ещё ряд компаний, которые станкоинструментальную продукцию будут производить. И без этого не получится 100%. Есть целый ряд соответствующих льгот и мер, которыми Минпромторг поддерживает сейчас станкоинструментальную промышленность.
Мы ещё сформировали специальный центр и будем сейчас смотреть по развитию государственной программы станкостроения, в частности, по длинномерам и по всем остальным технологическим агрегатам, станкам, оборудованию.
Но что радует? Поскольку вы изначально были на российском технологическом оборудовании, здесь можно оснащение довести, как коллеги мне говорят, до 90% в ближайшее время –именно с помощью технологий, которые позволят производить эти изделия.
Вопросы будут к программному обеспечению. Мы сейчас занимаемся этим, и сегодня тоже говорили про индустриальные центры компетенций, которые смогли бы предоставить соответствующее программное обеспечение. Потому что техпроцессы пока в бумаге. Вот мы сегодня говорили, что идёт оцифровка для новых технологических процессов и масштабирования производства – на наших отечественных решениях. Всё непросто, но главное, что мы на правильном пути, и в этом смысле ваш завод тому хорошее доказательство. Всё можно построить на наших технологиях, нужно просто, засучив рукава, работать.
А с точки зрения государственной поддержки, поверьте, всё будет сделано, чтобы вы производили и чтобы предприятие жило.
И.Зарипов (начальник бюро производства главного механика, член совета молодёжи): Вот задались вопросом о кадрах. Если мы включаем телевизор, то видим, что представляются такие профессии, как врачи, полицейские, журналисты, блогеры. Но рабочие и инженерные профессии никак не показываются. То есть у молодёжи нет, скорее всего, представления об этих профессиях.
В плане работы с молодёжью у нас есть работа у ОАКа, у «Туполева», есть взаимодействие со школами, со средними специальными учреждениями. Но охват у нас небольшой. Поэтому вопрос: можно ли популяризировать наши профессии и в СМИ показать молодёжи, что такое рабочий человек, что такое инженер?
М.Мишустин: Ильдар, спасибо тебе за вопрос. Потому что я считаю, что это самые важные профессии. Говорю абсолютно честно. Конечно же, сегодня технологи, инженеры, инструментальщики – это важнейшие специальности для страны, это люди, которые создают технологический суверенитет и независимость своей Родины. Поэтому нет никаких сомнений в том, что это одна из самых престижных профессий. Все хороши профессии, наверное, в этой жизни, но бывают времена, когда что-то становится крайне важным. И сегодня наши инженеры, технологи как раз выполняют задачи, которых от них ждёт страна.
Что касается поддержки, в том числе популяризации. Первое, о чём хочу сказать, это программа «Профессионалитет», которая работает по всей стране. Мы пытаемся соединить обучающие учреждения с предприятиями, чтобы была прямая связь и заказ на специалистов. Также мы создаём инженерные классы. Сейчас 130 таких классов работает в 23 регионах, туда ходят 3 тысячи ребят. К концу года будет открыто 300 классов. И специальности там есть «Судостроение» и «Авиация» – инженерные специальности. Ребята этим интересуются. Так мы пытаемся со школьной скамьи начать стимулировать ребят. Есть ещё ряд специальных программ. Но ничто не заменит в этом смысле, когда предприятия, причём с традициями, с серьёзными профессионалами, идут напрямую в школы, в профессионалитет к молодёжи для того, чтобы с ними разговаривать.
И ещё, конечно, важна среда (мы только что обсуждали), в том числе и территория вокруг завода, возможности получить жильё, о чём спросил руководитель профсоюза. Это всё элементы заинтересованности для молодого человека, молодого поколения, которые приведут его на производство. Я полностью это поддерживаю.
Иди сюда, Ильдар! Ты - молодёжь. Вставай между Рустамом Нургалиевичем и мной, мы тебя будем сейчас популяризировать. Берите пример с Ильдара. Какое у тебя образование?
И.Зарипов: Высшее техническое.
М.Мишустин: Что окончил?
И.Зарипов: Казанский исследовательский технический университет.
М.Мишустин: И профессия какая у тебя?
И.Зарипов: Компрессорные машинные установки для хранения и транспортировки нефти и газа.
М.Мишустин: Важнейшее направление.