В 2022
году мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем в рамках
федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»
национального проекта «Безопасные качественные дороги» проходили в 49 городских
агломерациях 42 регионов. На эти цели из федерального бюджета были выделены
средства в размере 7,35 млрд рублей.
«Программа является логичным дополнением к комплексному развитию дорожно-транспортной инфраструктуры. В силу возрастающего трафика и увеличения транспортных потоков интеллектуальные транспортные системы – это эффективное решение, позволяющее обеспечить безопасность и комфорт всех участников движения в городской среде. В 2022 году мероприятия по внедрению ИТС проводились в 42 регионах», – сообщил Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин.
Интеллектуальные транспортные системы внедряют в городских агломерациях с населением свыше 300 тысяч человек начиная с 2020 года. И с каждым годом количество субъектов – участников программы растёт.
«Если в 2020 году, когда программа только начиналась, в ней участвовали 22 региона, то в 2022 году их количество возросло до 42. В минувшем году мероприятия по внедрению ИТС впервые начали реализовывать 18 субъектов страны», – рассказал руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
В Улан-Удэ (Республика Бурятия) в 2021 году был создан Центр управления ИТС, который оснастили программно-аппаратным комплексом для светофорного управления. Были модернизированы и подключены первые 14 световых регулировщиков, на остановках общественного транспорта установили пять информационных табло.
«На сегодняшний день на улицах города модернизировано уже 54 светофора. Теперь они ведут полноценный мониторинг дорожной обстановки и координируют движение на нескольких транспортных узлах. Также на 18 остановках установлены информационные табло, которые прогнозируют время прибытия автобусов и трамваев. Теперь пассажиры могут ориентироваться во времени ожидания нужного им маршрута. Всего установлено 40 контроллеров, 72 обзорные камеры, 103 транспортных детектора», – отметил заместитель председателя правительства Республики Бурятия Евгений Луковников.
В рамках нацпроекта внедрена подсистема мониторинга параметров транспортных потоков. Она в режиме реального времени собирает данные о средней скорости движения автомобилей, трафике, фиксирует дистанцию между машинами и многое другое. Планируется, что в 2023 году модернизируют ещё 24 светофорных объекта, установят 37 обзорных камер, 55 детекторов, а также усовершенствуют программное обеспечение.
В Екатеринбургской городской агломерации (Свердловская область) в 2022 году по нацпроекту установлено свыше 380 стационарных и обзорных камер видеонаблюдения с лицензиями, модернизировано 15 светофорных объектов и программное обеспечение по управлению ими.
У гимназии №120 на улице Степана Разина оборудована первая проекционная зебра. Она не заменяет обычную разметку на дороге, но дублирует её в тёмное время суток и в плохую погоду. Помимо этого, здесь функционирует датчик, позволяющий считать количество людей, переходящих дорогу. Полученная информация поможет проанализировать, нужен ли здесь светофор.
Также на перекрёстке улиц Кирова и Токарей установлен первый метеопост. Он оборудован датчиками температуры и влажности воздуха, направления и скорости ветра, осадков и видимости. Благодаря собранным сведениям специалисты смогут своевременно принимать меры по очистке дорожного полотна от снега и гололёда, а также ограничивать разрешённую скорость.
В Волгоградской области в 2022 году основной упор был сделан на усовершенствование светофорной сети и создание единой платформы управления транспортным комплексом для Волгограда и Волжского. При реализации проекта применялись современные технологии искусственного интеллекта – электронное зрение и машинное обучение. Это позволяет адаптивно управлять транспортными потоками в зависимости от загруженности направлений.
Так, в 2022 году количество умных светофоров увеличилось до 270: 53 новых устройства смонтировали в Волгограде, ещё 31 – в Волжском. Комплексы работают совместно с детекторами транспорта или видеокамерами, которые в режиме реального времени оценивают загруженность перекрёстков и передают эту информацию на центральный сервер управления. Всё это позволяет прогнозировать транспортную ситуацию на 15–30 минут вперёд и заранее вырабатывать эффективный план управления трафиком.
Пользователям автомобильных дорог и пассажирам общественного транспорта Волгограда доступно специальное мобильное приложение. С его помощью можно узнать информацию о движении общественного транспорта, строить маршруты и увидеть дорожные события на карте.
Помимо этого, в рамках модуля «Цифровой двойник» проведена оцифровка более 1,3 тыс. км дорог Волгограда и Волжского.
***
В связи со вступившими в силу изменениями в постановление Правительства от 21 декабря 2019 года №1762, утверждающее Правила предоставления субъектам Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов с целью внедрения ИТС, распоряжением Минтранса от 21 марта 2022 года №АК-74-р утверждены новые Методические рекомендации по разработке заявок (включая локальные проекты по созданию и модернизации ИТС) субъектов Российской Федерации на получение иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мероприятия «Внедрение ИТС, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек» в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» госпрограммы «Развитие транспортной системы». Изменения предусматривают достижение участниками определённого уровня зрелости ИТС.
И уже в 2022 году Тюменская, Казанская, Вологодская, Тульская и Красноярская городские агломерации достигли первого уровня зрелости ИТС в соответствии с указанными правилами и методическими рекомендациями. Вместе с тем достижение указанного уровня может быть подтверждено только после анализа соответствия завершённых ими в 2022 году работ правилам и методическим рекомендациям.
Также по результатам оценки эффективности предоставления иных межбюджетных трансфертов в 2022 году планируется увеличение количества субъектов, достигших первого уровня зрелости.