В повестке: о предварительных итогах работы дорожной отрасли за 2022 год, о повышении безопасности дорожного движения, о долгосрочных стратегиях развития металлургической промышленности и автопрома.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Марата Хуснуллина о предварительных итогах работы дорожной отрасли за 2022 год
Доклад Марата Хуснуллина о повышении безопасности дорожного движения
Доклад Дениса Мантурова о долгосрочной стратегии развития металлургической промышленности
Доклад Дениса Мантурова о долгосрочной стратегии развития автопрома
М.Мишустин: Коллеги, добрый день!
Президент обозначил приоритетом следующего года развитие инфраструктуры внутри страны. Для этого Правительство предоставляет регионам инфраструктурные бюджетные кредиты. Такая программа показала свою эффективность и продлена на 2024 и 2025 годы. Уже в следующем году по поручению главы государства дополнительно выделим ещё 250 млрд рублей. Они станут направляться на финансирование транспортных и социальных проектов, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства.
Участники совещания
-
PDF
120Kb
Список участников оперативного совещания с вице-премьерами, 26 декабря 2022 года
Расширение поддержки этой сферы даёт свои результаты. Выражается это прежде всего в наращивании объёмов строительства, в том числе дорожного.
В отрасли много новых объектов, которые были сданы за последнее время, причём часть из них – с опережением графика. Это автострада к аэропорту Минеральных Вод, Архангельский мост в Вологодской области, подмосковные путепроводы, а также участок Северного обхода города Лобни, который жители Московской области ждали многие годы.
Неделю назад с участием главы государства было запущено движение на третьем выезде из города Мытищи. Продвинулись существенно в обновлении скоростных дорог, в создании новых транспортных международных коридоров, в том числе «Запад – Восток».
Президент отмечал, что мы уже добились заметных результатов в модернизации федеральной автодорожной сети, а следующим шагом необходимо обеспечить нормативное состояние региональных трасс.
Направим свыше 3 млрд рублей на ремонт и обновление объектов дорожного хозяйства. Средства получат три субъекта. Это Камчатский край, Крым и Татарстан. За счёт бюджетных ассигнований предстоит привести в порядок подъездные пути к аэропортам, улучшить автодороги регионального и местного значения, продолжить строительство широтной магистрали «Вознесенский тракт».
И ещё – о создании мостового перехода через реку Обь в Новосибирске. Он строится с софинансированием из федерального бюджета.
Президент обращал внимание на необходимость повысить пропускную способность российских автострад и уменьшить долю федеральных и региональных трасс, действующих в режиме перегрузки.
Запуск движения по этому маршруту облегчит водителям выход на федеральные автомобильные дороги, включая «Чуйский тракт». Проект находится в высокой стадии готовности, однако из-за роста цен на строительные материалы нуждается в дополнительной поддержке. И она будет оказана. Направим на эти цели свыше 7 млрд рублей.
Рассчитываем, что принятое решение позволит завершить работы без сбоев, в намеченные сроки. И появление нового моста, естественно, поможет разгрузить движение в городе, сделать его для людей более комфортным, безопасным.
Марат Шакирзянович (обращаясь к М.Хуснуллину), как Вы оцениваете предварительные итоги работы дорожной отрасли за текущий год? Мы с Вами на прошлой неделе это подробно обсуждали. Пожалуйста, Вам слово.
М.Хуснуллин: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
В дорожной отрасли, несмотря на общую ситуацию в экономике и санкционное давление, удалось сохранить позитивный тренд развития и прироста из года в год.
Благодаря поддержке Президента, Вашей поддержке, системной работе Минтранса, Минстроя, Минфина, всех заинтересованных ведомств, региональных команд 2022 год стал знаковым для дорожной отрасли.
Мы впервые в этом году обеспечили реализацию мероприятий в рамках дорожной деятельности на сумму 1,7 трлн за счёт федерального бюджета, включая средства Фонда национального благосостояния, из которых на поддержку регионов направлено более 430 млрд рублей. У нас ключевой тренд – это работа с регионами.
На строительство, ремонт и содержание федеральных дорог в ведении Росавтодора направили 640 млрд, на доверительное управление и стройку федеральных дорог государственной компании «Автодор» – 730 млрд. Из них средства Фонда национального благосостояния – 237 млрд, за что отдельное спасибо, Михаил Владимирович.
Выделенное финансирование позволило нам в этом году построить и реконструировать более 1,2 тыс. км дорог, привести в нормативное состояние порядка 30 тыс. км федеральных и региональных дорог.
Отмечу, что за последние три года общая протяжённость построенных и реконструированных дорог составила более 3 тыс. км, отремонтировано более 80 тыс. км дорог.
Благодаря оказанной поддержке, в том числе выделению опережающего финансирования, мы видим устойчивую динамику ежегодного прироста выполняемых работ.
В этом году мы вместе с регионами уложили 170 млн кв. м асфальта при ремонте дорог, в том числе 5 млн кв. м – на новых территориях. Это на 8 млн кв. м больше, чем в прошлом году, и на 25 млн больше, чем в 2020 году.
Всего за последние три года было уложено более 470 млн кв. м асфальта и, таким образом, отремонтировано более 60 тыс. км дорог.
Отдельно отмечу работу государственной компании «Автодор» по строительству автомагистрали Москва – Нижний Новгород – Казань и на новых территориях.
Прошло около двух лет с запуска Вами, Михаил Владимирович, данного проекта в 2020 году на выездном совещании в Республике Татарстан, а уже сегодня ввели 106 км по этой трассе. Мы никогда дорогу первой категории за два года в таком объёме не строили в стране. 32 тысячи строителей работало на пике, 9 тыс. единиц техники. Всю трассу планируем запустить уже в следующем году.
Также государственной компанией «Автодор» совместно с Росавтодором ведётся дальнейшее развитие маршрута «Запад – Восток», который теперь, после одобрения Президентом России на прошлой неделе, называется «Россия».
Также государственной компанией завершены работы на трассе М-4 «Дон» в Воронежской области. Теперь до Ростовской области у нас полностью обеспечено скоростное движение.
В этом году нам удалось структурировать работу дорожной отрасли прежде всего благодаря утверждению пятилетнего плана работы отрасли, который с учётом параметров закона о бюджете актуализирован и подготовлен для подписания. На следующей неделе, Михаил Владимирович, уже уточнённый план внесём в Правительство.
В целях синхронизации работы с регионами нами проанализированы все региональные пятилетние планы по строительству дорог. В итоге подписаны меморандумы о реализации дорожной деятельности с каждым субъектом Российской Федерации.
Колоссальная работа проведена Росавтодором. Теперь мы чётко понимаем, в каком году, какая дорога, где будет построена или отремонтирована, как они будут между собой взаимоувязаны и какой синергетический эффект мы получим от каждой дороги.
Консолидированный пятилетний план составлен на сумму 13 трлн рублей, включая более 5 трлн рублей федеральных средств и 7 трлн – средства региональных дорожных фондов.
При сохранении федеральной поддержки набранные в этом году темпы планируем не снизить.
Дорожный комплекс страны полностью готов к выполнению всех поставленных задач.
Огромное спасибо, Михаил Владимирович, Вам лично, всем коллегам – Минтрансу, Минфину, региональным командам за ту огромную системную работу, которую мы делаем.
Самое главное, что люди быстрее получают и отремонтированные дороги, и новые автомагистрали.
М.Мишустин: Спасибо, Марат Шакирзянович. Важно сохранить эту динамику на следующий год.
И ещё один вопрос к Вам – о безопасности дорожного движения.
Качество дорог влияет не только на скорость и удобство передвижения, но и на возникновение опасных ситуаций. И значит, от этого зависят жизни и здоровье людей. Президент недавно говорил о необходимости ускоренного снижения количества мест высокой концентрации дорожно-транспортных происшествий, обозначив эту задачу как ключевой приоритет.
Марат Шакирзянович, можно попросить Вас рассказать подробнее о дополнительных мерах, которые принимаются для повышения уровня безопасности движения. Безопасность – это у нас ключевой показатель эффективности всего строительства, в том числе дорожного.
М.Хуснуллин: Уважаемый Михаил Владимирович!
Для безопасности дорожного движения большое значение имеет качество дорог, их состояние и подготовленность по нормативным показателям. Поэтому при приведении дорог в нормативное состояние выполняются не только работа по укладке асфальта и устранению неровности покрытия дорог, но также мероприятия по повышению безопасности дорожного движения. Устанавливаются барьерные ограждения и надземные переходы для пешеходов, добавляются переходно-скоростные полосы, восстанавливается или наносится новая дорожная разметка, дорожные знаки. Все перечисленные меры направлены на уменьшение риска смертности при ДТП на дорогах.
Вообще, у нас есть три основных показателя. Первый – это количество аварий. У нас количество аварий по сравнению с 2019 годом снизилось с 164 тыс. в год до 130 тыс., то есть на 34 тыс. аварий в год стало меньше. А количество раненых с 2019 года снизилось на 56 тысяч в год. И самый главный показатель, на который хотелось бы обратить внимание: количество погибших за три года снизилось с 17 тысяч человек в 2019 году до 14 тысяч в 2022-м, то есть мы на 3 тысячи человек меньше стали в год терять на дорогах благодаря той системной работе, которую проводим.
Мы набрали хорошую динамику. Если сравнивать всё это с прошедшим годом, в среднем все показатели на 6–8% ниже, чем в 2021 году. Мы системно занимаемся этим вопросом в рамках Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, куда входят многие члены Правительства, Минздрав, Минпросвещения, Минобр. Огромную роль играет МВД, ГИБДД, все региональные команды.
У нас три основные причины гибели людей, которые составляют 75% смертности, – это выезд на встречную полосу, наезд на пешехода, вождение в состоянии опьянения. Мы на три этих направления делаем основной упор и провели соответствующий эксперимент в трёх областях по каждому виду нарушений – в Брянской, Нижегородской и Калужской областях. В результате мы видим, что за счёт комплексных, системных мер можем ещё на 25% дополнительно снизить по каждому из этих показателей количество смертей в результате ДТП. Мы эту практику сейчас отработали и внедряем уже в целом на всю страну.
Также мы с этого года перешли на тестовую эксплуатацию системы оперативного управления «Эталон» по безопасности дорожного движения, где уже в цифровом виде отражаются все произошедшие аварии, предложения по их ликвидации, места наибольшей концентрации аварийных участков, которые включаем в первую очередь в планы наших дорожных работ.
Хочу, пользуясь случаем, Михаил Владимирович, поблагодарить всех коллег за ту огромную работу, которая делается в этом направлении, и о которой мы постоянно Вам докладываем. Эта системная работа Правительства в прямом смысле слова сохраняет жизни и здоровье людей. Я надеюсь, что в результате мы все запланированные показатели выполним, и эта тяжёлая статистика будет каждый год снижаться.
М.Мишустин: Спасибо, Марат Шакирзянович.
Важно активно масштабировать на все регионы эти меры, которые подтвердили свою эффективность в ходе пилотных экспериментов, и продолжать поиск новых решений. От слаженности действий и степени взаимодействия федеральных и местных властей напрямую зависит сбережение жизни и здоровья наших граждан.
Хочу обратить внимание, что все целевые показатели федерального проекта «Безопасность дорожного движения» должны быть выполнены, о чём Вы сказали, по возможности с опережением установленных сроков. Об этом говорил и глава государства.
Марат Шакирзянович, прошу лично контролировать это направление.
Теперь к другой теме.
Президент держит на особом контроле обновление планов развития ключевых отраслей.
Правительство продолжает принимать решения для дальнейшего повышения технологического суверенитета нашей страны, в том числе с учётом результатов деятельности Координационного совета по обеспечению потребностей наших Вооружённых Сил.
Подготовлены две долгосрочные стратегии. Первая определяет цели и задачи металлургической промышленности в перспективе до 2030 года.
Она направлена на стимулирование внутреннего спроса, переориентацию экспорта на альтернативные зарубежные рынки. Это предполагает дальнейшее расширение железнодорожной, портовой инфраструктуры. А также оптимизацию налоговой нагрузки и обеспечение критически важным сырьём, оборудованием, комплектующими и материалами.
Денис Валентинович (обращаясь к Д.Мантурову), расскажите о ключевых параметрах стратегии. На какие результаты планируется выйти при её реализации?
Д.Мантуров: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Подготовленная по поручению Президента стратегия нацелена на быструю адаптацию отрасли к новым условиям с возвращением в режим роста не позднее 2024 года.
Акцент сделан на трёх основных направлениях.
Первое – это расширение производственной номенклатуры, углубление переработки металлов и освоение высоких переделов. Для этого нам критически важно обеспечить технологический суверенитет в части сложного оборудования для выплавки стали и производства проката. Параллельно, формируя таким образом ёмкий спрос для отечественных предприятий тяжёлого машиностроения, в целях обеспечения сырьевой независимости продолжим поддержку разработки новых месторождений и технологий обогащения по критически важным позициям, прежде всего по марганцевым, хромовым, цинковым, литиевым рудам, а также по глинозёмам. Собственная сырьевая база обеспечит выплавку специальных, а также нержавеющих сплавов и марок стали, увеличивая консолидированный спрос на данные виды продукции. Если говорить в целом про внутренний спрос на металлургическую продукцию, то его расширение является вторым ключевым направлением стратегии.
Особое внимание мы уделили сопряжению возможностей металлургии с потребностью металлоёмких отраслей экономики. Имею в виду прежде всего строительный и транспортный секторы, топливно-энергетический комплекс, сферу ЖКХ, гражданское машиностроение и оборонно-промышленный комплекс.
Нами проанализированы все государственные программы, национальные проекты, документы стратегического планирования смежных отраслей. Всего в стратегии обозначены перспективные проекты по 20 технологическим направлениям, в том числе для автопрома, желдормаша, медицинской промышленности, водородной энергетики и аэрокосмической индустрии. Это открытый список, и мы будем его пополнять по мере поступления запросов. Под расширение спроса продолжим обновлять стандарты, своды правил и технические регламенты.
В частности, с Маратом Шакирзяновичем разработан план мероприятий по стимулированию возведения модульного жилья на металлокаркасе. Его реализация обеспечит перевод на эту технологию до 30% массового жилищного строительства.
Также стратегия предусматривает актуализацию нормативных сроков службы металлоизделий и оборудования в соответствии с современными требованиями безопасности.
Третье направление – это экспорт. В условиях санкций приоритетными направлениями внешних поставок становятся рынки Турции, Китая, стран ЕАЭС и СНГ, государств Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. Наши предприятия при участии торговых представительств уже ведут переориентацию экспорта, и в рамках профильного национального проекта будут предусмотрены меры поддержки логистики. Также в стратегии отражены вопросы подготовки кадров, декарбонизация отрасли и меры, направленные на снижение конечных цен для наших потребителей.
Всё это должно обеспечить достижение целевых показателей. По готовому прокату чёрных металлов к 2030 году мы рассчитываем на рост производства на 33%, а по цветной металлургии основной акцент делаем на увеличение потребления на внутреннем рынке. Целевой ориентир к 2030 году – плюс 28%, во многом за счёт увеличения доли продукции высоких переделов.
Особо хотел бы отметить, что в обновлённой стратегии мы учли интеграцию предприятий новых территорий, а также расположенную в них сырьевую базу.
М.Мишустин: Развитие металлургии – важное направление. Оно необходимо для позитивных изменений у многих-многих смежников, включая и автомобильную промышленность. Именно на это нацелена ещё одна стратегия, которую мы сегодня обсудим. Проект рассчитан на более длительный период, до 2035 года, и задачи, которые здесь предстоит решить, ещё более масштабные. Нам нужно будет не только сформировать условия для насыщения внутреннего рынка автомобилями сейчас, когда многие зарубежные корпорации под давлением своих властей ушли из России, но и создать собственную компонентную базу с максимально широкой номенклатурой – от самых простых деталей до сложных элементов. И в рамках такой работы необходимо, конечно, развивать и новые перспективные направления. Например, не только производить электромобили, но и создавать инфраструктуру зарядных станций для них, расширять использование газомоторного топлива, водорода.
Денис Валентинович, какие изменения произойдут в отрасли благодаря реализации долгосрочной стратегии?
Д.Мантуров: Предлагаемая стратегия разработана с учётом национальных целей развития и Транспортной стратегии. Она сопряжена также с инициативами Правительства по электромобилям, водородной энергетике и беспилотным логистическим коридорам.
Предлагается её реализовать в три этапа. В краткосрочной и среднесрочной перспективе главными целями являются обеспечение технологического суверенитета автопрома и удовлетворение спроса – в основном за счёт высоколокализованной продукции и увеличения количества автомобилей, выпускаемых на одной платформе. Эта унификация позволит масштабировать собственную компонентную базу. Будут скорректированы требования к участию иностранных партнёров в производстве комплектующих. Имею в виду создание совместных предприятий с контрольным пакетом и правами на интеллектуальную собственность именно у российской стороны.
На разработку компонентов и материалов предлагаем направить основную часть госфинансирования через действующую специализированную программу Фонда развития промышленности. Её объём благодаря Вашему, Михаил Владимирович, решению увеличен в этом году до 50 млрд рублей. Дополнительно задействуем общесистемный механизм кластерной инвестиционной платформы, который мы запускаем в следующем году.
Учитывая глобальные тренды автопрома и задачу технологического суверенитета, мы сфокусируемся на развитии гибридов и электромобилей, машин на водородных топливных элементах, а также на технологиях автономизации транспорта. У нас уже есть наработки по данным направлениям. В частности, КамАЗ и ГАЗ производят электробусы, «Москвич», «Моторинвест» и «Автотор» осваивают рынок легковых электромобилей. Под это «Росатом» строит гигафабрику для производства накопителей. И в целом по электромобилям к 2035 году мы должны выйти на 25% доли рынка.
В свою очередь «Аурус», ГАЗ и КамАЗ реализуют проекты на водородных топливных элементах. Безусловно, всё это найдёт применение по мере развития зарядной и заправочной инфраструктуры, о которой Вы сказали.
То же самое можно сказать и про газомоторную технику. Для нашей страны это одно из наиболее привлекательных направлений снижения углеродного следа, что обусловлено, с одной стороны, масштабами северных и удалённых территорий, где электромобили менее актуальны с учётом сегодняшних технологий. С другой стороны, у нас доступный газ и полная технологическая готовность автопроизводителей перевести автомобили на этот вид топлива.
Расширение парка экологичного транспорта будет поддержано в рамках программ стимулирования спроса. Такие программы сейчас работают в отношении классических машин, электромобилей и газомоторной техники. К ним добавим и водородный транспорт.
Ещё одно важное условие – снятие регуляторных барьеров, прежде всего по автономизации транспорта. В сфере такси такие проекты реализует «Яндекс», по грузовым магистральным автомобилям – КамАЗ. И здесь необходима разработка законодательных положений по ответственности в увязке с правилами дорожного движения. А использование отечественных программных платформ позволит ежегодно на 15% наращивать применение сервисов мобильности, имею в виду каршеринг и другие арендные схемы.
При реализации стратегии предусмотрены базовый и целевой сценарий. В обоих вариантах задачи технологического суверенитета, обозначенные Президентом, будут достигнуты. Но в целевом сценарии с увеличенным объёмом государственной поддержки рассчитываем уже на первом этапе до 2025 года выйти на более амбициозные показатели. А именно утроить производство автокомпонентов и в два раза увеличить суммарный выпуск всех видов автомобилей. За счёт этого нарастим свою долю на внутреннем рынке с 40 до 80% к 2030 году.
Михаил Владимирович, обе стратегии проработаны с коллегами. Предлагаю, если не возражаете, утвердить их на ближайшем заседании Правительства.
М.Мишустин: Спасибо, Денис Валентинович. Да, поддерживаю. Необходимо максимально быстро приступить к реализации всех наших планов. От успеха будет зависеть не только развитие этой, безусловно, важной для экономики отрасли, но и уровень жизни миллионов наших граждан. Современный автопарк обеспечивает высокую мобильность жителей и бизнеса.