Тема брифинга: готовность транспортного комплекса к пассажирским перевозкам летнего сезона 2022 года.
Вопрос: Виталий Геннадьевич, добрый день!
Глеб Фёдоров, портал «Объясняем.рф». Впереди летний туристический сезон, и очевидно, что пассажиры будут больше путешествовать внутри страны. Готов ли наш транспортный комплекс к наплыву пассажиров? И как обстоят дела, в частности, на железной дороге?
В.Савельев: Безусловно, транспортный комплекс России готов к перевозкам пассажиров. Наступает горячий сезон для всех транспортных компаний. И естественно, компании готовятся к перевозкам.
Самая актуальная наша задача – это обеспечение безопасности поездок на всех видах транспорта. Поэтому могу заверить, что пассажиры не должны беспокоиться за безопасность поездок.
Что касается направлений, в частности, Федеральная пассажирская компания – «РЖД» открывают до 400 новых поездов по самым востребованным маршрутам: из Москвы в Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, в восточном направлении – Пенза, Саранск, Нижний Новгород. У нас есть южное направление – Белгород, Воронеж, а также Смоленск – Адлер.
В летнем сезоне традиционно растёт пассажиропоток, с чем будет связано большее количество поездов по сравнению с зимним сезоном. Для перевозки пассажиров Федеральная пассажирская компания планирует также шесть туристических круизных поездов, это 18 знаковых туристических маршрутов: Выборг, Петрозаводск, Псков, Ярославль, Свияжск, Нижний Новгород и маршруты по городам Северного Кавказа.
Кроме того, по направлениям Крыма на начало мая перевозчик «Гранд Сервис Экспресс» обеспечит 121 поезд по 10 направлениям. Хочу отметить, что уже в настоящий момент на «Гранд Сервис Экспресс» продано на 40% больше билетов, чем в аналогичный период прошлого года. И предложена сейчас 51 тыс. мест к покупке, поэтому пассажиры могут свободно приобрести билеты.
Поезда в Крым не только из Москвы, но и из Санкт-Петербурга, Ростова. На лето перевозчиками назначено около 1,3 тыс. поездов по 17 направлениям.
Вопрос: В какие даты ожидается повышенная нагрузка на железную дорогу? Сколько мест будет по южным направлениям и не ожидается ли роста цен на билеты?
В.Савельев:. Для железной дороги пиковыми датами во время майских праздников будут 29, 30 апреля и 6 мая (выезд) и 3, 9 и 10 мая (возврат). На начало мая на поезда формирования Федеральной пассажирской компании уже продано свыше 315 тыс. билетов. Количество свободных мест в южном направлении достаточно большое – это поезда в Адлер, Анапу, Новороссийск, Кисловодск, Нальчик, Дербент, Владикавказ и другие. При увеличении спроса на проезд железнодорожным транспортом в летнем сезоне мы будем добавлять вагоны к поездам, которые работают круглогодично, они назначены на это направление.
Конечно, даже при существенном росте нагрузки мы обеспечиваем прежде всего безопасность пассажиров. А что касается цен на билеты, то вы абсолютно правы: коллеги из «РЖД» сейчас делают всё возможное, чтобы цены на билеты не росли. Более того, компания «РЖД» уже седьмой год подряд принимает решение о предоставлении 50-процентной скидки детям от 10 до 17 лет на период летних школьных каникул. Одновременно государство также предоставляет субсидии 50% для детей от 10 до 17 лет в течение учебного года – с января по май и с сентября по декабрь.
Вопрос: Речной транспорт и водные направления: какие самые интересные в этом году будут доступны?
В.Савельев: С 22 марта открыта навигация в южных бассейнах нашей страны, к маю откроется большинство, за исключением северных регионов.
В 2022 году сохранены ключевые туристические направления в рамках перевозок внутренним водным транспортом. Судоходные компании организуют свои туры от 2 до 5 дней из Москвы до Углича, Твери, Ярославля и Рязани, из Самары – до Волгограда, Саратова, Нижнего Новгорода и Чебоксар, из Нижнего Новгорода – до Казани, Костромы и Плёса.
Обновляется речной флот. На Москве-реке начали тестировать новые российские электрические суда. В отличие от туристических теплоходов, они будут перевозить пассажиров круглогодично. Строятся они в Ленинградской области, и летом планируется запустить девять таких судов.
Отдельно хочу отметить, что готовятся к запуску перевозки на новом судне на подводных крыльях «Валдай» по маршруту Чебоксары – Казань. Всего на маршруте будет работать три таких судна.
Особо отмечу новейший теплоход «Мустай Карим», который пришёлся по душе и судостроительной, и круизной отраслям России.
В части морского транспорта в июне ожидается запуск перевозок скоростными судами «Комета» по маршруту Ялта – Севастополь. И в июле стартуют черноморские круизы на теплоходе «Князь Владимир» по маршруту Сочи – Новороссийск – Ялта – Севастополь – Сочи.
Вопрос: С 2014 года в России действует система единого билета. Насколько широко она сейчас применяется и чем она полезна?
В.Савельев: Для улучшения транспортной доступности, особенно на курортных направлениях, Минтранс в лице Единой транспортной дирекции ещё в 2014 году внедрил систему единого билета. Единый билет – это специальная услуга, которая позволяет оформить единый билет на транспортное средство, допустим, «поезд – автобус» или «самолёт – автобус». Это позволяет пассажиру, во-первых, гарантировано спланировать путешествие, второе – комфортно и беспрепятственно добраться до точки назначения, которую он выбрал, получить максимально удобную стыковку между рейсами и круглосуточную поддержку. Например, по направлениям Шерегеш и Архыз – новым по сравнению с 2021 годом.
Оформить единый билет пассажиры смогут в любой кассе Федеральной пассажирской компании, либо на сайте «РЖД», либо в агентских сетях Федеральной пассажирской компании.
Что касается авиабилетов, то их можно оформить в Транспортной клиринговой палате. Такой сервис приходится по душе россиянам, и мы его всячески поддерживаем.
Вопрос: Есть ли сейчас спрос на автобусные перевозки между регионами?
В.Савельев: Да. Очень многие пассажиры предпочитают поездки на автобусном транспорте, и сегодня уже доступно около 5,5 тыс. межрегиональных маршрутов по всей нашей стране. Хочу особое внимание обратить на 42 маршрута, которые добавились в этом году. Пассажиры ждали их. Новые маршруты запущены в Краснодарском, Ставропольском краях, Татарстане, Крыму, Калмыкии, Ростовской, Астраханской, Ульяновской, Новосибирской и других областях.
Вопрос: Всех волнует текущая ситуация и то, как она сказывается на авиаперевозках. Что делает министерство, для того чтобы гарантировать бесперебойное авиасообщение?
В.Савельев: Вопрос авиаперевозок сейчас особенно актуален. Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным принято беспрецедентное решение в части субсидирования перевозок – мы возвращаем деньги за билеты, они будут выплачены пассажирам. Потому что мы понимаем, что не по их вине сложилась ситуация, из-за которой они не смогли посетить зарубежные страны или совершить поездки по России. Билеты будут возвращены в денежном выражении. Такое решение принято.
Второе: те аэропорты, которые сегодня вынужденно закрыты – это 11 аэропортов Юга, – также получат субсидии со стороны Правительства, и Президентом эта субсидия поддержана, для того чтобы они могли восстановить понесённые потери.
Будет оказана впервые огромная поддержка операционной деятельности компаний, но методика Минтранса, которая сейчас утверждена и принята, будет применяться впервые. То есть авиакомпании получат не просто субсидию на поддержку своих кассовых разрывов, операционных убытков, они получат субсидию только в случае перевозки пассажира. То есть ежемесячно, по окончании месяца авиакомпании будут предоставлять свои данные о перевозке пассажиро-километров: сколько пассажиров на какую дистанцию они перевезли, и по итогам месяца Росавиация будет изучать, сравнивать эти документы, и после этого мы будем выплачивать субсидию, которая рассчитана Минтрансом и утверждена. Это довольно серьёзное подспорье для организации работы с пассажирами. Но, хочу ещё раз подчеркнуть, авиакомпании получат не прямую субсидию на себя, а только за перевозку пассажиров, что, на наш взгляд, должно стимулировать авиакомпании в организации перевозок пассажиров.
Хочу напомнить, что в прошлом году мы перевезли 111 миллионов пассажиров, из них 87,5 миллиона мы перевезли внутри России. В этом году мы планируем перевезти 90 миллионов пассажиров внутри России, потому что внешний рынок сужается, международные перевозки будут падать и наши пассажиры, мы предполагаем, начнут путешествовать больше по России. 87,5–90 миллионов – это очень близкие цифры, это будет вполне реалистично.
На зарубежные направления, куда мы также сейчас научились летать уже на наших отечественных судах, – это будет девять стран пока. И мы планируем, что в целом около 10 миллионов россиян смогут посетить зарубеж.
Одновременно хочу отметить, что все выделенные вновь субсидии не отменяют ту субсидию, которая уже в бюджете Российской Федерации утверждена для Минтранса. Это 27,5 млрд, из которых практически половина – это субсидии для жителей Дальнего Востока (это 215-е постановление, постановление 1242). И также надо отметить, что мы впервые оказали беспрецедентную помощь дальневосточной авиакомпании «Аврора», которая получит 5,9 млрд рублей на текущий год. Это в пять раз больше, чем годом ранее.