Глава Росимущества доложил об итогах выполнения бюджетного задания по реализации объектов недвижимости, работе над сокращением доли государства в федеральных государственных предприятиях, а также проведении цифровой трансформации.
М.Мишустин: Уважаемый Вадим Владимирович!
Вы возглавляете очень важное ведомство, в ведении которого – значительный массив федеральной собственности. Это предприятия, государственные учреждения, земельные участки и другие объекты недвижимости. Их более 2,6 млн, по общему подсчёту, это серьёзное управленческое хозяйство. Расположено оно по всей стране и по всем регионам.
Необходимо эффективно решать целый комплекс задач, связанных с управлением государственной собственностью, о чём неоднократно говорил Президент. И сегодня особого внимания требует, в частности, выполнение бюджетного задания по реализации объектов и привлечению денег в казну.
Доложите, как в этих направлениях идут дела, как проходит приватизация?
В.Яковенко: Уважаемый Михаил Владимирович!
В прошлом году агентству удалось добиться неплохих результатов – мы принесли в казну 366 млрд рублей. Перевыполнили бюджетное задание на 17%.
Кроме того, доходы от распоряжения имуществом (это аренда федерального имущества, аренда земель, которая также учитывается) составили свыше 17 млрд рублей. И рост по сравнению с 2020 годом – 24%.
Распоряжением Правительства было определено в прошлом году, что не менее 50% чистой прибыли идёт на выплату дивидендов. По нашему мнению, это стало большим подспорьем, и во многом именно этим мы можем объяснить те большие суммы, которые поступили в федеральный бюджет.
Кроме того, было поставлено на кадастровый учёт порядка 200 тыс. га земель. Это будет нам хорошим подспорьем в текущем году для выполнения планового задания.
Поступления от приватизации составили порядка 6 млрд рублей. Это так называемая массовая приватизация.
На сегодняшний день от продажи акций компаний, которые находятся в прогнозном плане приватизации, в федеральный бюджет уже поступило порядка 3 млрд рублей.
Кроме того, было принято важное решение по синхронизации прогнозного плана приватизации с законом о бюджете.
В соответствии с Вашим поручением, Михаил Владимирович, были подготовлены и уже прошли в первом чтении в Государственной Думе два законопроекта. Первый касается введения дополнительной возможности специального права. Таким образом, мы получим возможность контролировать в постприватизационный период те компании, которые были реализованы с инвестиционными условиями.
Также прошёл первое чтение проект закона об упрощённом порядке реализации объектов казны стоимостью до 100 млн рублей. Это существенно упростит процедуру реализации таких объектов. Их не надо будет включать в прогнозный план приватизации. Вся ответственность будет лежать на нас, и мы будем отчитываться о ходе этой работы.
Несколько слов по оптимизации корпоративного сектора. В соответствии с поручением Правительства мы работаем над сокращением доли государства в федеральных государственных предприятиях. На начало работы в 2020 году их было 1436. Сегодня уже 436 предприятий – мы определили их дальнейшую судьбу: часть из них будет приватизирована, часть будет реорганизована, а какая-то доля войдёт в вертикально интегрированную структуру. Уже 38 пакетов федеральных акций мы внесли в вертикально интегрированные структуры, такие как «Алмаз – Антей», КТРВ и ряд других.
Кроме того, Правительством были разработаны в прошлом году KPI для государственных компаний. Если раньше это были только финансово-экономические показатели, то сейчас учитываются и отраслевые показатели, те проекты, которые ведут к достижению национальных целей.
В данный момент совместно с Правительством мы также ведём работу по долговой нагрузке – рассчитываем долговую нагрузку компаний.
М.Мишустин: Вадим Владимирович, мы неоднократно с Вами обсуждали: очень важная тема – это цифровая трансформация, или цифровизация, которую сегодня в том числе проводит Росимущество. Что здесь очень важно – это обеспечить полноту учёта, базу данных о государственном имуществе, его характеристиках. Соединить государственные субъекты права с объектами недвижимости, зданиями, сооружениями, земельными участками. И конечно, чтобы все характеристики соответствовали тому, что есть на самом деле, – и категории земель, и виды разрешённого использования, и эффективность управления этими ресурсами, которая должна быть максимально высокая. Я знаю, что ведётся в этой области активная работа.
Хотел бы, чтобы Вы подробнее рассказали, как в Росимуществе этим занимаются, как улучшаете сервисы и что делаете в направлении цифровой трансформации для достижения национальных целей, поставленных Президентом.
В.Яковенко: Михаил Владимирович, как Вы уже отметили, порядка 2,5 млн объектов на сегодняшний день учтено в реестре федерального имущества. Из них 500 тыс. – это собственно объекты казны, которые закреплены за нашим агентством.
С целью создания эталонного реестра данных в своё время мы с коллегами по Вашему поручению детально прорабатывали этот вопрос. Было принято решение о создании такого реестра, куда помимо данных Росреестра мы могли бы интегрировать информационные системы наших коллег: Федеральной налоговой службой, Федерального казначейства, Роспатента, Министерства внутренних дел, МЧС и ряда других.
Определённая работа в этом направлении нами уже осуществлена. На сегодняшний день мы смогли интегрировать наши базы прежде всего с базами Росреестра. Мы завершили в декабре прошлого года интеграцию с базой Федерального казначейства. Теперь у нас нет расхождений в стоимости объекта.
С Федеральной налоговой службой мы теперь получаем онлайн бухгалтерскую отчётность. Это во многом нам помогает предусмотреть и не допустить до банкротства наши федеральные государственные унитарные предприятия.
В части сквозного отслеживания арестованного, конфискованного имущества нами проводится работа с Федеральной таможенной службой. И мы также завершили интеграцию информационных систем.
На текущий год мы поставили перед собой задачу – усовершенствовать работу по межведомственному порталу. Межведомственный портал – это информационная система, которая входит в единую систему управления государственным имуществом, и через неё мы поддерживаем постоянную связь с нашими государственными компаниями. Он морально устарел. Разрабатывался порядка 15 лет назад. Мы приняли решение и уже провели все необходимые консультации, рабочие встречи с коллегами из государственных компаний. Услышали их предложения и готовы в этом году модернизировать межведомственный портал.
Кроме того (из того, что уже сделано и предстоит сделать), – мы поменяли принцип ведения реестра. Раньше он вёлся по месту нахождения правообладателя и возникали большие сложности. Сейчас мы от этого ушли, и теперь реестр ведётся по месту расположения объекта. Мы полагаем, что это серьёзно сэкономит нам силы и средства.
Помимо этого, сейчас применяется новый риск-ориентированный подход к проверкам федерального имущества. Также нашими коллегами разработан пилотный модуль. Он стыкуется с московской системой департамента госимущества. Мы таким образом находим объекты, которые не попали, выпали из зоны нашего внимания, но, по сути, относящиеся к федеральной собственности. Только применение такого риск-ориентированного подхода этих систем в Москве позволило установить, что больше 200 тыс. кв. м федеральных площадей на сегодняшний день не используется. Соответствующий доклад нами подготовлен в Правительство, и мы в дальнейшем собираемся продолжать эту работу.