В повестке: о продлении программы «Семейная ипотека», о поддержке аэропортов южных и центральных регионов, о поддержке производства самолётов МС-21.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Дениса Мантурова о развитии проектов по выпуску МС-21 и обновлению «Суперджета»
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Участники совещания
-
PDF
118Kb
Список участников оперативного совещания с вице-премьерами, 17 октября 2022 года
По поручению Президента Правительство продлевает действие семейной ипотеки, чтобы больше молодых родителей получили возможность приобрести собственное жильё. Льготными условиями можно будет воспользоваться до 1 июля 2024 года – при рождении ребёнка до конца следующего года.
Эта программа реализуется по инициативе главы государства, существует уже свыше четырёх лет, а с середины прошлого года распространяется на родителей не только с двумя и более детьми, но и с одним малышом, которые рождены не ранее 1 января 2018 года. Эти семьи могут взять кредит по ставке до 6% годовых для покупки или строительства жилья, в том числе квартир в новостройках и частных домов.
В следующем году такую ипотеку смогут оформить более 150 тысяч семей, а общий объём выдачи займов, по прогнозам, составит около 1 трлн рублей.
Продолжим оказывать помощь и аэропортам в ряде городов Южного и Центрального федеральных округов, где был временно приостановлен приём авиарейсов.
Президент говорил о необходимости комплексной поддержки этих предприятий. Правительство дополнительно выделяет им свыше 2 млрд рублей на возмещение операционных расходов. А всего в текущем году на такие цели мы направим более 7,5 млрд рублей. Решение позволит сохранить высококвалифицированные трудовые коллективы и возобновить обслуживание рейсов, как только это станет возможно.
Важно и дальше сохранить транспортную связанность населённых пунктов, куда были ограничены полёты, одновременно расширяя альтернативные виды транспорта.
Чтобы люди могли добраться до места назначения, а бизнес не испытывал логистических затруднений.
Теперь о серийном выпуске среднемагистральных лайнеров МС-21. Недавно второй опытный образец самолёта с российскими двигателями ПД-14 совершил длительный перелёт – более пяти часов. Первый борт сейчас участвует в программе дополнительных сертификационных испытаний.
В рамках плана первоочередных действий по поддержке экономики мы предусмотрели меры, необходимые для развития высокотехнологичных производств. Среди них – помощь в оснащении авиационных заводов современным оборудованием. Чтобы они, опираясь на собственную базу, могли предлагать качественную продукцию.
Выделим 15 млрд рублей на эти цели. С условием, что первая партия оборудования будет законтрактована уже в текущем году, остальное – в течение следующих трёх лет.
Рассчитываем, что такая поддержка позволит авиапрому выйти на серийное производство не менее 36 лайнеров в год. Эти самолёты необходимы прежде всего для внутреннего рынка, чтобы наши граждане могли пользоваться услугами этого вида транспорта вне зависимости от внешнего давления.
Денис Валентинович (обращаясь к Д.Мантурову), расскажите, на каком этапе находятся проекты по выпуску МС-21 и по обновлению «Суперджета».
Д.Мантуров: Уважаемый Михаил Владимирович! Прежде всего хотел бы Вас поблагодарить за решение выделить с опережением средства на техперевооружение мощностей под МС-21. Это действительно позволяет форсировать сроки подготовки производственных площадей к серийному выпуску будущего флагмана нашей гражданской авиации. Для этой же цели мы предельно интенсифицировали все работы по импортозамещению 82 систем самолёта. По ряду позиций уже создали прототипы. Это, в частности, система защиты топливных баков, электрические приводы последнего поколения, элементы бортового радиоэлектронного оборудования, материалы для теплозвукоизоляции фюзеляжа. Опыт оперативного замещения ключевых компонентов МС-21 у нас уже есть. Вы помните примеры, которые касаются импортозамещения композитных материалов и интеграции двигателя ПД-14.
На прошлой неделе, как Вы уже сказали, мы подключили второй самолёт к испытаниям с силовой установкой российского производства. Сейчас он уже работает в Жуковском по испытательной программе. А первый опытный лайнер с российскими двигателями осуществил уже более 100 успешных полётов. «Ростеху» поставлена задача до конца года завершить сертификацию МС-21 с ПД-14 и с крылом из отечественных композитов. Это будет важной вехой.
Но ключевым ориентиром для нас является получение сертификата типа полностью российской комплектации в 2024 году и выход на серию. Постепенно будем наращивать объёмы, чтобы выйти к 2029 году на ежегодный выпуск до 72 машин.
На погруженные в производственный план самолёты уже сформирован большой, я бы сказал, беспрецедентный заказ. Их якорным эксплуатантом будет «Аэрофлот». Компания в сентябре на полях Восточного экономического форума подписала с Объединённой авиастроительной корпорацией соглашение о поставке до 2030 года 210 МС-21 и 89 самолётов Sukhoi Superjet. Речь полностью идёт именно о российских Sukhoi Superjet New.
По этой машине завершаются работы по 38 системам. Важнейший элемент – это, конечно, двигатель ПД-8 производства «ОДК-Сатурн». До конца года они встанут на крыло летающей лаборатории. В целом для сертификационных испытаний нового «Суперджета» изготавливается два лётных и один ресурсный самолёт. Первый полёт запланирован на весну следующего года, сертификация, как мы докладывали, – на декабрь 2023 года. И рассчитываем выйти на производство 20 «Суперджетов» в год.
Могу подтвердить, что сейчас отрасль полностью обеспечивает выполнение всех задач, поставленных Президентом, Вами, поскольку это является вопросом транспортной связанности страны. Наши кооперация, наука работают на полную мощность. Уверен, что мы справимся с поставленной задачей.
М.Мишустин: Спасибо, Денис Валентинович! Сроки, что Вы назвали по двум самолётам и по объёмам производства, надо обязательно выдерживать. Вне зависимости от конъюнктуры в стратегической отрасли авиастроения надо уверенно, быстро двигаться к достижению технологического суверенитета, конечно, обеспечивая все необходимые элементы, связанные с безопасностью полётов. Прошу Вас держать каждый этап работ на личном контроле и в случае возникновения вопросов оперативно принимать решение и докладывать.