Заместитель Председателя Правительства – Министр промышленности и торговли Денис Мантуров посетил выставку передовых российских беспилотников «Аэронет 2035» и подписал меморандум о сотрудничестве.
Денис Мантуров, мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор АНО «Платформа НТИ», специальный представитель Президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков подписали трёхсторонний меморандум, предполагающий совместную работу по поддержке и развитию беспилотных летательных аппаратов и авиации. В том числе обозначается готовность к созданию федерального центра беспилотных авиационных систем на базе индустриального парка «Руднёво» в ОЭЗ «Москва», технологическое и информационное сотрудничество.
«Подписание этого меморандума свидетельствует о готовности развивать производственные компетенции, добиваясь максимального технологического суверенитета в области беспилотных летательных систем», – сказал Денис Мантуров.
«Такой центр компетенций мы создадим на базе индустриального парка “Руднёво”. Этот проект, конечно, даст толчок развитию беспилотного транспорта и авиационных систем», – отметил Сергей Собянин.
Участие в выставке «Аэронет» принимают 130 компаний, которые демонстрируют 170 разработок в области беспилотных авиационных систем. Если до 2020 года степень локализации не превышала 10–15% (в основном в России изготавливались элементы рамы, планера, воздушные винты), то сейчас уровень локализации можно оценить в среднем в 40% (начинают применяться отечественные электродвигатели, налаживается изготовление полезных нагрузок, в том числе с оптическими и тепловизионными сенсорами отечественного производства, используются отечественные композиты и смолы, локализуются электронные устройства). К 2024 году российские производители рассчитывают выйти уже на 70% локализации внутри страны, а оставшуюся часть компонентов обеспечить в рамках кооперации с поставщиками из дружественных стран.
«Производители беспилотников могут претендовать на ряд мер поддержки от государства. Это и системные инструменты, включая займы ФРП, возможность стать резидентом технопарков в сфере радиоэлектроники с 2023 года, получить промышленную ипотеку. И отраслевая поддержка, имею в виду налоговые и страховые льготы для разработчиков электроники и субсидии на НИОКР, в рамках которых компенсируется до 70% от стоимости разработки. Рынок беспилотной авиации, по оценкам экспертов “Аэронет”, составит уже 120 млрд рублей в 2030 году. И мы намерены поддерживать развитие собственных компетенций в этой области», – отметил Денис Мантуров.
В рамках обхода выставки Денис Мантуров обсудил с производителями, разработчиками и заказчиками из числа российских компаний темы спутниковой связи и сетей 5G, кадрового суверенитета, БПЛА специального назначения и защиты от БПЛА, перспективных технологических решений и стандартизации отрасли.
Выставка «Аэронет 2035» открыта для посетителей с 20 по 27
ноября в центре «Космонавтика и авиация» на ВДНХ. Экспозиция поделена на семь
тематических направлений.
Компания
Geoscan разработала
и вывела на рынок аэрофотосъёмочный комплекс нового поколения Gemini.
Квадрокоптер, созданный на основе сверхлёгкого беспилотного аппарата с функцией
автоматического управления, предназначен для создания карт, ортофотопланов и
цифровых моделей местности.
Конвертоплан компании «Финко» Supercam SX350 совмещает в себе конструктивные особенности БВС самолётного и вертолётного типа. БВС обладает полётными качествами, подходящими для проведения высокодетальной аэрофотосъёмки и видеосъёмки, лазерного сканирования в любое время суток на больших площадях, в труднодоступных местах, в различных климатических условиях. Конвертоплан может передавать HD-видео в режиме реального времени на расстояние до 50 км и передавать точные координаты объектов.
Что касается более тяжёлых БВС, которые в соответствии с Воздушным кодексом подлежат сертификации, а деятельность по их разработке – лицензированию, то существенный прогресс достигнут в части ВБС вертолётного типа, но вскоре лидеров догонят и разработчики беспилотников самолётного типа.
Так, в августе этого года в России был официально допущено к эксплуатации первое БВС вертолётного типа, которым стало БВС ВТ 440 разработки НПП «Радар ммс». Он может находиться в воздухе до четырёх часов. Кроме доставки грузов вертолёт может выполнять мониторинговые задачи или вести геологоразведку.
Всего в Росавиацию на сегодня подали заявки на получение сертификации на семь БВС, из них шесть – вертолётного типа. Все указанные компании планируют уже с начала следующего года развернуть полномасштабное серийное производство.