М.Мишустин: «Внутренний турпоток в 2021 году практически на 90% вернулся к доковидному уровню 2019 года и составил 56,5 миллиона человек. Это в полтора раза больше, чем в 2020 году. Мы ожидаем сохранения позитивной динамики. Это касается и оборота столь важного сектора экономики. Сейчас он на 1 трлн рублей выше, чем два года назад. Почти полностью восстановилась занятость в индустрии – до 2,3 миллиона человек. Рассчитываем, что и в текущем году рост занятости продолжится».
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад руководителя Федерального агентства по туризму Зарины Догузовой о развитии индустрии туризма и гостеприимства
Доклад генерального директора АО «Корпорация Туризм.РФ» Сергея Суханова о ходе создания современной туристической инфраструктуры
Выступление генерального директора этно-глэмпинга «Алтайское кочевье» (Алтайский край) Ирины Слесаревой о развитии экологического туризма и нормативном определении «туристических (экологических) троп»
Заключительно слово Михаила Мишустина
Из стенограммы:
Принятые решения
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые друзья, коллеги!
Сегодня с участием экспертов и бизнеса обсудим развитие очень важной индустрии – индустрии туризма. Президент неоднократно говорил о важности формирования привлекательных маршрутов, открытии новых направлений, куда можно будет удобно добраться и, конечно, хорошо, с пользой провести там время.
Прошлой весной мы с предпринимателями уже поднимали такие вопросы, когда посещали Алтай. Это уникальный регион с серьёзным потенциалом. Впечатляющая природа, значимое историческое и культурное наследие, которое интересно, мне кажется, в любом возрасте.
Участники совещания
-
PDF
211Kb
Список участникови совещания о развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации
Два российских субъекта – Республику Алтай и Алтайский край – посещают ежегодно больше приезжих, чем проживает здесь людей. Туризм давно стал для этих регионов системообразующим направлением экономики. Но качественной инфраструктуры для отдыха, к сожалению, пока не хватает. Это характерно и для многих других территорий нашей необъятной Родины.
На примере Большого Алтая видны все сложности, с которыми сегодня сталкиваются и путешественники, и сама отрасль, а также задачи, требующие решения, чтобы поездки по России были конкурентоспособными и более комфортными для наших людей. Эта работа требует скоординированных действий министерств, ведомств, участников индустрии, регионов.
Прежде чем перейдём к обсуждению, хочу сказать несколько слов о ситуации в целом в отечественной туристической сфере. По итогам прошлого года у неё один из лучших результатов по темпам восстановления ключевых показателей после пандемии коронавируса.
Внутренний турпоток в 2021 году практически на 90% вернулся к доковидному уровню 2019 года и составил 56,5 миллиона человек. Это в полтора раза больше, чем в 2020 году. Мы ожидаем сохранения позитивной динамики.
Это касается и оборота столь важного сектора экономики. Сейчас он на 1 трлн рублей выше, чем два года назад.
Почти полностью восстановилась занятость в индустрии – до 2,3 миллиона человек. Рассчитываем, что и в текущем году рост занятости продолжится.
Правительство уделяет туризму самое серьёзное внимание, особенно сегодня – с учётом геополитической ситуации. Его развитие способствует росту региональных экономик, помогает создавать новые рабочие места, преображать города, посёлки и сельские территории. Доступные путешествия – это одна из возможностей для людей узнать свою страну, через собственные, личные впечатления познакомиться с её богатой историей, традициями, разнообразием.
В прошлом году по поручению Президента стартовал национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Бóльшая часть средств предусмотрена на обновление инфраструктуры. Она должна быть современной и удобной для людей по всей стране. А путешествия – интересными и безопасными, с хорошим, качественным сервисом.
В рамках национального проекта действует целый ряд мер помощи для компаний. В прошлом году мы запустили гранты для малых и средних предприятий. Их можно использовать для создания кемпингов, автокемпингов. Обустраивать за счёт них пляжи, маршруты, формировать безбарьерную среду для людей с ограничениями по здоровью, разрабатывать экскурсии и многое другое. Открывать новые, востребованные гражданами направления, что сейчас на выставке мы увидели.
Такие субсидии на 1,2 млрд рублей получили 467 проектов. Продолжается эта практика и сейчас. До конца года окажем помощь 800 инициативам малого и среднего бизнеса.
Мы также начали пилот по поддержке быстровозводимых модульных гостиниц. Сегодня мы увидели несколько замечательных примеров. Они подходят для отдыха за городом, на природе. На это направили 4 млрд рублей в 19 регионов нашей страны. Уже в текущем году в таких отелях должно появиться около 2,5 тыс. новых номеров для проживания.
Проект дополняет нашу работу по возведению и реконструкции классических средств размещения – гостиниц различного уровня «звёздности». Подобным инвестпроектам предоставляются льготные кредиты, о которых сегодня инвесторы рассказывали.
Ещё одна важная, ключевая задача, которая у Правительства в приоритете, – это повышение доступности поездок для наших людей. Здесь себя очень хорошо зарекомендовала программа по возмещению части стоимости путёвок при путешествиях внутри страны. Она поддержала экономику российских субъектов, причём в период низкого сезона, когда инфраструктура традиционно недозагружена.
За два года скидки на туры получили свыше 4 миллионов человек, из них в текущем году – около 2,5 миллиона.
Весенний этап программы завершился. Но государство продолжит компенсировать часть средств, которые люди заплатят за путёвки по России.
Сегодня я хочу объявить о старте осеннего этапа. Принято решение запустить его с 1 октября. Он продлится до 25 декабря. Именно в этот период нужно будет совершить поездку. А если говорить о круизах – то с 1 сентября и до завершения навигационного периода.
Уже 25 августа начнутся продажи таких туров. В программе участвуют все регионы страны. Туристы, которые приобретут путёвку, смогут вернуть до 20% её стоимости. Рассчитываем, что этой возможностью воспользуются около 600 тысяч человек. Получат удовольствие от отдыха и при поддержке государства сэкономят.
Ещё об одном решении. По поручению Президента Правительство увеличивает максимальную сумму возврата части средств гражданам при покупке путёвок на Дальний Восток. Теперь возмещаться будет 20% от стоимости путёвки – до 40 тыс. рублей. Раньше это было 20 тыс. рублей.
Уважаемые коллеги!
Мы сегодня обсудим ваши предложения о том, что ещё нужно для развития внутреннего туризма, какие решения позволят формировать конкурентоспособный продукт, сделать путешествия по стране комфортными и полными положительных впечатлений.
И хочу начать с доклада главы Федерального агентства по туризму, которая очень активно, вы знаете, занимается проблемами туризма, путешествует по всей стране.
Зарина Валерьевна, как Вы оцениваете ситуацию в отрасли?
З.Догузова: Уважаемый Михаил Владимирович!
Уважаемые коллеги!
Всем добрый день!
У нас в целом отрасль по основным показателям продолжает очень хорошо восстанавливаться, а по некоторым показателям мы уже даже превзошли доковидный уровень. Если посмотреть по внутреннему турпотоку, то на текущий момент у нас в стране уже отдохнуло более 34 млн человек. Это больше, чем в прошлом году, и даже чуть больше, чем в доковидном 2019 году.
По итогам 2022 года мы ожидаем турпоток на уровне 61 млн человек. И таким образом, мы максимально вплотную подойдём к рекордной цифре, которая была в 2019 доковидном году. Она составила 65 млн человек.
Но очень важный момент, Михаил Владимирович: за эти два года существенно изменилась структура туристического потока. В два раза выросло количество отдыхающих в стране и путешествующих именно с целью отдыха, оздоровления и досуга, а ранее у нас преобладали бизнес-поездки. И это напрямую, конечно же, отразилось на обороте отрасли. Вы уже сказали, что по итогам этого года он у нас практически на 1 трлн превзойдёт показатель 2019 года. Это очень большой рост.
И всё это напрямую влияет на один из ключевых показателей эффективной работы отрасли – это рабочие места. Как известно, туризм – самый большой мультипликатор рабочих мест. У нас занятость в туризме в 2020 году очень существенно падала, но дальше нам её удалось восстановить практически на 95%, и эта работа сейчас продолжается.
Михаил Владимирович!
Прежде чем переходить к более подробному рассказу о том, как у нас идёт реализация мер национального проекта, хотела поделиться с Вами результатами недавнего большого исследования, которое мы провели.
Вы нам всегда говорили, когда мы только приступили к нацпроекту, что надо чётко понять, чего хотят люди, из чего исходят люди, когда делают свой выбор, и какие факторы являются определяющими. Если посмотреть на факторы выбора места отдыха, то первое место занимает приемлемая стоимость, далее идёт разнообразие отелей, санаториев и других средств размещения и на третьем месте качественный сервис в отелях, то есть цена, разнообразие и качество.
Если посмотреть, куда хотят ездить наши туристы, наши граждане, то на первом месте – тёплые морские курорты, далее идут культурно-познавательные поездки и, конечно же, уникальные природные территории. Кстати говоря, Алтай всегда в неизменных лидерах. Вот эти ориентиры для нас являются ключевыми в нашей работе, и все мероприятия национального проекта выстроены таким образом, чтобы решать эти ключевые задачи: чтобы цена была приемлемой, разнообразие было и качество соответствовало требованиям современного туриста.
Начну с основного блока нашей работы, он касается инфраструктуры. Здесь мы основной акцент делаем на развитии гостиниц очень разных форматов, но неизменно рассчитанных на широкий круг потребителей. Мы как раз сегодня с вами на выставке ознакомились с очень разными проектами – от больших капитальных гостиниц до модулей и кемпингов, автокемпингов и так далее.
Чтобы ускорить создание больших капитальных гостиниц, санаториев, многофункциональных туристических комплексов, у нас с прошлого года инвесторы могут на конкурсной основе получать льготные кредиты на 15 лет на строительство и реконструкцию отелей. Мы, Ростуризм, компенсируем банкам ключевую ставку. С момента запуска и мы, и банки фиксируем явный всплеск инвестиционной активности, потому что у гостиниц, особенно курортных, низкая рентабельность, длительные сроки окупаемости. Без этой меры поддержки очень многие проекты либо в принципе не стартовали, либо затянулись по времени и гораздо дольше реализовывались.
Мы в прошлом году поддержали первые 38 проектов на 14 тыс. номеров. Некоторые проекты, Михаил Владимирович, Вы видели, и среди них как раз совершенно замечательный отель семейного формата в Крыму – там как раз таких отелей остро не хватает. В основном акцент сделан на курортных территориях, где больше всего такой инфраструктуры не хватает. В этом году у нас был очередной отбор, мы сейчас подводим итоги и рассчитываем поддержать еще порядка 12 тыс. номеров.
Вообще, Михаил Владимирович, мы бы хотели ежегодный такой отбор по 12–15 тыс. номеров по этой мере поддержки в программу заводить.
Следующий формат гостиниц, который мы поддерживаем с этого года, – это быстровозводимые отели по модульным современным технологиям. Механизм такой, что мы даём субсидию в регионы, и дальше регион проводит конкурс среди местного бизнеса и компенсирует 50% затрат.
Чем хороши эти отели? За счёт них можно очень быстро увеличивать номерной фонд в стране, так как они готовы, изготавливаются на производстве. Их остается только привезти и фактически установить и подключить к сетям. При этом они круглогодичные и могут быть абсолютно любого уровня комфорта.
Третий популярный вид отдыха, особенно на природе, – это кемпинги, автокемпинги. Их тоже пока не хватает. С прошлого года мы также через регионы софинансируем малый и средний бизнес на их создание. Они принципиально отличаются от отелей по модульным технологиям, потому что здесь могут быть очень лёгкие конструкции, которые не всегда круглогодичные, то есть здесь и палаточного типа могут быть гостиницы. При этом по уровню комфорта они могут быть совершенно разные, включая очень комфортные, вообще на любой вкус и кошелёк.
Вы, Михаил Владимирович, тоже как раз обратили внимание на это: туристу важно не только место размещения, нужно, чтобы было ещё интересно провести время вне этого отеля, будь то кемпинги или капитальные отели. Поэтому мы гранты выдаём ещё и на различную развлекательную инфраструктуру вокруг отелей, и как раз с одним из таких примеров мы сегодня ознакомились. Бизнес получил грант на установку модулей, то есть создание непосредственно самого кемпинга, и одновременно получил грант на обустройство тропы вокруг него. Такую развлекательную инфраструктуру, конечно же, нужно дальше расширять. Мы ежегодно по тысяче таких проектов со следующего года будем поддерживать. В этом году 800 проектов будет реализовано.
Конечно, туристическая инфраструктура непосредственно гостиниц – это такая основа для любой туристической поездки, но важно, чтобы создание таких туристических объектов было правильно увязано с развитием обеспечивающей инфраструктуры, чтобы она развивалась там, где она больше всего необходима. И в рамках нацпроекта по туризму мы как раз поддерживаем строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры. Эта работа у нас ведется в рамках развития туристических кластеров. В этом году у нас в работе 47 объектов – это дороги, системы водоснабжения, водоотведения, в 21 туристическом кластере.
Ещё одна очень интересная мера поддержки, которую мы с этого года реализуем… Я вначале, Михаил Владимирович, говорила, что на втором месте по популярности такой культурно-познавательный туризм – когда турист приезжает просто погулять по городу, посетить музеи, вкусно поесть, а для этого нужно целостное взаимоувязанное туристическое пространство в самой интересной части города. Это, как правило, исторический центр. И в соответствии с нашими правилами с этого года регион по нашей методологии определяет такой туристический центр города, подаётся нам заявка на субсидию, и далее в соответствии с этой единой концепцией создаётся навигация, вывески, подсветка, пешеходные зоны, зоны отдыха, различные арт-объекты. И получается такой интересный и для жителей, и для туристов туристический центр города. В этом году у нас отбор прошёл впервые, 31 город мы поддержали, и они все будут таким образом обустроены в течение следующего года.
Перехожу к следующему крупному блоку нашей работы, он касается повышения доступности. Мы как раз вначале говорили, что ценовая доступность – это фактор №1 при выборе поездки. И здесь, конечно, самая популярная программа – это «Туристический кешбэк», которую высоко и туристы, и бизнес оценили. Вы основные результаты программы отметили, Михаил Владимирович, я лишь добавлю, что 95% опрошенных людей высоко оценили программу именно с точки зрения её удобства и, что называется, пути туриста. Не нужно никуда ходить, никакие бумаги собирать, деньги приходят автоматически, что очень удобно. С сегодняшнего для начинаем подготовку к осеннему этапу, чтобы, как Вы сказали, 25 августа нам стартовать с продажами осеннего этапа.
Еще один модуль туристического кешбэка – это детская программа. Ею за два года воспользовались 1,2 миллиона детей, из них 845 тысяч – в этом году. Мы значительно расширили возможности программы сейчас, участвуют и палаточные лагеря, нет никаких ограничений для многодетных семей, можно было каждого ребенка с таким возвратом от государства отправить. И каждый второй родитель, который воспользовался этой программой (очень интересный результат исследования) отметил, что, если бы не кешбэк, они бы детей не отправили в детский лагерь, либо выбрали бы более бюджетный вариант. Мы для себя это оцениваем как прямое влияние на повышение качества жизни наших людей, что является основной задачей нашей работы.
Ещё две программы повышения доступности, которые у нас работают, это для школьников и молодёжная программа. С конца прошлого года мы даём возможность уже со школы при поддержке государства доступно знакомиться с историей, культурой родного региона в рамках коротких культурно-познавательных поездок. Это, как правило, на 2–3 дня, и в этом году у нас 100 тысяч детей отправятся уже в такие поездки. Программа активно стартовала, уже тысячи ребят прямо сейчас в такие поездки отправляются. И наша молодёжная программа, которая с конца прошлого года работает. Мы поощряем молодых людей специально разработанными для них бесплатными турами, это самые активные участники, победители президентской платформы «Россия – страна возможностей». И тоже 100 тысяч человек по этой программе отправятся в путешествие, и уже почти 40 тысяч ребят в такие очень интересные туры отправились.
Третье большое направление касается кадров и качества сервиса. По сути, всё, что связано с кадрами и сервисом, на третьем месте по приоритетам у людей, и мы понимаем, что без кадров и без сервиса нет хорошего отдыха. По сути, этот хороший отдых складывается из таких очень, казалось бы, несложных вещей, из мелочей, – это и улыбающаяся девушка, встречающая на ресепшене, это то, как организован досуг, то, как убираются в номерах. Из всего этого в итоге получается, доволен турист или не доволен.
И проблема здесь в том, что 80% отелей, которые работают сейчас в стране, это микропредприятия, и у владельцев такого бизнеса не всегда есть возможность воспользоваться корпоративными курсами, корпоративными школами, и, чтобы помочь бизнесу повысить качество таких услуг, мы впервые запустили большую образовательную онлайн-программу для работников таких гостиниц. Теперь любой желающий из любого региона нашей страны абсолютно бесплатно дистанционно может пройти обучение таким базовым навыкам.
И в завершение. Я назвала три таких основных блока нашей работы, но, конечно, это не всё. У нас большая работа идёт по ГОСТам, по стандартизации, нормативно-правовой блок очень большой, но это предмет уже отдельного большого доклада. Я отмечу только один очень важный законопроект, над которым сейчас идёт работа, я знаю, что его многие ждут. Он касается дальнейшего «обеления» отрасли и вывода гостевых домов из «серой» зоны. Это, конечно, напрямую скажется на качестве сервиса в этом сегменте.
Очень непростой законопроект, много дискуссий вокруг него, в том числе и с бизнес-сообществом. Но на текущий момент мы практически все принципиальные разногласия и развилки, которые были, сняли. Он сейчас находится в правительственной подкомиссии по регуляторике. Как только мы все вопросы снимем, он сразу же будет внесён в Правительство.
В завершение, Михаил Владимирович, скажу, что у нас все меры и нацпроекты востребованы и людьми, и бизнесом, мы это видим. При этом с учётом быстро меняющихся обстоятельств и непростой геополитической ситуации, санкционного давления мы, конечно, постоянно все меры дорабатываем, расширяем, масштабируем, предлагаем новые мероприятия, где-то и дополнительное финансирование потребуется.
Все эти вопросы мы в постоянном режиме отрабатываем с нашими коллегами из бизнеса, с регионами, с финансово-экономическим блоком Правительства, и основную задачу перед собой ставим, чтобы в стране было как можно больше возможностей для доступных, интересных и главное – безопасных путешествий.
М.Мишустин: Спасибо, Зарина Валерьевна.
Что мне понравилось в Вашем докладе: Вы неоднократно сказали о том, что обратная связь от людей является ключом к тому, чтобы вы дальше совершенствовали свои планы, корректировали их. И об этой обратной связи постоянно нам говорит Президент. И очень важно, что именно так мы двигаемся вперёд.
То же самое я хотел бы сказать руководителям наших регионов, тем, кто на сегодняшний день проектирует. Пожалуйста, смотрите внимательно, что хотят люди! Если сделать простые средства для сбора этой обратной связи, просто элементарные даже анкеты опросные, и с этим сверять свои планы, планы проектирования, планы строительства, мастер-планы, какие ещё новые объекты нужны, то будет гораздо проще потом привлекать и наших клиентов – людей, для которых всё это строится.
Ну и также, что очень важно, Вы сказали о той самой национальной цели развития, которую перед нами поставил Президент, – сохранение нашего населения, здоровья людей. Собственно говоря, ради этого всё и делается, и вот это, если хотите, измерение своей работы через национальные цели развития мне кажется очень важным.
Но без инфраструктуры ничего у нас не получится, поэтому хочу попросить выступить руководителя корпорации «Туризм.РФ» Суханова Сергея Алексеевича.
Как идёт строительство туристической инфраструктуры по всей стране?
С.Суханов (генеральный директор АО «Корпорация Туризм.РФ»): Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Михаил Владимирович, по Вашему поручению корпорация «Туризм.РФ» была создана как инструмент достижения целей национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» – как раз для создания туристической инфраструктуры.
Корпорация уже стала надёжным партнёром для инвестора, а для государства мы обеспечиваем сохранность и финансовую эффективность вложения средств и гарантируем, что каждый объект будет достроен. Мы придерживаемся комплексного подхода в реализации проектов, в том числе ускоряем инвестиционный цикл, оказываем финансовую поддержку инвесторам, разрабатываем мастер-планы комплексного развития туристических территорий и совместно с Минстроем участвуем в подведении обеспечивающей инфраструктуры к будущим курортам.
Вся деятельность корпорации организована в соответствии с существующими подходами, методиками и требованиями ФОИВ. Например, финансовая модель, а также критерии, методика оценки бизнес-планов инвестпроектов с участием корпорации подготавливаются в соответствии с требованиями и рекомендациями Минэкономразвития.
Коллеги из Минстроя разработали и утвердили в Правительстве порядок доведения субсидий регионам на строительство обеспечивающей инфраструктуры для туристических объектов. При подтверждении объёмов обеспечивающей инфраструктуры особое внимание уделяется так называемой оркестровке всех действующих федеральных и региональных инвестиционных программ, чтобы синхронизировать все источники.
Что касается механизма взаимодействия с инвестором, он прост и прозрачен: инвестор подаёт заявку с описанием проекта, далее разрабатываются бизнес-план и финмодель, и после этого мы договариваемся об основных условиях сотрудничества, заключаем корпоративный договор и создаём специальную проектную компанию, переходим к изысканиям, проектированию и уже к реализации проекта. И ведём его до ввода объекта в эксплуатацию.
При участии корпорации в проекте инвестор получает следующие меры поддержки от государства.
Во-первых, корпорация участвует в финансировании деньгами, входит в уставный капитал СПК в размере до 49% (мы всегда миноритарием являемся). Во-вторых, «Туризм.РФ» помогает инвесторам доработать финансовые модели и бизнес-планы проектов, чтобы в дальнейшем они могли претендовать на получение кредитных средств по льготному финансированию под ставку 3,5% для проектов с номерным фондом от 120 номеров (это в соответствии с постановлением №141, о котором уже сказала Зарина Валерьевна (Догузова)). В-третьих, участие корпорации позволяет проекту претендовать на получение федеральных субсидий на строительство обеспечивающей инфраструктуры. Простыми словами, за счёт государства будущим гостиничным комплексам будут подведены магистральные коммуникации, дороги, электроэнергия, водоотведение, водоснабжение и так далее.
Таким образом, объединяются сразу три меры господдержки, предусмотренные в нацпроекте.
По состоянию на сегодня заключено уже 44 соглашения о сотрудничестве с субъектами Российской Федерации в части развития туристической инфраструктуры, в корпорацию поступило почти 600 инвестпредложений из 82 регионов страны. Из данных предложений уже сформирован первый пул из 53 проектов. После реализации этих проектов у нас появится 20 тыс. номеров – к 2030 году. И только по первому пулу это уже больше 50% от показателя национального проекта.
Михаил Владимирович, мы говорим «53 проекта», и создаётся впечатление, что это 53 объекта, а на самом деле это не так. У нас только гостиничных корпусов 149, 122 здания, в которых будут размещаться рестораны, конгресс-центры, торговые площади, спа-комплексы. И всего их на самом деле больше 300, чтобы представить масштаб. И это только первая часть наших отобранных проектов.
Сейчас корпорация формирует второй пул. На этапе рассмотрения находится 28 объектов с номерным фондом 9 тыс. новых номеров.
Стратегия корпорации предусматривает строительство гостиничного фонда всех категорий – от «трёх звёзд» до «пяти звёзд». Сейчас пропорция гостиниц по категориям складывается следующим образом: 50% – это «четыре звезды», 40% – трёхзвёздочные отели и только 10% – пятизвёздочные отели. Мы планируем, что за счёт проектов последующих лет пропорция к 2030 году будет меняться: «трёшек» будет уже не менее 60%, около 35% – «четвёрок», «пятёрок» – где-то от 5 до 7% максимум.
Только по первому пулу проектов общий объём финансирования в отрасли составит 387 млрд рублей, из которых корпорация вкладывает только 36,5 млрд. Мультипликатор – где-то 10. Это говорит об интересе частного инвестора в развитии туристической инфраструктуры и интересе к использованию данного механизма.
Правительство уже довело в полном объёме необходимые средства. Все обязательства корпорации перед инвесторами обеспечены деньгами. Объёмы распределены под каждый из проектов. Это позволит нам двигаться быстрее. Мы подписываем корпоративные договоры с инвесторами и уже создали 28 специальных проектных компаний. И благодаря очень большой активности Росимущества и поддержке мы уже имеем в ускоренном режиме 32 директивы.
Хочу отметить также поддержку Минфина по всем вопросам – прямо с начала реализации проекта, в том числе поддержку последней инициативы по расширению возможностей корпорации. Теперь мы можем направлять финансирование в проекты не только как взносы в уставный капитал, но и в виде акционерных займов. Это очень помогает ускорить реализацию проектов, особенно на старте.
Первые СПК уже получили финансирование. В июле мы направили полмиллиарда. На следующие месяцы кратно наращиваем объёмы. И к концу этого года планируем направить средства в общей сумме 29 млрд рублей в проекты первого и второго пулов.
Сейчас по 14 проектам инвесторы приступили к проектно-изыскательским работам, по 6 проектам уже ведутся строительно-монтажные работы, по 33 проектам инвесторы проводят внутрикорпоративные процедуры, решают земельные вопросы. У нас до конца 2023 года будут введены уже два объекта, и в 2024 году будут введены ещё два объекта.
Таким образом, совокупный объём – 727 новых гостиничных номеров, а до конца 2025 года будут завершены проекты с общим номерным фондом более 13 тыс. в 15 субъектах Российской Федерации.
Минстрой уже запланировал финансирование строительства 58 объектов в 16 субъектах на сумму 24,2 млрд рублей. Это 2022–2024 годы. И соответствующее распоряжение Правительством уже подписано.
Перейду к информации о некоторых из проектов, чтобы на конкретных примерах продемонстрировать широкую географию будущего строительства туристической инфраструктуры.
Поскольку нас сегодня принимает Республика Алтай, начну с них. У нас два проекта пока. Это комплексный туристический проект «Катунь» – 159 номеров. Мы с инвестором отработали и согласовали уже все необходимые документы. 20 сентября подписываем корпоративный договор и приступаем к реализации этого проекта.
Гостиница на Каракольских озёрах: 148 номеров – первые этапы, 320 – все этапы. «Дорожная карта» по земле уже подписана с губернатором. Олег Леонидович (Хорохордин) может подтвердить. Отработали полный цикл, для того чтобы ускорить реализацию этого проекта.
Корпорация реализует проекты абсолютно разной величины. Во многих субъектах Российской Федерации в наш первый пул входят как небольшие отели – 120 номеров, так и масштабные гостиничные комплексы с номерным фондом более 3 тыс.
У нас есть два проекта на территории ОЭЗ туристического типа «Байкальская гавань», один из которых – это комплексный туристический проект «Грин Флоу Байкал» (153 номера) в Бурятии.
Считаем ОЭЗ наиболее эффективным инструментом для привлечения инвестиций в отрасль. Сейчас очень плодотворно взаимодействуем с Минэкономразвития в части совершенствования законодательных механизмов управления ОЭЗ туристического типа.
Следующие проекты. Гостиница во Владимире на 162 номера, комплексный туристический проект «Новый Шерегеш» в Кемеровской области – 449 номеров. Этот курорт уже является весьма популярным для туристов и выступает точкой притяжения для любителей горнолыжного туризма. Благодаря реализации проекта ежегодный туристический прирост на курортах будет равен 200 тысячам человек.
При реализации таких крупных проектов важно использовать механизм оркестровки, о котором я уже говорил, и ярким примером использования такого механизма является проект «Парк “Три вулкана”» в Камчатском крае. Там мы тесно работаем с Минвостокразвития. У Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики уже предусмотрены бюджетные средства на строительство обеспечивающей инфраструктуры на ТОР «Камчатка». Они подводят энергетику, водоснабжение, водоотведение, термальные воды, а Минстрой дополнительно выделяет финансирование на участок дороги.
Далее идут проекты в Приморском, Пермском краях, а также Тверской и Челябинской областях с общим номерным фондом 2078 номеров.
Как видите, география довольно обширная – проекты есть и на Байкале, и на Дальнем Востоке, и в городах Золотого кольца – и это только четвёртая часть проектов первого пула.
Одиночные проекты – это лишь часть нашей совместной работы. Наряду с ними корпорация развивает и комплексные туристические территории, используя инструменты мастер-планирования. При разработке мастер-плана по утверждённым Минстроем требованиям проводится анализ рынка, формируются и исследуются идеи туристической территории, разрабатывается концепция гостеприимства, готовятся предварительные градостроительные документы. Минстрой совместно с корпорацией и Единым институтом пространственного планирования уделяет особое внимание вопросам обоснованности и достаточности будущего объёма инфраструктуры и учитывает возможности существующих программ федерального и регионального уровня.
Нужно отметить, что у нас с Минстроем сложилось очень тесное и эффективное сотрудничество, мы благодаря этому сильно ускоряемся.
На данный момент корпорация разработала уже три мастер-плана туристических территорий, это крупные комплексные проекты с большим номерным фондом. Один из них – это всесезонный горный курорт «Лагонаки» в Республике Адыгея, в перспективе там будет 3 тыс. номеров, сейчас первая фаза – 642. Часть его инфраструктуры попадает на земли особо охраняемых природных территорий.
Кстати говоря, в решении вопросов размещения туробъектов на этих землях (на ООПТ) и режимов использования природных парков и биосферных заповедников корпорации очень помогают коллеги из Минприроды. Мы вместе работаем над механизмом резервирования земель для мастер-планирования, и сейчас Минприроды подготовило закон об экологическом туризме, который прошёл уже первое чтение в Госдуме. Это очень нужный, важный закон, который нам также позволит ускорить реализацию проектов. В том числе мы проводим совместную работу по созданию быстровозводимых туристических объектов на территориях ООПТ.
Второй мастер-план – это круглогодичный горный бальнеологический курорт «Долина Васта» в Краснодарском крае, там 3068 номеров. Это продолжение нашего знаменитого горного кластера «Роза Хутор». А также парк «Три вулкана» в Камчатском крае, который я уже упоминал, с общим номерным фондом – 2041 номер.
Уважаемый Михаил Владимирович, отрасль получила эффективные меры поддержки, очень востребованные со стороны регионов и инвесторов, что, безусловно, ускоряет темпы реализации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Правительство, ФОИВ, региональные власти оперативно включились в эту работу, и бизнес уже почувствовал эту всестороннюю поддержку на деле. В этой связи важно продолжить эту поддержку.
М.Мишустин: Спасибо, Сергей Алексеевич.
Друзья, давайте заслушаем представителей туриндустрии, тех, кто создаёт все эти красоты.
Я хочу начать с Ольги Валерьевны Акимовой. Она очень интересно сейчас на стенде рассказала о проекте в Ставропольском крае, о том, как она масштабирует этот проект уже дальше, в Екатеринбург, Нижневартовск.
Пожалуйста, Ольга Валерьевна, Вам слово.
О.Акимова (генеральный директор ООО «Профессиональная санаторно-курортная компания “Машук Аква-Терм”» (Ставропольский край)): Спасибо, Михаил Владимирович.
Да, за последние полтора года, как Вы и сказали, мы, представители индустрии гостеприимства и турбизнеса, наблюдаем активный рост внутреннего туристского потока. Это стало возможным и благодаря государственной поддержке туроператоров в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», а именно предоставлению туроператорам субсидий, покрывающих расходы на организацию внутренних воздушных перевозок.
В 2021 году приобрели билеты по сниженной цене в рамках туристических продуктов более 26 тысяч человек. В перечень популярных направлений вошли Южно-Сахалинск, Тюмень, Петрозаводск, Казань, Шерегеш, Мурманск. По данным статистики, наибольшую популярность набрали туры в Бурятию, которую посетило более 5 тысяч туристов. В 2022 году показатели активности ещё выше: льготой смогли воспользоваться только за семь месяцев уже более 74 тысяч человек. И туроператоры отмечают особенный интерес населения к Северо-Кавказскому региону.
Эти данные подтверждает и статистика реализованных рейсов: на направлениях Махачкала и Грозный билеты распродаются задолго до вылета. Пока программа государственной поддержки распространяется исключительно на авиаперевозки. На наш взгляд, важным является субсидирование и железнодорожных перевозок. Такая государственная поддержка позволит открыть ещё больше интересных маршрутов, увеличить доступность именно отдалённых регионов и снизить стоимость туров, что очень важно.
Это позволит также развивать организацию групповых и детских туров в такие точки нашей страны, где воздушное сообщение невозможно или имеет очень высокую стоимость.
В связи с этим, Михаил Владимирович, у меня вопрос: возможно ли распространение внутренней чартерной программы на путешествия железнодорожным транспортом?
М.Мишустин: Спасибо, Ольга Валерьевна.
Идея очень хорошая. Что мы делаем? Мы, собственно говоря, стимулируем спрос. Запуск программы чартерных перевозок в стране совершенно по-другому дал возможность формировать пакетные туры и привлекать людей в самые заповедные места нашей страны. В частности, у нас на трёхлетку сегодня 1,2 млрд рублей уже предусмотрены. Маршруты очень популярные. Кстати, сюда, в Барнаул и Горно-Алтайск, точно абсолютно летают чартеры. Мы этим летом впервые стали субсидировать чартеры на Камчатку, на Кавказ, и есть большие планы.
Что касается железнодорожных перевозок, идея очень интересная. Ольга Валерьевна, я поручу Министру транспорта вместе с «РЖД» и, Зарина Валерьевна, с Вами посмотреть, как мы можем проработать этот механизм. Потому что это тоже, мне кажется, очень важно, особенно когда человек добирается до аэропорта, а дальше его нужно везти до точки. А они, как мы видели сегодня на стендах, не всегда рядом с магистралями, с аэропортами. Поэтому спасибо Вам за вопрос, проработаем.
О.Акимова: Спасибо, Михаил Владимирович.
М.Мишустин: Пожалуйста, Слесарева Ирина Николаевна, гендиректор этно-глэмпинга, которая сегодня рассказала очень интересно, как развивается это направление.
И.Слесарева (генеральный директор этно-глэмпинга «Алтайское кочевье», Алтайский край): Здравствуйте, коллеги! Уважаемый Михаил Владимирович, я хочу об экотропах поговорить. Не успела Вам рассказать про нашу экотропу «Бирюзовая», воспользуюсь этим моментом.
В России экологический туризм рассматривается как приоритетное направление, тем более у нас на Алтае, куда люди приезжают посмотреть в первую очередь природу, и не столько созерцать её, сколько совершить путешествие в нетронутые уголки, коих у нас много.
На фоне меняющегося образа жизни, социально-экономических условий, взаимоотношений в системе «человек – природная среда» представляется, что развитие системы туристских экотроп в Российской Федерации, ведущих в самые заповедные уголки, является одним из важнейших направлений устойчивого туризма.
Экотропы – это своего рода регуляторы турпотока, потока отдыхающих, распределяющие их в относительно безопасные как с точки зрения туриста, так и с точки зрения природы места. Именно экотропы позволяют снизить антропогенную нагрузку на природу и способствуют сохранению природы, экопросвещению и так далее.
Туристические тропы существуют по всему миру, и в каких-то странах это развитая сеть, но с учётом масштаба нашей территории, наверное, мы будем говорить всё-таки об экотропах именно по заповедным, нетронутым территориям, как у нас на Алтае, например.
Одно остаётся неизменным – интерес туристов к экотропам. Поэтому мне кажется очень важным на законодательном уровне эту проблему поднять и сформулировать требования, условия возведения и эксплуатации экотроп, чтобы были правила и понятное использование.
В зарубежных странах существует такое законодательство. У нас строительство экотроп и их эксплуатация пока находятся в стадии, наверное, начальной.
Мне кажется, нужно регулировать это и контролировать антропогенную нагрузку на территории. Само понятие экотропы пока у нас отсутствует, поэтому в законодательство это понятие необходимо ввести.
У меня вопрос такой: в целях развития туристических маршрутов планируется ли внесение изменений в нормативно-правовые акты Российской Федерации для закрепления на законодательном уровне статуса «туристическая экологическая тропа»?
М.Мишустин: Ирина Николаевна, очень важный вопрос. Для кого-то это может показаться незначительным, но это очень значимо как для людей, которые путешествуют, так и для местных жителей.
Вы использовали термин «антропогенная нагрузка». Это просто количество людей, которые по тропе пойдут, правильно?
И.Слесарева: Да, правильно.
М.Мишустин: Мы этим направлением занимаемся очень серьёзно. И здесь, конечно, необходимо комплексно посмотреть в первую очередь на доступность маршрутов и возможности – по объёмам сколько эти маршруты смогут людей принять. Вы абсолютно правы.
Такое поручение было нами дано. 15 сентября Ростуризм должен собрать соответствующую информацию со всех ведомств, для того чтобы ввести нормативно понятие «туристическая тропа». И на сегодняшний день у нас уже достаточно большое количество предложений, чтобы мы нормативно стали это регулировать.
Но здесь ещё что очень важно? С развитием цифровых платформ и возможностей получить информацию через соответствующие информационно-технологические средства нам необходимо будет эту информацию доводить до всех потребителей этих услуг. И конечно, нормативное регулирование здесь просто необходимо. Чтобы мы могли точно абсолютно человеку показать, каким образом он может туда добраться. Это вопрос комплексный – начиная со всех наших соответствующих программ, включая субсидии для чартерных перевозок, до возможности добраться до места и посетить ту или иную достопримечательность, остановиться, например, в той же юрте.
В конце я бы хотел ещё раз акцентировать внимание на идее, которую мы с Вами обсудили: соединение возможностей экотуризма, глэмпинга – любых видов туризма с программой «Пушкинская карта», которая по инициативе Президента сегодня очень активно реализуется в стране. Ею пользуются миллионы наших школьников, студентов, и привлечение через механизм «Пушкинской карты» в такие заповедные места, создание соответствующих музеев, выставок наверняка сделают более доступными все программы, которые вы реализуете.
У нас есть ещё выступающий – Мороз Александр Александрович, генеральный директор компании «Снежная долина» из Камчатского края, который сегодня тоже очень интересно рассказывал, какие планы есть у компании по развитию.
А.Мороз (генеральный директор ООО «Снежная долина», Камчатский край): Добрый день, коллеги!
У меня вопрос связан с развитием вездеходного и снегоходного туризма. Он особенно актуален для Камчатки, потому что у нас восемь месяцев в году лежит снег и особенно остро стоит вопрос о доставке туристов в наиболее интересные места или об использовании туристами такой техники.
Не только на Камчатке, а вообще в России, в частности на Дальнем Востоке, этот вопрос стоит остро. Проблема в том, что многие туристы, которые приезжают на зимние туры, не обладают необходимыми документами для управления этой техникой, а такие документы возможно получить после прохождения соответствующего обучения, сдачи экзамена и получения прав тракториста-машиниста.
Конечно, люди в большинстве своём такого образования не имеют. Но в мире в целом этот вид туризма очень развит. В частности, в Канаде, Скандинавских странах он является в зимний период одним из основополагающих и в том числе оказывает мультипликативный эффект на развитие других отраслей – это строительство гостиниц, рестораций, обслуживание на маршруте, сервисные центры и, собственно, производители этой техники. У нас в России уже тоже есть производители такой техники – и снегоходной, и вездеходной. Этот рынок постоянно растёт, и техника становится более качественной с каждым годом.
Сдерживающим фактором является то, что эксплуатация данной техники, надзор за ней, получение прав на управление этой техникой практически приравнено к автомобильной. Возможно ли упростить процесс обучения и процесс сдачи экзаменов для туристов, граждан Российской Федерации, для того чтобы они могли проще эту технику использовать?
М.Мишустин: Александр Александрович, Вы человек, который занимается профессионально туризмом, да ещё в таком регионе, как Камчатка, и знаете, что упрощение не всегда разумно, потому что, скажем так, нехорошие случаи на отдыхе бывают от того, что кто-то говорит: «Смотри, как я умею». А коллега говорит: «Я тоже так могу».
Я почему это говорю? Страна у нас огромная, где-то сейчас лето, как на Алтае, где мы находимся, где-то снега. И конечно, вездеходы, соответствующий транспорт очень важно уметь водить профессионально, пользоваться им профессионально. Здесь я совершенно не против соответствующего поручения, которое мы, конечно, дадим МВД (и, наверное, Минсельхозу и Ростуризму), чтобы мы проработали этот вопрос и посмотрели, можно ли упростить.
Правительство всегда выступает за упрощение всех процедурных вещей, однако не навыков, потому что навык вождения вездехода, снегохода очень важен.
Поэтому я попрошу с учётом именно этого момента посмотреть, что можно упростить. И в первую очередь, мне кажется, – облегчить доступность таких курсов, для того чтобы люди могли получить такой сервис или такую услугу, научиться работать с ним. Но не упрощать навыки и профессиональные возможности, которыми должен обладать тот, кто поведёт людей на горную тропу, в снежную бурю или по воде пойдёт. Здесь очень важен профессионализм и навык, потому что безопасность людей, безопасность отдыха, конечно, должна гарантироваться, в том числе компаниями, которые такие услуги предоставляют, и туроператорами.
А.Мороз: Можно ещё предложение?
Наша компания с 2013 года несколько лет организовывала курсы по повышению уровня катания именно на горном снегоходе совместно с одним из поставщиков снегоходов. У нас сложился практический опыт, понимание, как это можно делать.
У меня предложение: может быть, рассмотреть вариант делегирования такого обучения ответственным туроператорам посредством, допустим, лицензирования от гостехнадзора и в последующем выдачи туристам, которые проходят такой курс, лёгкого документа, скажем, сертификата о возможности движения на снегоходе в сопровождении гида-инструктора на туристических маршрутах, коих у нас много в России, в разных регионах. Может быть, такой ещё путь рассмотреть?
М.Мишустин: Возможны все варианты на проработку, но ещё раз повторю: надо говорить об этом с профессионалами, которые должны ответственно подтвердить возможность такого обучения.
Поэтому соответствующее поручение, Александр Александрович, мы дадим. Пожалуйста, представьте коллегам в письменном виде Ваши предложения.
А.Мороз: Спасибо большое.
М.Мишустин: Друзья, у нас сегодня очень много было интересного. Мы посмотрели, как развивается туристическая отрасль в целом. Вы продемонстрировали самые различные проекты в этой сфере – от крупных кластеров до небольших, но очень интересных и набирающих свою популярность глэмпингов. Мы обсудили вопросы, которые интересуют участников индустрии. И конечно, я хочу вас всех поблагодарить за ваши идеи, за вашу работу, за увлечённость тем, чем вы занимаетесь.
Мы обязательно ваши предложения учтём в работе Правительства и нашего соответствующего отраслевого ведомства – Ростуризма.
Туризм действительно один из самых динамично восстанавливающихся секторов отечественной экономики. Я уже сказал, что наши внутренние турпотоки выходят на допандемийный уровень. И очень важно, что растёт приток частных инвестиций, строятся и новые гостиницы, и другая инфраструктура для путешествий. Но хочу ещё раз подчеркнуть, главную оценку этой работе дают граждане, и мнение людей является ориентиром при принятии дальнейших решений, о чём нам всегда говорит Президент.
Туристический сезон сейчас в разгаре, и для многих отпуск – это надолго запоминающееся время. Люди целый год планируют, как провести его с семьёй, с близкими, с родными, с друзьями. Вместе мы должны сделать путешествия по России комфортными и интересными, обеспечить и сервис хороший, и безопасность при путешествиях, удобную логистику, а также сделать поездки доступными по цене (тоже нужно помнить об этом), чтобы, выбирая – отдохнуть за границей или у себя на Родине, наши люди отдавали предпочтение родной стране, поездкам по ней. Как говорится, голосовали за то рублём.
В нынешних условиях открываются дополнительные возможности для запуска новых проектов. И для Правительства очень важно, чтобы бизнес был уверен, что его инвестиции в туристический сектор оправдаются сторицей, поэтому мы устанавливаем долгосрочные правила. В рамках нацпроекта по туризму действует самый широкий набор мер по поддержке как для обеспечения доступности отдыха внутри России, так и для создания выгодных условий для вложений в индустрию гостеприимства. Причём как якорных инвесторов, так и малого и среднего бизнеса. Ведь все предприниматели развивают важные для отрасли направления, потому что в сфере туризма не может быть мелких вопросов: будь то создание новых туристических троп, о чём мы сейчас говорили, или маршрутов речных круизов, запуск масштабных гостиничных проектов либо небольших мест для размещения, – всё это одинаково важно и востребовано туристами, путешественниками.
Коллеги, в завершение хочу ещё раз подчеркнуть: вырабатывая решения по развитию внутреннего туризма, вы всегда должны учитывать запросы людей, позицию предпринимателей и предложения отраслевых объединений, чтобы в полной мере раскрыть потенциал этого замечательного сектора экономики с таким хорошим мультипликативным эффектом, который позволяет нам создавать рабочие места и радовать наших людей.