В повестке: о финансировании пособий на детей 8–17 лет, о подготовке к запуску единого пособия на детей до 17 лет, о закупке школьных автобусов и автомобилей скорой помощи для регионов, о финансировании ликвидации свалок в Омской области, об инвестиционной программе и финансовом плане ОАО «Российские железные дороги», о субсидировании доставки сельхозпродукции по льготному железнодорожному тарифу.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Министра транспорта Виталия Савельева
Из стенограммы:
Принятые решения
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Начнём с вопроса о поддержке доходов семей с детьми. Президент во вторник проводил отдельное совещание на эту тему, где анализировалась эффективность уже принятых мер. Глава государства подчеркнул, что основная задача – свести к минимуму угрозу бедности для российских семей. Для этого выстраиваем для них целостную систему помощи.
Правительство направит ещё 27,5 млрд рублей на ежемесячные выплаты на детей от восьми до семнадцати лет в текущем году. По инициативе Президента такая поддержка назначается с апреля семьям с низкими доходами, где воспитываются почти 5 миллионов ребят. Они должны получать максимально адресную помощь государства в решении материальных трудностей. Прошу за этим строго следить во всех регионах страны.
Повестка заседания
На совещании также обсуждался запуск единого пособия на детей от рождения и до семнадцати лет с 1 января 2023 года. Глава государства отметил, что его оформление и получение должно быть максимально понятным, простым и удобным для граждан. Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.Голиковой) и Антон Олегович (обращаясь к А.Котякову), возьмите решение этой задачи под личный контроль. Знаю, что вы внимательно занимаетесь этим вопросом.
Ещё один вопрос социальной сферы.
Продолжаем обновлять парк школьных автобусов и автомобилей скорой помощи. Президент поручил обеспечить российские субъекты нужным количеством таких машин.
На приобретение ещё не менее тысячи школьных автобусов и 900 скорых уже предусмотрели дополнительно свыше 7 млрд рублей. В качестве единственных исполнителей будут определены российские автопроизводители.
Участники заседания
-
PDF
189Kb
Список участников заседания Правительства, 10 ноября 2022 года
В ходе рабочих поездок обсуждали с руководителями ряда субъектов Российской Федерации нехватку этого важного транспорта. Он особенно нужен в сельской местности и отдалённых территориях страны. Зачастую там парк сильно изношен.
Автомобили необходимо закупить до конца текущего года и уже в I квартале следующего – доставить их в регионы. Это повысит доступность медицинской помощи для жителей, а дети будут комфортно и безопасно добираться до школы.
Теперь о мерах по защите окружающей среды.
Правительство продолжает выполнение мероприятий федерального проекта «Чистая страна», которые направлены, в частности, на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов. Президент поручил до конца следующего года устранить 111 таких объектов.
Сегодня рассмотрим вопрос о предоставлении на эти цели Омской области более 500 млн рублей, чтобы ликвидировать в столице региона две крупные свалки. Ранее субъекту Российской Федерации было направлено почти 300 млн рублей на необходимые подготовительные работы.
Средства выделяются за счёт так называемых окрашенных экологических платежей, которые поступают от нарушителей, причинивших вред природным объектам.
В регионе вопрос несанкционированных свалок стоит очень остро. Это серьёзная проблема для окружающей среды. Только в границах Омска их четыре, общей площадью около 190 га. Они буквально мешают людям жить.
Виктория Валериевна (обращаясь к В.Абрамченко), прошу в дальнейшем держать этот вопрос на особом контроле, чтобы очистить территорию от таких объектов. Как в Омске, так и в других городах России.
В повестке заседания – блок вопросов, которые касаются железнодорожного транспорта. Эта стратегическая отрасль способствует росту национальной экономики, содействует увеличению торгового оборота и загрузке отечественной промышленности, расширению производственной кооперации. Правительство ведёт системную работу по достижению ключевых целей, обозначенных Президентом в этой сфере.
И сегодня обсудим инвестиционную программу и финансовый план ОАО «Российские железные дороги» на следующий год. Планируемый общий объём инвестпрограммы рекордный по своему размеру. Он составит, напомню, свыше 1 трлн 70 млрд рублей.
Компания «РЖД» является одним из крупнейших заказчиков для малого и среднего бизнеса, создаёт дополнительные рабочие места в машиностроении, добывающей, обрабатывающей промышленности, а также в сфере информационных технологий.
В текущем году были приняты необходимые решения для обеспечения сбалансированности деятельности «РЖД» на фоне беспрецедентных внешних санкций. На финансирование капитальных вложений дополнительно направили ещё 250 млрд рублей. Мы также разрешили отсрочить уплату страховых взносов. В ближайшее время по поручению Президента снизим долговую нагрузку на компанию более чем на 200 млрд рублей. Мы рассматриваем этот вопрос и скоро примем решение.
Данные меры позволят сохранить темпы выполнения программ модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в том числе в части развития международных транспортных коридоров.
Перед железнодорожной отраслью сейчас стоят масштабные задачи по построению новых логистических маршрутов и обеспечению технологической независимости. Реализация всех намеченных планов требует значительных вложений.
Более подробно об основных показателях финансового плана и инвестиционной программы «РЖД» на следующий год доложит позже Министр транспорта Виталий Геннадьевич Савельев.
Следующая тема – логистика грузов агропромышленного комплекса.
Президент обращал внимание на сложности, которые вызваны санкциями в этой сфере. Глава государства ставил задачу соответствующим образом отрегулировать такие вопросы.
Чтобы помочь аграриям, субсидируем доставку сельхозпродукции по льготному железнодорожному тарифу. Для этого Правительство уже выделило в текущем году около 5 млрд рублей.
Сегодня дополнительно направим ещё 800 млн на эти цели, что позволит обеспечить перевозку по железной дороге необходимых аграриям удобрений, семян, а также транспортировку овощей, фруктов, муки, рыбы, другого продовольствия.
Эти средства помогут сельхозпроизводителям снизить транспортные издержки, своевременно и бесперебойно доставлять такие грузы от Крыма до Дальнего Востока.
Перейдём к обсуждению.
Слово для доклада об основных показателях финансового плана и инвестиционной программы «РЖД» – Министру транспорта Виталию Геннадьевичу Савельеву.
В.Савельев: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Финансовый план и инвестиционная программа «РЖД» на 2023 год прошли все необходимые обсуждения в Правительстве Российской Федерации. Программа сформирована с учётом баланса интересов государства и бизнеса.
На заседание Правительства выносятся основные показатели финансового плана и инвестпрограммы «РЖД».
В текущем году Правительством приняты пять ключевых решений по обеспечению сбалансированности деятельности «РЖД» и формированию источников инвестиций. Вы, Михаил Владимирович, упомянули в своём докладе об этом, я остановлюсь чуть более подробно.
Во-первых, осуществлена докапитализация компании в размере 250 млрд рублей за счёт средств Фонда национального благосостояния в целях финансирования инвестиционной программы.
Во-вторых, увеличен уставный капитал «РЖД» на 18,3 млрд рублей за счёт средств ФНБ для развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла.
В-третьих, отсрочена уплата страховых взносов на один квартал, что даёт совокупный эффект в объёме 42 млрд рублей.
В-четвёртых, осуществлена дополнительная индексация тарифов грузовых перевозок на 11% с 1 июня текущего года, а также принято решение об отмене понижающих коэффициентов по перевозке угля на экспорт до конца текущего года.
В-пятых, принято решение о докапитализации «РЖД» на 217 млрд рублей за счёт средств ФНБ для снижения долговой нагрузки компании.
Все мероприятия для получения данных средств важно провести до конца этого года. В результате в 2022 году «РЖД» выполнит все основные показатели, установленные Правительством.
В основу финансового плана на 2023 год заложены и параметры прогноза социально-экономического развития, и масштабные задачи по развитию инфраструктуры.
Объёмы перевозок согласованы с Минэкономразвития России. Предусмотрено незначительное снижение погрузки – на 1,2% к уровню 2022 года. По пассажирским перевозкам продолжается восстановление объёмов.
Предельное повышение тарифов в 2023 году составит 8%. При этом на 2023 год дополнительно учтена сырьевая надбавка по капитальному ремонту инфраструктуры в объёме 2% и сохранение ранее принятого решения по тарифам на экспортные перевозки угля и будет обеспечен опережающий темп роста доходов над расходами «РЖД». Расходы компании составят в 2023 году 2,15 трлн рублей. ФАС России на основании проведённого анализа в рамках компетенции подтверждает обоснованность указанных затрат.
При этом в финансовом плане учтена программа мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности компании. В 2023 году эффект прогнозируется на уровне более 47 млрд рублей. Показатель EBITDA в 2023 году прогнозируется на уровне 637 млрд рублей, что более чем на 27% выше уровня текущего года. Эти параметры позволят сформировать источники финансирования инвестиционной программы в полном объёме – на уровне 1 трлн 74 млрд рублей в 2023 году, что выше объёма 2022 года практически на треть.
Инвестиции в 2023 году планируется осуществлять по следующим основным направлениям. 440 млрд рублей, или более 40% от объёма инвестпрограммы, предусмотрено на реализацию проектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, из них на развитие второго этапа Восточного полигона будет выделено 250 млрд рублей. Целевой показатель 2023 года по провозной способности в размере 173 млн т будет выполнен в полном объёме.
На проекты обновления железнодорожной инфраструктуры в 2023 году предусмотрено 350 млрд рублей, из которых 160 млрд рублей будет направлено на ремонт более 4,8 тыс. км путей. Средства на программу закупки подвижного состава увеличены в 1,5 раза относительно ранее утверждённых параметров и составят более 202 млрд рублей, за счёт которых будет поставлено более 600 локомотивов и 330 вагонов электропоездов.
Ещё 15 млрд рублей – это взнос в уставный капитал Федеральной пассажирской компании на приобретение 225 пассажирских вагонов, почти 9 млрд рублей – на проекты социального развития.
Отдельно отмечу, что «РЖД» на протяжении всей своей истории остаётся социально ориентированной компанией. В следующем году за счёт реализации её инвестпрограммы будут обеспечены заказами смежные отрасли, что позволит сохранить не менее 170 тыс. рабочих мест.
Суммарная величина формируемого социально-экономического эффекта от реализации инвестиционной программы «РЖД» на 2023 год составит порядка 6,7 трлн рублей, в том числе за счёт дополнительных налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации – порядка 1,2 трлн рублей.
За счёт приобретения новых пассажирских вагонов дальнего следования будет сформировано порядка 45 новых железнодорожных составов.
Для организации пригородных перевозок в субъекты Российской Федерации будут направлены 62 состава, сформированные из комфортабельных, отвечающих современным требованиям вагонов, что обеспечит для граждан качественный сервис.
Уважаемый Михаил Владимирович!
Предлагается взять за основу озвученные параметры финансового плана и инвестиционной программы «РЖД».
М.Мишустин: Важнейшая программа. Нужно особое внимание обратить на реализацию проектов, которые направлены на формирование транспортных коридоров, прежде всего на завершение всех намеченных планов по развитию Восточного полигона и строительство железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна.
Надо обновить и пассажирский подвижной состав, мы неоднократно это обсуждали, что позволит не только решить поставленные Президентом задачи транспортного обеспечения регионов, но и загрузить заказами отечественные машиностроительные предприятия. Это повысит уровень безопасности железнодорожных перевозок, а главное – путешествие поездом станет более комфортным для наших людей.