В повестке: о мерах поддержки радиоэлектронной промышленности, о стимулировании экспорта высокотехнологичной продукции, о развитии Северного морского пути.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Александра Новака о ходе работы и перспективах развития Северного морского пути
М.Мишустин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Участники совещания
-
PDF
123Kb
Список участников оперативного совещания с вице-премьерами, 1 августа 2022 года
Начнём с мер по поддержке радиоэлектронной промышленности. Создание современной электронной компонентной базы лежит в основе поставленной Президентом задачи по достижению технологической независимости, технологического суверенитета нашей страны и, соответственно, достижению национальных целей развития.
Принятые Правительством решения помогут дополнительно простимулировать развитие отрасли и формирование собственных компетенций.
В июле в Налоговый кодекс были внесены изменения, которые позволяют российским радиоэлектронным предприятиям из специального реестра – аккредитованным – платить пониженные ставки по налогу на прибыль и по страховым взносам.
Ранее в нём были только компании-разработчики. И чтобы расширить доступ к мерам поддержки, теперь в него будут входить в том числе и отечественные производители. При этом вводится важное требование: в этом реестре больше не должны находиться организации с иностранным контролем. Соответствующее постановление Правительства подписано.
Одновременно утверждён перечень продукции для предприятий, которые смогут претендовать на внесение в такой реестр. В этот перечень, в частности, вошли компьютерные серверы, системы хранения данных, средства защиты информации, электроника для медицинских приборов, светодиодные лампы, различное телекоммуникационное оборудование – в общем, всё то, что необходимо и людям, и бизнесу.
Рассчитывать на льготный налоговый режим теперь смогут и разработчики материалов и технологий, которые используются для производства электронной компонентной базы.
Всё это позволит расширить выпуск собственной радиоэлектроники на фоне введённых запретов на импорт и, соответственно, повысить её конкурентоспособность.
Ещё об одном решении. Оно направлено на стимулирование продаж высокотехнологичной продукции за рубеж. Наращивание несырьевого экспорта – это важнейшая задача, которая поставлена перед нами Президентом.
Российская экономика по-прежнему открыта для всех стран, которые хотят развивать с нами партнёрские отношения. Но в условиях санкционных ограничений отечественные производители и поставщики, конечно, сталкиваются с дополнительными издержками и проблемами.
Чтобы поддержать такие компании, Правительство упрощает действующий порядок компенсации до 80% затрат на транспортировку их продукции, а также более чем в два раза увеличивает максимальный размер такой выплаты – с 11 до 25% от стоимости экспортируемых промышленных товаров. На эти цели в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» предусмотрено почти 8 млрд рублей.
Теперь для получения субсидии компаниям не нужно заранее подавать заявку с указанием планируемого объёма перевозок и проходить сложную процедуру отбора – сложную в том числе и бюрократически. Все необходимые документы можно будет предоставить по факту поставки продукции на внешние рынки. Причём сделать это можно как через цифровую платформу «Мой экспорт», так и в привычном бумажном виде.
Прошу Министерство промышленности и торговли и Российский экспортный центр как можно быстрее организовать эту работу по новым правилам, которые будут действовать в текущем году и в следующем, как мы договорились.
Правительство продолжает развивать Северный морской путь как важнейший транспортный коридор мирового значения. По нему осуществляется основная часть северного завоза, доставляются на мировой рынок металлы, энергоносители, а также идёт транзит грузов между Азией и Европой. При этом он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления, когда нарушаются логистические цепочки поставок продукции. Это надёжный морской маршрут, широко востребованный бизнесом и, конечно, людьми, которые живут в Арктике и на Дальнем Востоке.
Глава государства подчёркивал, как важно поддерживать бесперебойное снабжение жителей и предприятий этих регионов всем необходимым.
По поручению Президента создаётся Главное управление Северного морского пути. Его основной целью станет организация прохода судов, включая выдачу и отзыв разрешений на эту деятельность.
Александр Валентинович (обращаясь к А.Новаку), расскажите, пожалуйста, как эта работа выстраивается сегодня.
А.Новак: Уважаемый Михаил Владимирович, коллеги!
Как Вы уже отметили, Михаил Владимирович, развитие Северного морского пути – это стратегическая задача с точки зрения роста экономики, поскольку в Арктической зоне у нас сконцентрированы значительные запасы полезных ископаемых, а также проживает около 3 миллионов человек. По сути дела, Северный морской путь – это новый глобальный транспортный коридор.
Ключевые социально-экономические задачи, которые он должен решать, – это, в первую очередь, обеспечение северного завоза для наших регионов Арктической зоны. Это даёт возможность и удешевить доставку, и, соответственно, обеспечивать морским транспортом граждан товарами народного потребления и продукцией материально-технического снабжения.
Вторая задача – это вывоз продукции в рамках тех инвестиционных проектов, которые реализуются в Арктической зоне, вывоз продукции прежде всего на мировые рынки, доставка грузов для реализации этих проектов.
И третья задача – это обеспечение международного транспортного транзита Европа – Азия.
По Вашему поручению, Михаил Владимирович, разработана инициатива социально-экономического развития – круглогодичный Севморпуть. На базе координационного центра организована работа в формате реализации специального проекта. Проект действительно комплексный, требующий участия и различных федеральных органов исполнительной власти, и компаний, которые реализуют проекты. Поэтому в рамках координационного центра осуществляется комплексный мониторинг текущей ситуации, реализации проектов, которые обеспечивают загрузку Северного морского пути, строительство судов, ледоколов, строительство портовой инфраструктуры, навигационной инфраструктуры, аварийно-спасательной.
Если говорить об итогах развития СМП, то в 2021 году грузопоток составил 35 млн т, что выше плана на 2 млн т, плюс 6%. В этом году, по состоянию на июль, мы ещё прирастаем на 5%.
Что касается перевозки транзитных грузов, здесь за последние два года рост составил в три раза. А количество рейсов по СМП удвоилось – до 1627. Это является свидетельством востребованности Северного морского пути.
Ожидаемый перспективный грузопоток – задача, которая была поставлена Президентом, 2024 год – 80 млн т. К 2030 году, по данным компаний, которые будут перевозить свою продукцию, объём может составить около 200 млн т.
И это прежде всего связано с реализацией проектов по строительству заводов СПГ компании «Новатэк», нефтедобычных проектов компаний «Роснефть» и «Газпром нефть», реализацией проекта Баимского горно- обогатительного комбината на Чукотке, «Норильский никель» также будет увеличивать объёмы.
Общий эффект прироста ВВП от реализации проектов к 2030 году составит около 30 трлн рублей. Прирост налоговых поступлений мы ожидаем более чем на 10 трлн рублей.
Безусловно, увеличение таких показателей грузопотока требует значительной работы по расширению инфраструктуры по всему маршруту Северного морского пути.
Президентом и Вами поставлены соответствующие задачи по развитию инфраструктуры. Эта работа проводится. И хотел бы доложить, что за последние два года у нас увеличено количество атомных ледоколов с четырёх до шести. Наш флот пополнился двумя самыми мощными в мире ледоколами – это «Арктика» и «Сибирь» мощностью 60 МВт.
Кроме этого, в настоящее время на российских верфях строится ещё четыре атомных ледокола. Три на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, один на «Звезде» в Приморском крае. Планируемые сроки ввода их в эксплуатацию и сдачи: первый – конец 2022 года, остальные – уже в этом году, 2024, 2026 и 2027 годы.
С учётом выбытия трёх ледоколов в ближайшей перспективе из-за выработки ресурса планируется до 2030 года строительство ещё шести ледоколов. Из них четыре – за счёт внебюджетных средств, и два атомных ледокола и судно перезарядки – за счёт финансирования из бюджета.
Хотел бы, Михаил Владимирович, поблагодарить Вас за поддержку в этом вопросе – мы Вам отдельно докладывали.
Также хотел бы отметить, что в рамках развития портовой инфраструктуры завершается строительство терминала «Утренний». Начали строить порт «Бухта Север», угольный терминал «Енисей», начали подготовку к строительству порта Наглёйнын на Чукотке. В прошлом году расширили также морской канал в Обской губе для прохода крупнотоннажных судов.
В соответствии с планами развития инфраструктуры перевалочные мощности должны к 2024 году увеличиться с существующих 32 млн т до 80 млн т. Также, несмотря на имеющиеся сложности, все инфраструктурные проекты выполняются по плану. Продолжаем работу по достижению объёмов грузопотока в соответствии с поставленными задачами. Особое внимание, безусловно, уделяем совместно с коллегами из МЧС, «Роскосмоса» развитию аварийно-спасательной инфраструктуры СМП, арктической спутниковой группировки для прогнозирования метеорологических и ледовых условий, обеспечивающей связь и интернет.
Уважаемый Михаил Владимирович, как Вы уже отметили, в этом году в целях совершенствования системного взаимодействия ведомств и служб и повышения эффективности работы а также централизации полномочий по управлению Северным морским путём, в соответствии с Вашим поручением приняты поправки в федеральный закон о госкомпании «Росатом» и в Кодекс торгового мореплавания. «Росатом» теперь полностью отвечает за организацию судоходства в акватории Северного морского пути.
Также в «Росатоме» создаётся главное управление СМП, в состав которого входит Штаб морских операций. Вами подписано соответствующее распоряжение. Это позволит обеспечить безопасность хождения по трассам Северного морского пути, стабильную доставку грузов в рамках северного завоза и привлечёт дополнительно на Северный морской путь новых грузоперевозчиков в рамках транзита.
Уважаемый Михаил Владимирович, задачи масштабные, достаточно комплексные, и нам необходимо будет, безусловно, продолжить работу по развитию этого стратегического транспортного коридора в рамках тех решений, которые приняты Президентом и Вами.
М.Мишустин: Спасибо.
Очень важно, чтобы мы все намеченные планы исполняли. И сбалансированность ресурсов, в том числе и государственных ресурсов, которые в бюджете, инвестиционных программ, о которых мы говорили, должна быть скоординирована. Я в первую очередь говорю о решениях, которые мы принимали, в частности касающихся необходимости сбалансировать программу строительства ледоколов, в том числе за счёт федерального бюджета.
У меня просьба: как мы и договорились, перед тем как мы будем вносить изменения в федеральный бюджет и формировать бюджет на трёхлетку, предусмотреть все необходимые средства. Это касается и большого количества инвестпроектов. В частности, Вы говорили о Баимском ГОКе. Нужно, по-моему, четыре таких же блока. Там причальная стенка была, там была дорога. Мы говорили с «Росатомом» о вывозе отходов. Очень большой набор вопросов, которые надо координировать и решать.
Александр Валентинович, Вы лично по нашей договорённости отвечаете и контролируете все эти межведомственные задачи развития Северного морского пути. Это, подчеркиваю, смежные задачи.
Просьба держать на личном контроле все вопросы.