Форум «Дорога-2022» проходит в Казани 12–14 октября.
М.Мишустин: Добрый день, дорогие друзья!
Рад приветствовать всех участников и организаторов десятого, юбилейного международного форума. За эти годы он стал знаковым событием для работников дорожно-транспортного комплекса нашей страны. Здесь собрались все, кто непосредственно решает важнейшие задачи по совершенствованию и модернизации автодорожной сети. Это один из стратегических приоритетов России. Как отмечал Президент, от эффективности данной сферы зависит качество жизни наших граждан и конкурентоспособность отечественной экономики.
Форум традиционно проводится в преддверии Дня работников дорожного хозяйства. В связи с этим хотел бы поблагодарить всех специалистов, особенно ветеранов, за преданность своему делу. Благодаря вашей нелёгкой работе появляются новые маршруты, развязки, сооружения, растёт интенсивность и безопасность движения, города становятся удобнее для людей, а бизнес экономит больше времени и средств на доставке товаров и грузов.
Неслучайно сегодня это крупнейшее отраслевое мероприятие проводится в Казани. Через столицу Татарстана планируется проложить стратегический транспортный маршрут из Европы в Западный Китай. Чуть более двух лет назад здесь в ходе нашей рабочей поездки с Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным был дан старт строительству первого участка автомагистрали М-12 от Москвы. По решению Президента в дальнейшем она будет продлена до Екатеринбурга и далее – до Челябинска.
Правительство оказывает необходимую поддержку, чтобы работы велись опережающими темпами, в том числе и при возведении самого длинного моста на трассе – через Волгу. Сегодня открываем второй участок М-12 во Владимирской области протяжённостью около 30 км. Летом лично ознакомился с ходом его строительства. До конца года планируется запустить движение уже более чем на 100 км этой новой современной дороги.
В условиях беспрецедентного санкционного давления значимость таких транспортных артерий, обеспечивающих жизнедеятельность основных отраслей, выходит на новый, если хотите, стратегический уровень. Как отмечал глава государства, крупные магистрали должны обеспечить связанность большой территории нашей страны. Они крайне необходимы для повышения пропускной способности инфраструктуры и для формирования новых логистических цепочек, что позволит лучше адаптироваться к внешним факторам и поможет росту всех ключевых сегментов нашей экономики.
Единым программным документом пространственного развития России стал пятилетний план дорожной деятельности, который по поручению Президента был утверждён Правительством в июне. Он включает несколько сотен мероприятий, а общий объём его финансирования превышает 13 трлн рублей. Это в целом позволит обновить более 100 тыс. км дорог и тем самым значительно укрепить автодорожную сеть нашей страны, которая станет более надёжной и современной.
Благодаря системной поддержке Президента и слаженной работе в прошлом году дорожное строительство достигло исторических результатов. На российских трассах было уложено более 160 млн кв. м нового покрытия. В текущем году перед отраслью поставлена задача повторить, а по возможности и увеличить эти объёмы.
По многим показателям работа идёт с серьёзным опережением. В крупных агломерациях по итогам года в нормативное состояние будет приведено 77% дорог, это на три процентных пункта больше планового значения. По региональным дорогам этот показатель составит 48% вместо намеченных 46%. Объём ремонта и строительства федеральных трасс превысит 3,5 тыс. км при плане около 3 тыс.
Учитывая набранные темпы, Правительство в этом году дополнительно выделило на финансирование дорожной деятельности почти четверть триллиона рублей, ещё 140 млрд – из-за удорожания стоимости строительных ресурсов. С помощью этих решений мы повысили стабильность работы строительных организаций и увеличили загрузку мощностей специализированных предприятий.
Для обеспечения устойчивого развития отрасли важно, чтобы субъектами Российской Федерации в самое ближайшее время была завершена подготовка региональных пятилетних планов дорожного строительства. При этом они должны быть синхронизированы с задачами Транспортной стратегии страны и взаимоувязаны с национальным проектом «Безопасные качественные дороги». Обращаю на это внимание глав регионов.
Ещё одно направление, требующее серьёзного подхода, – это формирование новых компетенций и знаний, ускоренное создание отечественных производств. Президент подчёркивал необходимость развивать собственные передовые технологии. И надо предпринять дополнительные шаги для выпуска всей линейки своей дорожно-строительной техники, своих материалов, оборудования, а также разработки программного обеспечения.
Мы будем активно поддерживать такую работу, в том числе и в части совершенствования системы подготовки кадрового потенциала в этом комплексе.
Формирование современной транспортной инфраструктуры – важнейшее условие для достижения национальных целей развития, которые обозначены Президентом. Сейчас ежегодный вклад отрасли в валовой внутренний продукт России оценивается в пределах 2%. Это среднестатистический уровень для стран с развитой инфраструктурой. Мы рассчитываем, что обновление транспортной сети позволит нам повысить качество жизни миллионов людей и станет драйвером роста экономики как на местах, так и в целом по всей стране.
Дорогие друзья!
В условиях санкций, внешних ограничений меняются логистические приоритеты, открываются новые возможности. Эти изменения требуют более гибких подходов к планированию и реализации дорожных проектов, особенно в наших регионах. Уверен, что сегодня будут подняты самые актуальные отраслевые вопросы. Вас ждут продуктивные дискуссии, полезный обмен опытом и интересными идеями, а ваши предложения помогут при реализации масштабных задач по строительству крупных опорных магистралей, формированию транспортного каркаса нашей страны.
Хочу от всей души пожелать всем участникам мероприятия конструктивного диалога, успехов. Всего вам доброго.