Задача наращивания несырьевого неэнергетического экспорта России, которая и раньше формулировалась как одна из национальных целей, сегодня приобрела особое значение. Крайне важным является активное вовлечение и участие в этом процессе субъектов Российской Федерации и губернаторского корпуса. Об этом в ходе селекторного совещания с главами регионов по вопросам реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» заявил Первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов.
Первый вице-премьер напомнил, что Президент России Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам поставил шесть ключевых задач на среднесрочную перспективу, которые должны быть решены для успешного развития российской экономики. Первой в ряду задач Президент России обозначил освоение новых рынков, выстраивание партнёрских отношений с дружественными странами.
По словам Андрея Белоусова, многие регионы до настоящего момента были незначительно вовлечены в экспортную повестку и сегодня им необходимо активизировать работу по расширению внешнеэкономического взаимодействия с дружественными странами.
«Не секрет, что до недавнего времени политика по поддержке несырьевого неэнергетического экспорта выстраивалась в основном по отношению к крупнейшим компаниям и корпорациям, которые составляли каркас экспортного потенциала России. Однако сегодня решить задачу разворота нашего экспортного потенциала на Восток, Юго-Восток и Юг невозможно без вовлечения в этот процесс не только крупных, но и средних компаний и малого бизнеса. Для того чтобы задействовать этот до сих пор ограниченно реализованный потенциал, критически важно проактивное участие в этом процессе субъектов Российской Федерации и губернаторского корпуса», – подчеркнул Андрей Белоусов.
Первый заместитель Председателя Правительства отметил, что работа уже ведётся. Российский экспортный центр и Министерство экономического развития на федеральном уровне работают над переформатированием и усилением центров поддержки экспорта в регионах, которые нацелены в том числе на работу с небольшими экспортёрами. Но ведущая роль в этом процессе принадлежит исполнительной власти субъектов Федерации.
На совещании представителям субъектов Российской Федерации были обозначены важнейшие аспекты, на которые необходимо обратить особое внимание, для того чтобы реализовать экспортный потенциал регионов:
- личное вовлечение представителей региональной власти в работу по внешнеторговому треку;
- создание и развитие региональных брендов для обеспечения узнаваемости и положительного восприятия продукции регионов на целевых рынках (в том числе посредством участия в международных выставках и бизнес-миссиях, а также продвижения положительного и понятного образа регионов, потребительских качеств их продукта и сильных компетенций через специально создаваемый медиаконтент);
- наращивание компетенций региональных управленческих команд, занимающихся поддержкой экспорта и установлением связей с партнёрами за рубежом;
- создание аналитических команд для изучения экспортного потенциала местных компаний и просчёта их экспортного пути;
- поддержка малого бизнеса при выходе на международные электронные площадки (с учётом экспертизы РЭЦ);
- создание стратегических документов по развитию экспорта в каждом регионе;
- активное продвижение федеральных мер поддержки среди экспортёров.
«Санкционное давление заставило нас оперативно менять планы развития экспорта. Разработан аналитический инструмент “Тепловая карта мирового импорта”, который помогает точечно выявлять перспективные рыночные ниши в странах Азии, Африки и Латинской Америки по отдельным товарным группам и подбирать непосредственных производителей. К концу 2022 года мы провели анализ 40 основных групп экспортных товаров и определили перечень из около 100 предприятий – потенциальных поставщиков с различной степенью экспортной зрелости. Оценка проводилась в отношении 90 дружественных государств. Для эффективного продвижения предприятий на их рынки нам необходим чёткий механизм, который в первую очередь будет нацелен на малых и средних экспортёров. Приветствуем предложение о разработке механизма акселерации продвижения экспортёров из числа МСП на новые рынки. Некоторые наработки у нас уже есть», – рассказал на совещании губернатор Владимирской области Александр Авдеев.
Также о своём опыте внедрения мер регионального экспортного стандарта 2.0 и собственных инструментов в ходе совещания рассказал премьер-министр правительства Республики Башкортостан Андрей Назаров.
«Есть направления, в рамках которых применение инструментов регионального экспортного стандарта продемонстрировало высокую эффективность. Так, например, по направлению “Обеспечение присутствия на зарубежных рынках” мы формируем сеть представителей Башкортостана за рубежом. Свою деятельность они осуществляют в составе торгпредств России. Работают в Белоруссии, Турции, Казахстане, Узбекистане и Китае. В ближайшее время будут охвачены Иран и Объединённые Арабские Эмираты. Главная их задача – увеличение экспорта и привлечение прямых иностранных инвестиций. В результате деятельности представителей у нас реализуются совместные с иностранными инвесторами проекты почти на 9,5 млрд рублей», – отметил премьер-министр правительства Республики Башкортостан.
В ходе совещания первый вице-премьер сообщил, что на федеральном уровне планируется измерять качество внедрения субъектами Российской Федерации регионального экспортного стандарта и успешность реализации экспортного потенциала региона. По аналогии с анализом работы регионов с региональным инвестиционным стандартом к этой работе будут подключены деловые объединения и Агентство стратегических инициатив.