Вице-премьер осмотрел производственные площадки и обсудил с руководством предприятий форсирование программ импортозамещения в авиационной и автомобильной промышленности.
Юрию Борисову показали производственный комплекс Казанского авиационного завода им. С.П.Горбунова (филиал ПАО «Туполев», входит в ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» госкорпорации «Ростех»), который масштабно модернизируется. В осмотре также принял участие президент Республики Татарстан Рустам Минниханов.
В ближайшие годы в Казани на базе завода рассчитывают получить качественно новую производственную площадку. За 95-летнюю историю с конвейера завода сошло более 20 тыс. единиц авиационной техники 22 типов, в том числе всемирно известные самолёты АНТ-3, Пе-2, Ту-16, Ту-104Б, Ил-62М, Ту-22МЗ, Ту-160.
Вице-премьер акцентировал внимание на двух заводских проектах – малосерийном производстве самолётов Ту-214 и модернизации ракетоносцев Ту-160. Ту-214 собирают на заводе малой серией под заказы госструктур. У самолёта несколько модификаций. Пассажирские Ту-214 полностью отвечают международным требованиям по шуму на местности и эмиссии вредных веществ в атмосферу.
«Ту-214 – эффективные магистральные узкофюзеляжные двухдвигательные самолёты, почти полностью российские, – заявил Юрий Борисов. – Они зарекомендовали себя как надёжная техника. Думаю, завод уже в полной мере подготовил производство. Поэтому сегодня мы будем обсуждать, как поэтапно выйти на минимум 10 самолётов в год».
Ту-214 состоит в основном из российских компонентов, зарубежные используются минимально. Вице-премьер выразил уверенность, что за текущий год получится заместить импортные детали отечественными.
Другой важнейший проект ПАО «Туполев» и КАЗ – возобновление серийного производства стратегических ракетоносцев Ту-160 (самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолёт и самолёт с изменяемой геометрией крыла, а также один из наиболее мощных боевых самолётов в мире). На Ту-160 установлено 44 официальных мировых рекорда.
Программа воспроизводства Ту-160 стартовала по решению Президента России Владимира Путина. 12 января 2022 года с аэродрома КАЗ совершил первый полёт первый вновь изготовленный стратегический ракетоносец Ту-160М. Это модернизированная версия ракетоносца (сохраняет внешний облик, но создаётся на совершенно новой технологической базе с использованием цифровых технологий). Одно из достояний завода – модернизированная электронно-лучевая сварка и вакуумный отжиг для изготовления крупногабаритных титановых элементов. Установка электронно-лучевой сварки КАЗ – самая мощная в мире. Работы по её восстановлению начались в марте 2016 года, а уже в начале мая 2017 года на авиазаводе стартовал процесс сварки крупных элементов из титана для воспроизводства легендарного ракетоносца Ту-160.
По итогам осмотра Юрий Борисов провёл совещание, на котором обсудили производственные планы Казанского авиационного завода.
Далее вице-премьер отправился в Набережные Челны на ПАО «КамАЗ». Главная проблема предприятия на данный момент – поставки зарубежных комплектующих для грузовиков всех поколений, особенно К4 и К5. ПАО «КамАЗ» не планирует останавливать конвейер и продолжит собирать ежемесячно около 3,5 тыс. грузовиков всех модельных рядов, но большая часть будет из предыдущего поколения К3. При этом, по данным гендиректора ПАО «КамАЗ» Сергея Когогина, в марте будет выпущено 537 автомобилей нового модельного ряда (315 единиц поколения К4 и 222 единицы поколения К5), в апреле – 125, в том числе 55 тягачей КамАЗ-54901. В мае планируется производство 214 автомобилей поколения К4. Перед конструкторами, закупщиками и производством поставлена задача – с января 2023 года приступить к сборке автомобилей К5 уже без участия иностранных партнёров. Начальный объём выпускаемых грузовиков будет небольшим, но отказываться от перспективной линейки автомобилей, в разработку которой вложено много средств и времени, ПАО «КамАЗ» не планирует.
Под восстановление производства грузовиков новейшего поколения К5 составлена «дорожная карта». Менеджмент КамАЗа определился как с загрузкой заводов технологической цепочки, так и с перспективами дочерних производств. Служба развития в настоящее время прорабатывает детали этого процесса.
Правительство намерено поддержать отечественный автопром, отметил вице-премьер.
«Есть положительная новость. С нашего рынка в условиях санкций уйдут игроки так называемого премиального сегмента, это Scania и MAN. Это потенциальная возможность занять весь сегмент КамАЗом. И мы постараемся ему помочь, чтобы начиная по крайней мере с 2023 года мы доминировали на этом рынке. Но если мы его займём, то, уж извините, мы больше никогда никого туда не пустим», – сказал Юрий Борисов.