На заседании обсуждался проект Стратегии по развитию беспилотных авиационных систем на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года.
Стратегия по развитию беспилотных авиационных систем является отраслевым документом стратегического планирования, определяющим развитие и формирование перспективного облика беспилотной авиации в России.
«В текущей редакции проекта стратегии определены приоритетные направления развития отрасли, текущие и целевые параметры рынка беспилотных авиационных систем, ежегодные целевые показатели развития отрасли и перечень реализуемых мероприятий. Необходимо доработать документ с учётом замечаний и предложений отраслевиков», – отметил Первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Стратегия в первую очередь определяет цели, задачи, приоритеты и целевые индикаторы развития новой отрасли. Основная цель реализации стратегии – создание новой конкурентоспособной на внутреннем и глобальном рынке отрасли российской экономики в секторах разработки, производства и эксплуатации БАС, а также развитие новых рынков на основе применения БАС, включая выполнение авиационных работ и воздушных перевозок, оказание услуг, обеспечение потребителей геопространственной информацией и аналитическими сервисами.
«Развитие отрасли БАС – одно из важнейших направлений, учитывая расстояния в России и вытекающую из этого необходимость обеспечения транспортной доступности. Успешное функционирование этого сегмента обеспечивает также синергетический эффект для развития других элементов экономики – электроники, разработки программного обеспечения, предоставления товаров и услуг. По итогам 2023 года ожидаем, что объём российского рынка БАС и услуг с их применением составит более 50 млрд рублей. Ожидаем, что в госсекторе доля отечественных закупок составит более 90%», – обратил внимание замглавы Минпромторга России Василий Шпак.
В актуальной редакции стратегии представлены высокоуровневые мероприятия, соответствующие задачам разрабатываемых федпроектов в рамках нацпроекта. Василий Шпак доложил о текущем статусе разработки стратегии:
«Показатели стратегии синхронизированы с нацпроектом. В проекте стратегии учтены все ключевые вопросы, которые предстоит решить не только государству, но и всем заинтересованным госкорпорациям, компаниям, институтам развития. Наша задача – сформировать новые сегменты рынка с приоритетом использования БАС отечественного производства, обеспечить продуктовый и технологический суверенитет для гражданских отраслей в этой области, создать специализированную систему сертификации БАС, обеспечить комплексную безопасность в их применении, а также создать систему непрерывной подготовки кадров».
С учётом внесённых изменений в проект стратегии участники отрасли – представители Минтранса, Минобрнауки, Минэкономразвития, МЧС, Минфина, Минцифры и другие – внесли свои предложения, дополнения и замечания.
Например, было предложено отразить в документе суть и задачи научно-производственных центров, дополнить его информацией о создании цифровых платформ; внести уточнения о сертификации пилотов крупнотоннажных БАС в части сертифицированных вузов, которые готовят кадры; дополнить уровни общего и профессионального образования дополнительными образовательными программами для подготовки высококвалифицированных кадров для отрасли БАС. Также было предложено дополнить стратегию положениями о цифровых платформах, обеспечивающих управление полным жизненным циклом БАС и развитие рынка услуг на основе БАС.
«Стратегия – это не управленческий документ, а скорее идеологический, для того чтобы мы понимали, к чему идём, стремимся. Управленческим документом является национальный проект, которые мы разрабатываем. Все предложения, которые сегодня озвучены, будут проработаны и учтены в процессе финализации документа стратегии в установленные сроки», – заключил Андрей Белоусов.