В рамках рабочей поездки в Сибирской федеральный округ Председатель Правительства посетил выставку проектов туристических комплексов.
На выставке в Горно-Алтайске Председателю Правительства представили, в частности, проекты курорта «Манжерок» и туристско-рекреационного кластера «Каракольские озёра» в Республике Алтай, курорта «Белокуриха горная», горнолыжного комплекса «Бирюзовая Катунь», юрточного глэмпинга «Алтайское кочевье» и экотропы «Бирюзовая» в Алтайском крае, курортного комплекса «Конаково Ривер Клаб» в Тверской области, курортов «Снежная долина» на Камчатке, «Машук Аква-Терм» в Ставропольском крае, «Владивосток Гранд Отель» в Приморье и «Алеан Коллекшн» в Крыму.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день!
А.Швейн (советник председателя совета директоров ПАО «АФК “Система”», куратор туристического кластера «Каракольские озёра»): Добрый день!
Михаил Владимирович, хотел бы Вам доложить о реализации наших инвестиционных проектов, которые мы в прошлом году заявляли.
Первый проект это всесезонный горнолыжный комплекс «Каракольские озёра». К реализации данного проекта подключилась компания «ДОМ.РФ», которая занимается созданием концепции развития природного парка. Проект парка будет в обязательном порядке согласован с местным населением и реализован строго в рамках природоохранного законодательства.
Нами на сегодняшний день проделана следующая работа. Мы определили контур земельных участков, завершена трассировка склонов под горнолыжную инфраструктуру.
И пожалуй, один из самых важных вопросов. Проект горно-алтайского аэропорта мы реализуем вместе с нашими партнёрами – «Сбербанком». Хотелось бы отдельно отметить результаты работы аэропорта. Только за последние четыре года пассажиропоток вырос в 6 раз – с 57 тысяч до 350 тысяч человек. Но, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что дальнейшие перспективы развития в текущем его виде ограничены. И это, безусловно, может сказаться на реализации инвестпроектов. Пассажиропоток ограничен, и это повлияет в том числе на внутренний туризм в республике.
Мы выделили под этот проект 3,5 млрд рублей. На сегодняшний день приступили к проектированию нового аэровокзального комплекса. Планируется в марте 2023 года уже пройти государственную экспертизу и приступить к строительно-монтажным работам. Планируем завершить проект в течение 2023–2024 годов. Новый аэровокзальный комплекс позволит увеличить пассажиропоток не менее чем до 1,5 миллиона человек, то есть более чем в четыре раза. Но помимо этого нам потребуется модернизировать аэродром, увеличить количество стояночных мест для самолётов, сделать ещё одну рулёжную дорожку, увеличить длину взлётно-посадочной полосы на 500 м, для того чтобы расширить количество принимаемых судов, а также установить современное светосигнальное оборудование, для того чтобы приблизиться к первой категории ИКАО. Это очень важный момент.
М.Мишустин: В Комплексном плане модернизации инфраструктуры уже заложены определённые средства на это?
А.Швейн: На сегодняшний день нет. Мы сможем представить заявку после того, как подготовим проект, Михаил Владимирович.
М.Мишустин: Понятно. В марте 2023 года?
А.Швейн: Да. И если можно, поддержать.
Отдельно хотел бы Вас поблагодарить. В прошлом году мы уже этот вопрос поднимали. И благодаря Вашим поручениям в этом году было установлено дополнительное навигационное оборудование и метеоминимумы снижены в 2,5 раза. Спасибо большое.
М.Мишустин: Это очень важно. Абсолютно очевидно, что воздушные ворота помогут в первую очередь обеспечить комфорт туристов, которые сюда будут прибывать, на все курорты.
А что касается Каракольских озёр – красота. Я знаю этот проект очень хорошо. Но очень много лет о Каракольских озёрах только говорят. Хорошо, что вы взялись. И я очень надеюсь, что вы очень быстро выйдете на стройку, потому что разметка готова. Дорога – как я понимаю, в первую очередь это дорога Урлу-Аспак – Каракол – должна построиться очень быстро.
Я абсолютно уверен, что наши люди, россияне, с удовольствием приедут на любой из курортов Алтая. Очень надеюсь на то, что и кешбэк поможет, но и номерной фонд должен быть по разумной цене. Надеюсь, что для наших семей это будет доступно.
А сколько рабочих мест примерно планируете?
А.Швейн: Я думаю, что не меньше 500 рабочих мест. То есть это проект будет достаточно большой, это я сейчас минимально назвал.
М.Мишустин: Всё равно там мультипликативный эффект – закупки, поездки, транспорт.
З.Догузова: Это коллеги, наверное, впрямую считают 500 мест. Мультипликатор рабочих мест – где-то коэффициент 2,7 получается.
А.Швейн: Плюс ещё то, что вокруг будет создаваться. Это неизбежно – вокруг любого большого курорта создаются более мелкие.
М.Мишустин: Как Вы думаете, когда закончите? Именно горнолыжный комплекс «Каракольские озёра».
А.Швейн: Перед собой ставим планку 2028 год, но всё зависит от дороги. Мы просто даже физически не можем материалы туда доставлять сегодня.
З.Догузова: 26 км дороги ещё надо достроить.
М.Мишустин: Мы, без сомнения, все поручения дадим, чтобы посмотреть, что можно сделать. Но очень надеемся, что всё это будет гораздо быстрее.
З.Догузова: Двигаться можно параллельно.
А.Швейн: Мы так и делаем. Пока идёт стройка, мы делаем мастер-план. У нас есть возможность всё продумать, спокойно проработать. С учётом того, что сегодня есть определённые ограничения с горнолыжным оборудованием, нужно продумать логистику.
М.Мишустин: Удачи. Спасибо.
К.Ежов (генеральный директор АО «Курорт “Белокуриха”»). Михаил Владимирович, в прошлом году Вы проводили совещание, я докладывал про проект развития «Белокурихи горной». Напомню, площадь составляет 136 га, 3,5 тыс. перспективных мест размещения. Проект должен быть реализован к 2035 году. Цель – растущий поток туристов на санаторно-курортное лечение, создание комплексного туристического продукта.
В 2021 году была сдана автодорога к горнолыжному комплексу «Гора Мишина», в новом исполнении, с пешеходной дорожкой и велосипедной трассой. В этом году уже идёт строительство автодороги к комплексу «Гора Глухариная», также сдаются водопроводные сети. На 2023 год запланированы три площадочные сети водоотведения. Из объектов размещения построены строительный гостиничный комплекс «Олимп-парк», 44 номера, на 80% отстроен «Алтай Гранд-Крио», это премиальный гостиничный комплекс с медициной превентивного лечения. Это вообще новое направление в Российской Федерации. Также заключены договоры с инвестором на строительство санаторно-курортного комплекса и на строительство детокс-отеля. Заключены соответствующие соглашения с правительством Алтайского края.
З.Догузова: Основу сейчас составляют 3–4 звезды?
К.Ежов: Да, 3–4, но «Алтай Гранд-Крио» – это пятизвёздочный отель.
З.Догузова: Чтобы были разные форматы на любой вкус…
М.Мишустин: Тогда традиционный вопрос: почём номер будет?
К.Ежов: Если четырёхзвёздочный, как сейчас в «Белокурихе», где-то 5–6 тыс. рублей. Сюда входит трёхразовое питание и полноценное лечение.
М.Мишустин: Хорошо.
К.Ежов: Это важный момент, потому что иногда нас сравнивают с обычными гостиницами, а это продукт комплексный. Но здесь, я полагаю, 15–20 тыс. рублей в пятизвёздочном будет стоить, потому что там номерной фонд соответствующий.
Михаил Владимирович, проект очень большой, есть вопрос по строительству радонопровода.
Расстояние между площадкой и месторождением – 7 км. Пообщавшись с коллегами из санаторно-курортной отрасли, мы видим, что этот проект достаточно недешёвый. В госпрограмме развития туризма есть инфраструктурные объекты, на которые можно использовать средства федерального бюджета. К таковым относятся водопроводы, линии электропередач и прочее, но сюда мы не можем отнести строительство радонопровода. Есть ли возможность использовать средства федерального бюджета на строительство радонопровода?
М.Мишустин: Вопрос очень важный, потому что касается качества спа. Значит, дадим все соответствующие поручения, чтобы посмотреть, что можно сделать, в том числе с привлечением средств региона. Что губернатор по этому поводу думает?
О.Хорохорин: Да, мы поддерживаем, конечно, это и примем участие в формировании такого важного объекта.
С.Суханов (генеральный директор АО «Корпорация “Туризм.РФ”»): Мы подписали в прошлом году с губернатором соглашение о развитии этой территории. Действительно, территория очень привлекательная – 136 га, 54 га уже взяли под мастер-планирование и диапазон очень большой – от 1 тыс. мест до 3,5 тыс. Поэтому логично было бы здесь сделать комплексное планирование, чтобы собрать все нагрузки, понять, кто будут потребители этого провода, любые сети должны быть под нагрузкой, это касается и радонопроводов.
Поэтому важно, чтобы эта территория была спланирована комплексно. И выработать заодно механизм предоставления этих вод, для того чтобы определить стоимость технологического подключения и кто будет эксплуатировать. Если это субсидии, это будет регион, бюджетные учреждения и так далее.
М.Мишустин: Всё правильно.
С.Суханов: Мы уже начали подготовку, в октябре приступим к мастер-планированию и закончим в апреле следующего года, и тогда ответы на эти вопросы будут прямо в мастер-планы погружены.
М.Мишустин: Очень хорошо, соответствующее поручение мы дадим и надеемся, что главное – вовремя всё построить и сделаеть. Спасибо вам большое, удачи.