Заместитель Председателя Правительства – Министр промышленности и торговли Денис Мантуров провёл очередное заседание Морской коллегии при Правительстве России. На заседании рассматривался целый ряд вопросов, связанных с разработкой и производством судового комплектующего оборудования, обеспечением морских перевозок в Калининградскую область, а также вопросы строительства пограничных сторожевых кораблей и обеспечения безопасности Российской Федерации в области морской деятельности.
В ходе заседания, говоря о замещении иностранного судового оборудования, Денис Мантуров отметил: «Это необходимо для завершения строительства судов, где под отечественную номенклатуру выполняется перепроектирование. И конечно, нам нужно создавать заделы для будущих проектов. Правительство в прошлом году предусмотрело специальную субсидию на освоение производства судового комплектующего оборудования. Уже реализуемые и плановые работы должны обеспечить вывод в рынок критически важной продукции начиная с 2025 года. До этого момента необходимо активно задействовать альтернативные варианты поставки оборудования из дружественных стран. В целом наша цель – это ускоренный перевод всего цикла производства на российскую научно-промышленную базу».
В докладе статс-секретаря – заместителя Министра промышленности и торговли Виктора Евтухова о разработке и производстве судового оборудования и комплектующих для строительства судов на отечественных верфях было отмечено, что, несмотря на санкционное давление со стороны недружественных стран, рядом российских предприятий уже осуществляется производство среднеоборотных и высокооборотных двигателей средней и малой мощности.
«Следует также отметить, что по общесудовому оборудованию в настоящее время не возникает сложностей, оно давно освоено российскими компаниями и производится на хорошем конкурентном уровне», – отметил Виктор Евтухов.
Стоит напомнить, что ранее Минпромторг России совместно с заинтересованными организациями определил наиболее критические позиции судового оборудования, подлежащего первоочередному импортозамещению, для судов различных типов и запустил механизм предоставления субсидий для российских организаций на выполнение комплексных проектов по разработке и производству судового комплектующего оборудования.
«В 2022 году соглашения о предоставлении указанных субсидий заключены Минпромторгом России с 32 предприятиями судостроительной отрасли по 64 видам оборудования на общую сумму около 3,4 млрд рублей. В результате реализации комплексных проектов на отечественном рынке будут представлены новые виды критически важного судового оборудования начиная с 2025–2026 годов», – доложил замглавы Минпромторга. Также он рассказал, что активно идёт разработка собственного балкерного флота и российских газовозов, отдельно заострив внимание на производстве отечественных винторулевых колонок мощностью 15 МВт.
Среди эффективных мер развития импортозамещения участники заседания отметили комплекс мер нормативного правового регулирования, включающий в себя финансовые и нефинансовые меры поддержки, стимулирующие спрос на судостроительную продукцию и устанавливающие требования по подтверждению производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. Также отметили создание и работу портала «Единая централизованная система судового комплектующего оборудования», размещённого в открытом доступе в сети Интернет (www.ecs-sko.ru), который содержит в том числе информацию о потребностях отрасли и производимом в Российской Федерации судовом оборудовании, а также перечень судового оборудования, соответствующего требованиям постановления от 17 июля 2015 года №719. База данных портала содержит около 9 тыс. позиций судового оборудования и материалов.