В повестке: о проектах федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, прогнозе социально-экономического развития, основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Из стенограммы:
Принятые решения
М.Мишустин: Добрый день, коллеги!
Правительство завершает подготовку проекта бюджета на следующие три года. Мы сегодня рассмотрим пакет документов, которые связаны с его формированием, в том числе прогноз социально-экономического развития, бюджеты двух государственных внебюджетных фондов и ряд других. Также Банк России представит Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики.
Участники заседания
-
PDF
148Kb
Список участников заседания Правительства, 22 сентября 2022 года
Особое внимание уделим исполнению поручения Президента по финансированию мероприятий в связи с частичной мобилизацией. Глава государства дал указание принять меры для удовлетворения потребностей наших Вооружённых Сил и воинских формирований.
В процессе финальной доработки основного финансового закона надо учесть все моменты, важные для страны. Это ответственная работа, и нужно провести её максимально оперативно. От наших совместных усилий во многом будет зависеть общий результат.
Повестка заседания
Важной составляющей объявленной Президентом частичной мобилизации является информирование. Прошу моего заместителя Дмитрия Николаевича Чернышенко совместно с Министерством обороны и другими заинтересованными ведомствами в кратчайший срок организовать эту работу с использованием имеющихся информационных ресурсов, в том числе – «Объясняем.рф», чтобы каждый человек смог получить ответы на волнующие его вопросы.
Теперь к повестке. Проект бюджета учитывает многие вызовы. Против России были введены масштабные санкции, что потребовало выработки быстрых и оперативных ответных решений, проведения дополнительных мероприятий по поддержке наиболее пострадавших отраслей и уязвимых категорий граждан, запуска трансформации многих деловых процессов, обновления логистических и торговых цепочек.
В период подготовки Правительство подробно проработало все возможные риски, получило одобрение Президента по основным параметрам.
В итоге в проекте бюджета сочетаются оптимальные для текущей ситуации решения. Он гарантирует выполнение всех социальных обязательств государства перед людьми. В нём заложены ресурсы на стратегические задачи, которые в виде национальных целей определил Президент. В течение следующих двух лет на реализацию национальных проектов планируется выделять примерно по 3 трлн рублей ежегодно.
Теперь конкретно о тех документах в рамках направляемого в Думу пакета, которые сегодня мы обсудим. Начну с прогноза. Он предполагает эффективную реализацию мер по структурной перестройке экономики и её адаптации к новым условиям, включая переориентацию экспорта, замыкание производственных цепочек внутри страны, обеспечение технологического суверенитета, а также проведение сбалансированной бюджетной политики с достаточным для поддержания внутреннего спроса уровнем государственных расходов.
Он подразумевает переход к уверенному росту экономики в 2024 году на уровне выше 2%.
Основные параметры бюджета сформированы исходя из подходов, одобренных на совещании у Президента, и учитывают предложения по дополнительным доходам, которые были проработаны по его поручениям.
В итоге мы ожидаем общий объём поступлений в 2023 году свыше 26,13 трлн рублей. В номинальном выражении это меньше, чем в текущем году, но существенно больше, чем в предыдущем, когда на экономику повлияли процессы, связанные с коронавирусом.
Расходы по сравнению с этим годом немного увеличатся – до 29,056 трлн рублей.
В течение всего периода бюджет будет дефицитным. Основным источником его покрытия станут государственные заимствования.
Что касается проекта Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на ближайшие три года, то его представит председатель Центрального Банка Эльвира Сахипзадовна Набиуллина.
Сегодня мы также рассмотрим параметры внебюджетных фондов, за счёт которых продолжится выполнение социальных обязательств перед гражданами.
Мы предусмотрели необходимые средства на обеспечение бесплатной медицинской помощи по всей стране. Запланированные расходы Фонда обязательного медицинского страхования превышают объёмы текущего года более чем на 10%. Увеличено финансирование на поддержание устойчивой работы региональных больниц, поликлиник. Вырастут государственные инвестиции в предоставление высокотехнологичного лечения, в том числе в федеральных клиниках.
Заложены и значительные суммы на проведение углублённой диспансеризации и развитие программ реабилитации, начатых по инициативе Президента.
Теперь о Фонде пенсионного и социального страхования, который со следующего года объединит функции двух действующих фондов.
За счёт его средств продолжится предоставление пенсий, различных компенсаций и выплат, в том числе пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также для семей с детьми.
По поручению Президента Правительство выстраивает целостную систему их поддержки. Оказавшиеся в трудной финансовой ситуации родители, беременные женщины могут получать ежемесячную денежную помощь от государства в зависимости от индивидуального материального положения граждан и возраста ребёнка.
С 1 января предлагается ввести универсальное пособие для семей с низкими доходами. Оно объединит целый ряд действующих мер социальной защиты, в том числе выплаты, которые предоставляются в связи с рождением или усыновлением малыша и до достижения им трёх лет, а также на детей от 3 до 7 лет и от 8 до 17. Будет оно назначаться и нуждающимся женщинам, вставшим на учёт на ранних сроках беременности.
Чтобы оформить такое универсальное пособие, необходимо будет подать лишь одно заявление без дополнительных справок. Сделать это можно как через портал госуслуг, так и лично через МФЦ или Фонд пенсионного и социального страхования, если для человека такой вариант предпочтительнее.
Государство обеспечит действительно единую и комплексную адресную поддержку с ранних сроков беременности женщины и по мере взросления ребёнка. Она затронет семьи, где воспитывается порядка 10 миллионов детей.
Давайте перейдём к обсуждению.
Антон Германович Силуанов, Министр финансов, представит проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и плановый период».
Пожалуйста, Антон Германович.
А.Силуанов: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Проект бюджета составлен с учётом параметров макроэкономического прогноза, который учитывает постепенное восстановление экономики и выход на устойчивые положительные темпы роста уже в 2024 году. Проект бюджета учитывает нормализацию бюджетной политики и постепенный выход в 2025 году на бюджетные правила, которые предусматривают первичный баланс бюджета. Что это такое? Доходы будут равняться расходам без учёта расходов на обслуживание государственного долга. При этом в расчёте доходов учтены базовые нефтегазовые доходы в размере 8 трлн рублей, а всё, что будет поступать сверх базовых нефтегазовых доходов, будет отправляться в Фонд национального благосостояния. Это позволит сократить бюджетный дефицит с 2% ВВП в 2023 году до 0,7% в 2025 году, а дефицит без учёта нефти и газа, так называемый ненефтегазовый дефицит, – с 7,9% в 2023 году до 5,7% в 2025 году. То есть мы выходим на достаточно устойчивый безопасный уровень по этому показателю.
Для достижения таких параметров приняты меры по повышению доходной части бюджета. Подготовлены соответствующие налоговые новации, а также проведены меры по приоритизации расходов.
Налоговые предложения учитывают справедливое изъятие части природной ренты, которая возросла в результате изменения мировой конъюнктуры цен на сырьевые товары.
Какие ключевые предложения. Повышение экспортных пошлин на трубопроводный газ, изъятие дополнительных доходов производителей сжиженного природного газа, введение экспортной пошлины на удобрения и энергетический уголь в случае сохранения высоких цен на эту продукцию, повышение налогообложения нефтяной отрасли путём сохранения уточнённого в текущем году механизма демпфера и корректировки расчёта налога на добычу полезных ископаемых.
Предусмотрен ряд и других налоговых новаций. Они все внесены Министерством финансов в Правительство Российской Федерации, и просили бы их рассмотреть и включить в бюджетный пакет для представления в Государственную Думу.
Расходы. В расходах приоритеты были определены в посланиях Президента Российской Федерации и решениях Правительства.
Это полное обеспечение социальных мер поддержки семей с детьми, пенсионеров, работников бюджетной сферы; продолжение реализации таких важных программ, как выплата материнского капитала, ипотечные программы, включая семейную ипотеку и сельскую ипотеку; меры по созданию новых мест в общеобразовательных организациях и ремонт школ. До 2024 года будет введено в эксплуатацию более 1,5 тыс. школ и более 1 млн школьных мест. На всё это предусмотрены необходимые ресурсы.
Продолжатся, в частности, такие программы, как «Первичное звено для каждого». Это позволит модернизировать более 5 тыс. организаций здравоохранения.
Предусмотрены также ресурсы на создание семи новых кампусов мирового уровня. Значительные средства заложены на поддержку промышленности, что позволит создать мощности для производства продукции, ранее импортируемой из-за рубежа.
Меры предусмотрены на создание новых мощностей в микроэлектронике, в авиастроении, других секторах промышленности.
Нельзя не остановиться и на продолжении программ развития инфраструктуры. Дорожная пятилетка обеспечена в полном объёме источниками финансирования.
Предусмотрены также деньги на новый проект – это развитие наземного электротранспорта. Указаны источники и для новой программы «Модернизация жилищно-коммунального хозяйства».
Сохранены меры и по поддержке регионов. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности будут проиндексированы на уровне не ниже прогнозной инфляции. В следующем году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, что создаёт доходную базу регионам, которые нуждаются в государственной поддержке, будут увеличены на 8,5%. Продолжится предоставление инфраструктурных кредитов, меры по реструктуризации ранее предоставленных из федерального бюджета займов.
Несколько слов об источниках финансирования дефицита и объёмах Фонда национального благосостояния. Основной упор делаем на внутренние заимствования. В текущем году после волатильности на финансовом рынке мы начинаем размещать государственные ценные бумаги. В следующем году будем делать это более активно, поскольку планируем, что ёмкость финансового рынка будет возрастать. В этой связи мы скорректируем верхний предел заимствований на предстоящие два года таким образом, чтобы минимизировать использование ФНБ, а больше привлекать ресурсов с финансового рынка. В идеальном случае мы вообще планируем отказаться от использования ФНБ на цели заимствования. Средства Фонда национального благосостояния после достижения необходимого уровня, который будет обеспечивать бюджетную стабильность и надёжность, будут направляться на реализацию инфраструктурных проектов.
В заключение хотел обратить внимание на законопроекты, которые внесены в Правительство и являются неотъемлемой частью бюджетного пакета. Помимо изменений налогового законодательства подготовлены поправки в Бюджетный кодекс, закон «О базовой стоимости необходимого социального набора», «Об обязательном пенсионном страховании» и ряд других.
Просьба поддержать проект бюджета и внесённые вместе с ним законодательные инициативы.